Феномен черно-белой художественной фотографии в современном фотоискусстве, ее роль в формировании творческого восприятия

Черно-белая фотография предполагает некое обобщение, а обобщение является одним из вариантов творческого осмысления действительности. Задачи, которые в цветной фотографии решаются при помощи колорита, в черно-белой решаются за счет тональности и контраста изображения.

«Подлинному произведению фотоискусства часто присуща определенная доля недосказанности, кажущейся незавершенности, дающая возможность включить в творческий процесс домысливание самого зрителя. И, напротив, избыточность информации, ее однозначный характер не способствует эмоциональному восприятию фоторабот зрителем». [26, с. 117].

Черно-белые фотографии заключают в себе определенный минимализм – мы теряем информацию о цветах предметов и воспринимаем лишь оттенки серого, линии и формы. С одной стороны, это упрощает задачу фотографа, поскольку в черно-белых кадрах не так заметны отвлекающие яркие элементы, и можно не переживать, что при съемке портрета на улицах города все внимание зрителя уйдет не на модель, а на яркую рекламную вывеску на заднем плане. С другой стороны, информационный шум проявляется через линии в кадре.

Приступая к съемке на черно белую пленку, фотограф должен привыкнуть игнорировать свое нормальное человеческое зрение. Съемка на пленку хороша для оттачивания фотографических навыков.

Сегодня использование тонального решения фотоснимка уже не продиктовано имеющимися в наличии способами получения изображения. Цветные фотоматериалы давно используются в традиционном способе обработки, а возможности цифровых технологий приближаются к качеству аналоговой печати. Тем не менее, в среде фотохудожников цветная фотография не вытеснила черно-белую, а портреты в темной тональности можно получить как цифровым или аналоговым путем, так и путем их комбинирования.

Казалось, что наступление эры массовой цветной фотографии сделает бессмысленными традиционные черно-белые снимки. Они неизбежно потеряются где-то в глубине столетий. Однако, несмотря ни на что, черно-белые фото по-прежнему чрезвычайно популярны у всех поклонников фотографии. Они прошли проверку временем и технологиями, став настоящей классикой фотографического искусства. Черно-белая фотография уже давно стала признаком высокого искусства в таких популярных жанрах, как портретная съемка, «ню» или художественное фото. В наши дни особенной популярностью пользуется не только черно-белая съемка, но и перевод цветных фото в черно-белые снимки, которые придают изображению необходимую выразительность, совершенно потрясающий художественный эффект старины и загадочности.

Многие современные профессиональные фотографы предпочитают работать именно в жанре черно-белой фотографии. Прежде всего, черно-белое фото акцентирует внимание зрителя на линиях, фактуре, форме объекта, на игре света и теней. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность. Порой различные цвета мешают сосредоточиться на главном, делая изображение излишне сумбурным. Черно-белое фото, напротив, позволяет исключить все лишнее и сосредоточиться на главном, расставляя нужные акценты в изображении. Недаром черно белый художественный портрет считается классикой у профессиональных фотографов, поскольку с помощью тонального изображения проще передать характер и истинную сущность человека.

Черно-белые фотографии также прекрасно передают настроение, глубокий смысл или личные переживания героя. Они позволяют в полной мере запечатлеть личный взгляд фотографа и определенный эмоциональный посыл. Кроме того, черно-белые фотографии обладают своей собственной аурой старины, от которой порой веет таинственной грустью и какой-то теплотой. Цветные фотографии, к сожалению, не могут передать всю гамму чувств и душу снимаемых объектов. Именно поэтому многие люди любят пересматривать свои черно-белые фотографии в старых альбомах. Многим хочется вновь ощутить прежние переживания, воспоминая, образы.

Меж тем, отсутствие цветов в фотоизображении заставляет фотографа непрерывно совершенствовать свое искусство композиции и фотографические приемы. Только это позволяет получить качественное и запоминающееся черно-белое фото, поскольку все огрехи в этом случае будут видны как на ладони. Необходимо четко акцентировать все детали черно-белого изображения, чтобы получить нужный художественный эффект. Это является главной причиной того, что на профессиональных фотокурсах преподаватели часто начинают обучение именно с освоения приемов и средств черно-белой фотографии. Это необходимо для того, чтобы студенты научились грамотно концентрировать свое внимание на композиции, определять контрастность и структуру снимаемого объекта, тем самым, совершенствуя свой фотографический почерк.

В настоящее время качественное черно-белое фото можно получить несколькими способами. Традиционный вариант – использовать фотокамеру с черно-белой пленкой. В современной же цифровой фотокамере в настройках можно установить режим черно-белой фотографии. Однако, на самом деле цифровая камера все равно снимает в цвете, а затем самостоятельно преобразует цветное изображение в монохромное. Не стоит доверять эту работу камере, поскольку сегодня существуют мощные графические редакторы, с помощью которых можно быстро перевести цветное фото в черно-белый снимок, добавив к тому же необходимые художественные эффекты. Такой способ получения черно-белых снимков сегодня весьма популярен в массовой фотографии. Однако, профессиональные фотографы и истинные любители черно-белой фотографии все же предпочитают снимать по старинке с использованием серебросодержащих фотоматериалов. К тому же черно-белая фотография не требует дорогих камер или оборудования. Достаточно приобрести фотоаппарат с хорошей оптикой, а все современные функции камеры не играют большой роли при съемке черно-белых фотографий.

Творческая черно-белая фотография – это, прежде всего, искусство и качество работы фотографа, а затем уже все остальное. Именно от качества работы фотографа зависит выразительность и эмоциональное наполнение черно-белого снимка. Для получения хороших черно-белых снимков необходимо в совершенстве овладеть фотографическими приемами. Одно из основополагающих условий качественной такой съемки – это правильная работа с экспозицией, чтобы получаемое изображение отличалось плавными контрастными и тональными переходами. Интенсивность света и контраст представляют собой две наиболее важные вещи, которые способен заметить человеческий глаз при взгляде на черно-белый снимок. Поэтому способность добиться нужных тонов между белым и черным является признаком высокого класса фотографа. При определении композиции необходимо продумывать все детали для того, чтобы добиться максимальной выразительности и нужного эмоционального впечатления. При портретной съемке с помощью резкости и контраста можно придать изображению определенное настроение и душевное наполнение.

Выбирая объект или сцены из окружающего мира для черно-белой съемки, фотограф уже должен заранее понимать и видеть каким получится снимок в черно-белом цвете. Необходимо отбрасывать все цветовое наполнение, сосредоточившись лишь на главном – фактуре, тональности и контрасте снимаемых объектов. Безусловно, для этого фотографу, возможно, придется поменять собственное видение и восприятие окружающего мира. Требуются долгие практические тренировки, в результате которых можно, наконец, приобрести необходимые навыки и то мышление, которое позволит фотографу в дальнейшем оптимально воплощать свой первоначальный творческий замысел в интересных и запоминающихся черно-белых фотографиях. Важно также уделять пристальное внимание таким деталям изображения как передний план и перспектива, чтобы создать единую, гармоничную картинку. Опытный фотограф способен практически сразу же заметить те объекты и обстановку, которые будут отлично смотреться на черно-белом фото. Фотографам-любителям можно рекомендовать подбирать объекты или сцены с рельефными формами, контрастной фактурой и интересными повторяющимися деталями.

При черно-белой съемке нужно в полной мере использовать творческое мышление, в частности, пытаться менять ракурс или освещенность. Изменяя ракурс фотосъемки, приближая изображение или снимая с верхней точки, можно акцентировать внимание зрителя на деталях, придать фотографии нужную эмоциональную выразительность и глубокий смысл. При портретной съемке это, помимо всего прочего, позволяет наиболее точно отразить характер и настроение человека. Стоит всегда иметь в виду, что из-за отсутствия цветового наполнения игра со светом при черно-белой съемке становится очень важной составляющей успеха. Не секрет, что художественное восприятие от одного и того же объекта может существенно различаться при разных формах освещенности. Поэтому грамотная работа со светом позволяет фотографу подбирать лучшую тональность и контрастность снимка для реализации своих творческих идей.

