Дизайн как вид проектно-художественной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История дизайна»
Москва – 2006г.
Цели и задачи дисциплины
_______________________________________________________________
Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.
Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн.
Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.
Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.
Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.
2. Объем и содержание дисциплины
___________________________________________________
Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета.
Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа
Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций
Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа
Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века.
Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа
Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века
Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото
Цель: Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства.
Задачи:
1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»:
- определение дизайна;
- появление проблематики дизайна;
- становление дизайна на разных исторических этапах развития общества;
- особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки;
- особенности развития отечественного художественногоконструирования.
2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России;
современного дизайна.
3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности.
Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.
История дизайна.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тема. | Кол-во часов | Кол-во лекций | Лаб-практич. работы | |||
1. | Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. | - | |||||
2. | Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождении промышленного производства. | ||||||
3. | Теория формы машин и промышленных изделий. | ||||||
4. | Технический прогресс Х1Х – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции. | ||||||
5. | Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования. | - | |||||
6. | Россия в международных промышленных выставках. | ||||||
7. | Становление дизайна после первой мировой войны: Германия, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна. | ||||||
8. | Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС- ВХУТЭИН, разработка принципов промышленного искусства. | ||||||
9. | Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм. Школы американского дизайна. | ||||||
10. | Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италия, Германия, Япония. | ||||||
11. | Роль дизайна в обеспечении коммерческого успеха. Развитие дизайна в странах Восточной Европы. | ||||||
12. | Особенности развития отечественного худ. конструирования: системы подготовки дизайнеров, ориентация на регион. отрасли промышленности | ||||||
13. | Особенности современного состояния дизайна | ||||||
Итого: | |||||||
Содержание
ДИЗАЙН КАК ВИД ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера
2. Виды современной дизайнерской деятельности
3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна
4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне
НАЧАЛО ДИЗАЙНА
1. На заре технической революции; первые орудия труда человека;
ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники
2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки
3. Первые теории дизайна
4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков