История эстетики перед лицом современности
Устюгова «Современная эстетика – разрыв с традицией?» (статья):
1. Современная эстетика находится в ситуации подготовки к новому уровню и этапу самосознания. Часто о ее нынешнем положении говорят, как о кризисном. Некоторые безапелляционно утверждают, что содержательность эстетики исчезла с отмиранием классической философской парадигмы, определявшей авторитетное место этой дисциплины в системе философского знания, и сомневаются в наличии объективной потребности в ней современной науки, культуры и общества. Другие философы, анализируя состояние современной эстетики, считают его следствием объективных причин, многие из которых лежат за пределами самой эстетики и характеризуют исторические изменения (в том числе и кризисные), происходившие на протяжении 19 в., а особенно 20 века в культуре в целом, в философии и искусстве, в гуманитарном познании. Отсюда эстетика оказалась «между двух огней», с одной стороны, ее упрекают в эмпиризме, недостаточной теоретичности и методологической строгости, а с другой стороны, заклинают о недопустимости системной категориальной четкости, квалификационных суждений об искусстве.
2. Трудности, встающие на пути осмысления современного искусства, не должны вести к абсолютизации современной ситуации. Учение Аристотеля о форме, о трагическом, о катарсисе, средневековое учение о символе, анализ возвышенного и безобразного, учение о гармонии и целостности, осмысление Шиллером роли игры и феномена «видимости», идеи романтизма о художественном творчестве, кантовская концепция эстетического вкуса и гения, а также многое другое не потеряло своей теоретической значимости, как не утратила ценность вся история искусства перед лицом современных художественных новаций.
Историческое движение эстетических категорий, изучение внутренних интенций их развития, опирающееся на историко-философский и культурологический материал, анализ исторического движения эстетических смыслов через эти категории — это предмет исследования, результаты которого необходимы для теоретического и конкретно-исторического понимания искусства и культуры как прошлой, так и современной, и как целостного процесса их развития от прошлого к настоящему и будущему.
3. Необходимость нового самоопределения эстетики вызвана сегодня также тем, что к феномену «эстетического» и искусству обращаются многие гуманитарные, в том числе и философские дисциплины, например, философская антропология, социальная философия, теория познания и даже онтология, теория культуры, культурология. Естественно, что все дисциплины, которые обращаются к феномену эстетического, не анализируют его в категориальной системе эстетики, так как это не входит в их задачи. Но и сами эстетики часто не доводят свои исследования до категориально-аналитического уровня, оставаясь на описательно культурологическом уровне, что, в конце концов, приводит в размыванию эстетического знания, эстетика перестает быть теоретической дисциплиной.
4. Эстетика не может останавливаться на уровне выявления в искусстве духовного содержания эпохи и связи искусства с другими формами культуры. Эстетика, одной из центральных проблем которой традиционно была проблема художественного творчества, должна преодолевать иллюстративность и исследовать творческую постановку искусством духовных проблем времени, то, как эстетически — через общие законы художественного языка, через язык художественной формы уникального художественного произведения — искусство осуществляет свой собственный творческий вклад в культуру.
5. Обрушившийся поток художественной продукции самого разнообразного толка и качества ставит перед современной эстетикой вопрос, постановка которого критикам традиционной эстетики может показаться нормативной, а значит, абсолютно неприемлемой. Это вопрос о смысле искусства и критериях художественности. Все, что признается «миром искусства» за искусство, принимается как безоговорочная данность. Львиная доля того, что к нему причисляется, принадлежит к так называемой художественной индустрии и окрашено потребительской ангажированностью массовой культуры. Но «классическая» эстетика опиралась на образ искусства, в профессиональности, творческой ответственности которого не было сомнения. Несомненно, что в отношении современного искусства нужен дифференцированный подход. Вне анализа этой проблемы, оперирование понятием «современное искусство» научно некорректно. Этот анализ — прямая задача современной эстетики.