Это естественно предполагает полное освоение фотографом системы экспозамера для точности отработки экспозиции. Для повышения зернистости изображения и детализации черно-белого снимка на фотокамере можно установить низкую светочувствительность. Такие манипуляции нередко придают черно-белой фотографии дополнительную привлекательность и художественную ценность. Для того, чтобы добиться большей выразительности и усилить определенные акценты можно также использовать специальные светофильтры. Применение светофильтров позволяет избавиться от слишком светлых или слишком темных участков, обеспечив тем самым усиление или ослабление контраста получаемого изображения. Черно-белая фотография сегодня имеет множество поклонников, как среди фотографов-любителей, так и среди настоящих профессионалов фотоискусства. Черно-белое фото не является бесцветным, поскольку помимо черного и белого на фотографии присутствует множество полутонов, правильное сочетание которых дает удивительный художественный эффект. Поэтому именно черно-белые фотографии могут в полной мере отразить настроение, душевный порыв или эмоции. Выразительность и интересное эмоциональное наполнение черно-белой фотографии достигается только профессиональной работой фотографа, его творческим мышлением, умелой игрой с контрастностью и светом.

Заключение

Тема выпускной квалификационной работы была выбрана не случайно, у любого человека есть важные именно для него, «наболевшие» темы, которые не дают покоя. Положенные в основу художественного творчества они делают его не только интересным, но и социально значимым.

Исследуя жанр фотографического портрета в его историческом развитии, и обращаясь к творчеству великих мастеров, невольно сравниваешь свои работы с произведениями мэтров фотографии. Такие художественные ориентиры имеют огромное значение для творческого роста, но для любого художника важно найти свой путь в искусстве, только балансируя между правилами и их нарушениями можно не бояться увязнуть и похоронить свой талант в ремесленной рутине.

В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Буквальное копирование реальности чаще всего не может считаться произведением фотоискусства, как и в любом другом виде изобразительного искусства, реалистичность, достигая на определенном этапе вершины своего развития, утрачивает интерес зрителя, если не несет помимо копирования натуры, авторского к ней отношения. Кто-то из классиков сказал: «Был мопс, пришел художник, нарисовал мопса, стало два мопса и ни одного произведения искусства».

2. Если мастера светописи времен ее становления как изобразительного искусства готовы были отказаться от возможностей своей аппаратуры, на создание которых были потрачены десятилетия, и все лишь для того, чтобы избежать буквального копирования реальности, то современный фотохудожник, держа в руках цифровую камеру, не должен забывать о способах обобщения, как художественного осмысления реальности.

3. Выразительные средства художественной фотографии служат именно передаче авторской идеи, концепции, отношения к натуре, если речь идет о портрете, то главной задачей, как правило, является передача индивидуальности, характера человека или его душевного состояния на момент съемки. В сфере модельного бизнеса эти задачи должны сохраняться, с той лишь разницей, что модель, подобно киноактрисе способна изобразить душевные переживания или характерные черты, не свойственные ей лично, но продиктованные художественным образом.

4. Отказ от цвета сам по себе уже является некоторым обобщением, а обобщение есть не что иное, как вариант художественного осмысления действительности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что используя черно белую гамму проще создать художественный образ в портрете, так как это помогает избежать нежелательной конкретики. Однако само по себе черно-белое решение еще не делает снимок художественным.

5. Темная и светлая тональность по праву считаются наиболее выразительными художественными приемами, позволяющими передать глубокие переживания, размышления, драматизм или напротив легкость, невинность и молодость, но выбор того или иного выразительного средства должен быть оправдан внутренним содержанием произведения. Черно-белая художественная фотография не умерла, с приходом цветных фотоматериалов и продолжает успешно конкурировать с цветом в эпоху цифровых технологий.

Резюмируя эти выводы, можно дать совет начинающим фотографам, идти параллельно с другими видами визуальных искусств и ориентироваться в творчестве на классиков по возможности не изменяя при этом своему авторскому стилю и сохраняя художественную индивидуальность.

В ходе решения поставленных задач, была изучена специальная литература по фотомастерству таких авторов, как Николай Кудряшов и Лидия Дыко. Подводя итоги, следует отметить, что фотосъемка художественного портрета представляет собой сложный фотографический процесс. Целью которого, прежде всего, является раскрытие внутреннего содержания человека, его характера и переживаний.

Проанализировав творчество таких мастеров фотопортрета, как Моисей Наппельбаум, Анри Картье Брессон, Александр Родченко, Владимир Филонов, а также работы многих прибалтийских авторов, можно убедиться, что все они в своей работе использовали тональность.

Сравнивая специфику работы над студийным портретом при традиционном и цифровом фотопроцессе, можно прийти к заключению, что процесс фотосъемки на цифровую камеру практически не отличается от съемки с использованием пленочного фотоаппарата. При съемке портрета в павильоне, в обоих случаях используются одни и те же световые схемы, оборудование и фон. Разница заключается лишь в природе светочувствительного материала, то есть матрица цифровой камеры в одном случае и фотопленка в другом.

Процесс же печати изображения может быть различным. Прежде всего, в традиционном фотопроцессе существует 3 ступени работы над снимком: это съемочный процесс, негативный и позитивный процессы. В цифровой фотографии негативный процесс отсутствует. Вместо него происходит преобразование светового потока в код, и дальнейшее обратное преобразование его в графическое изображение. Однако эти процессы полностью автоматизированы и не требует непосредственного влияния автора.

Ручная работа при лабораторной печати, то есть творческая составляющая в позитивном процессе в цифровом способе меняется на цифровую обработку фотоснимка в графических редакторах, но по-прежнему остается творческой задачей фотографа.

Снимать в низком или высоком ключе – это интересная, творческая задача. Освещение в этом стиле редко бывает простым, поэтому эти снимки всегда интересны, но сложны в выполнении.

Основные тезисы проиллюстрированы фотоснимками, помещенными в приложении. Они позволяют более детально рассмотреть особенности выразительных средств современной фотографии.

В заключение следует подчеркнуть, что в век высоких технологий, напряженного ритма жизни и доминировании поверхностного взгляда на окружающий мир, выразительные средства художественной фотографии при съемке портрета позволяют сконцентрировать внимание на истинных ценностях, скрывая второстепенные, ненужные детали выявить и показать внутреннюю красоту человека.

Библиография

1. Айсманн К., Дугган Ш., Грей Т. Цифровая фотография. Искусство фотосъемки и обработки изображений. 2-е издание. М. - СПб. – Киев: ДиаСофт, 2005. 630 с.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи, исторический очерк. М.: Искусство, 1964. 128 с.

3. Баканов А. Точка съемки и композиция снимка//Фотомагазин – 2001, № 6(61).

4. Бернд Я. Цифровая обработка изображений. М.: Техносфера, 2007. 584 с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.

6. Булгак Я. Фотографические беседы. Вестник фотографии, М.: 1971, № 6, с. 153-154.

7. Бунимович Д.З. Краткий курс фотографии. 2-е изд., М.: Искусство, 1975. 351 с.

8. Бухтияров А. Книга света. Студийное освещение в портретной съемке. М.: Эксмо, 2005. 139 с.

9. Васнецов А. Художество. М.: 1963. 141 с.

10. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фоторепортера. 3-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1987. 271 с.

11. Гагман Н. А. Фотографирование произведений искусства. М.: Искусство, 1963. 133с.

12. Газаров А. Цифровая фотография без Photoshop. М.:Эксмо. 2010. 224 с.

13. Голубева О. Л. Основы композиции. Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Искусство, 2004. 120 с.