Анализ современного искусства не может быть плодотворным вне соотнесения с традицией. Ведь современная поэтика в значительной степени строится на игре с традицией, на сопоставлении высокого и профанного.
6. Вся теоретическая эстетика ориентирована на европейскую культуру и обращается к Востоку только для сопоставления, но не сравнительно-теоретического анализа. Выявляется только различие, а не общие проблемы, идеи, подходы. Эстетика не знакомится с философско-эстетической рефлексией Востока и ее исторической эволюцией.
Трактат Аристотеля «Поэтика»
По Ф.А. Петровскому
Книга написана в конце жизни Аристотеля, между 336 и 322 годами до н.э. Теория Аристотеля сделана не на отвлеченных понятиях, а на основе изучения истории всех видов древнегреческого искусства, на основе анализа великих древних текстов. Дошедший до нас текст – неполон, он без окончания, и со многими пропусками и искажениями.
В понимании Аристотеля термин «поэтика» означает словесное, литературное творчество, то есть искусство поэзии и эпоса и драмы, а не науку об искусстве.
Основные постулаты поэтики Аристотеля.
1. Аристотель вводит в научный обиход термин мимесис - подражание, воспроизведение.
И здесь он отделяет подражательные искусства, то есть все виды искусства в современном смысле слова от математики, медицины и других наук.
2. Если наука изучает реальное и существующее, то все искусство могут говорить о том, что могло бы быть, о возможном по необходимости или по вероятности. Именно так искусство постигает истину – через воспроизведение возможного.
3. Поэзия (то есть литература вообще) говорит об общем, а история (как наука) говорит о единичном, следовательно, «поэзия философичнее и серьезнее истории». Понятие общего здесь сходно с тем, что мы в наше время называет типичным.
4. Искусство – развивается и меняется в разных жанрах и у разных авторов.
5. Подражание (мимесис) в искусстве бывает разным – это разные способы художественного познания мира, это немного уже напоминает наше понятие творческого метода: реализм и модернизм, например, это разные способы художественного познания действительности, хотя Аристотель еще и не подходит даже к понятию творческого метода, это случиться гораздо позже. Три способа подражания в искусстве по Аристотелю:
- подражать тому, что есть на самом деле
- подражать и изображать вещи такими, как о них говорят и думают
- подражать тому, какими вещи должны быть
6. «Нелогичное следует оправдывать тем, что говорят люди, оно иногда бывает не лишенным смысла: ведь вероятно, чтобы кое-что происходило и вопреки вероятности»
7. Необходимо обязательно правдоподобие характеров, их последовательность в действиях.
8. Эстетическое наслаждение от искусства – это удовольствие, которое доставляет познание.
9. Признак искусства – творческая организация жизненного материала, то есть композиция и сюжет =фабула.
10. Понятие художественной целостности – когда из произведения нельзя ничего убрать или поменять местами без смены смысла. это как живой организм - не регистрация действительности, а творении действительности.
11. Понятие соразмерности - главные формы прекрасного: порядок в пространстве, соразмерность и определенность. «Фабулы должны иметь длину легко запоминаемую». Соблюдение меры.
12. Понятие целесообразности - прекрасное развивается по тем же законам, что и полезное.
13. Законы человеческого восприятия искусства.
14. Норма - нормативная часть поэтики Аристотеля (то есть требование к искусству выполнять определенные нормы): здесь для него главный образец - Гомер, потом – Софокл:
- единство действия (строгая норма)
- единство времени – относительное (не строгая норма)
- размер произведения – относительный , зависит от содержания (не строгая норма)
(Во французском классицизме, XVIII век, Буало превратил все гибкие нормы Аристотеля в догму) .
15. Понятие катарсис – трагическое очищение - «путем сострадания и страха». Если какие-то явления в искусстве, в трагедии, вызывают у зрителя сострадание или страх, то осмысление этих явлений должно привести к очищению этих чувств от бессознательного и к пониманию истины.