14. Гордеева М.«Великие художники» том 8 «Поль Гоген» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2009. 48 с., ил.

15. Гордеева М. «Великие художники» том 18 «Винсент Ван Гог» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2010. 48 с., ил.

16. Гордеева М. «Великие художники» том 25 «Эдгар Ильэр Жермен Дега» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2010. 48 с., ил.

17. Готье Т. Фотоскульптура // Фотограф - 1964, №2. с. 48, 51.

18. Грей Д. Фотосъемка Beauty & Glamour моделей. М.: Омега, 2003. 146 с.

19. Гринберг С. Цифровая фотография. Самоучитель. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. 352 с.

20. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л., Искусство, 1990. 223 с.

21. Де­га Э. Письма, воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. 142 с.

22. Демерс О. Цифровое текстурирование и живопись. М.: Вильямс, 2002. 332с.

23. Демин В. Язык фотоискусства // СФ - 1980, № 4, 5.

24. Джордж. К. Библия цифровой фотографии. Все, что необходимо знать новичку и профессионалу. М.: Эксмо 2009

25. Донде А. Задачи регистрирующей фотографии // Вестник фотографии - 1913, № 10,

26. Дыко Л.П. Беседы о фотомастерстве. 2-е изд. М.: Искусство, 1977. 276 с.

27. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.

28. Дыко Л.П., Иофис Е.А. Фотография, её техника и искусство. М.: Искусство,1960. 496 с.

29. Зись А. Реалистическое искусство. Фотожурналист и время. М.: Планета, 1975. 295 с.

30. Иофис Е. Техника фотографии. М.: «Искусство», 1973. 352 с.

31. Капустина И. «Великие музеи мира» том 57 «Музей Винсента Ван Гога» М.: «Издательский дом «Комсомольская правда», отпечатано в Латвии. 2012. 96 с., ил.

32. Килпатрик Д. Свет и освещение. Перевод С.Ф. Костромина. М.: Мир, 1988. 223с., ил.

33. Клейгорн М. Портретная фотография. Под ред. А.И.Лапина. М.: Эксмо, 2005. 146 с.

34. Коваленко Г.Я. В объективе – жизнь. М.: Искусство, 1987. 112 с.

35. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 235 с.

36. Кроли М. Фотосъемка обнаженной натуры. М.: Омега, 2004. 162 с.

37. Крупнов Р.А. Для вас, фотолюбители. М.: Искусство, 1988. 219 с.

38. Кудряшов Н.Н. и др. Специальные виды съемки. М.: Искусство, 1955. 172с.

39. Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. М.: Изд-во Московского университета, 2003. 296 с.

40. Ларг А, Хикс Р, Вуд Д, Шультц Ф. Lighting the Nude (Освещение обнаженной натуры). Рокпорт (США): Рокпорт Паблишерз, 2003. 217 с.

41. Мастера искусства об искусстве, т. 3, М.: Искусство, 1939. 451 с.

42. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М.: Изд. иностранной литературы, 1958. 231 с.

43. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. М.: Искусство, 1992. 240 с.

44. Микулин В.П. 25 уроков фотографии. 11-е изд., М.: Искусство,1961. 479 с.

45. Михалкович В. Смысл снимка // СФ - 1980, № 11, с. 25-26.

46. Морозов С.А. Творческая фотография. Фотоальбом. М.: Планета, 1986. 416 с.

47. Морозов С. А. Фотография среди искусств. М.: Планета, 1971. 102 с.

48. Мураховский В.И., Симонович С.В. Секреты цифрового фото. СПб.: Питер, 2005. 146 с.

49. Наппельбаум М.С. Искусство фотопортрета. М.: Искусство, 1958. 242с.

50. Нильсон В. Изобразительное построение фильма. М.: Кинофотоиздат, 1956. 225 с.

51. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.

52. Павленков Ф. Искусство в фотографии // Фотограф - 1964, № 17-18, с. 408-409.

Наши рекомендации