Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера

Комментарий. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) – немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. В результате интереса к эстетике у Шиллера появились «Философские письма» и целый ряд эссе – «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном». Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием И. Канта, поэтому он разрешал проблемы эстетики с позиций трансцендентальности и морализма. Шиллер обогатил литературу выдающимися драматическими произведениями – «Коварство и любовь», «Дон Карлос». Пьеса «Мария Стюарт» иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. В данной статье А. Ерохина анализируется главная эстетическая работа Ф. Шиллера – «Письма об эстетическом воспитании человека».

В первых десяти письмах Шиллер определяет место искусства в истории человеческой культуры, подвергая при этом жесткой критике дух современной ему эпохи. Отношение Шиллера к своему времени неоднозначно: с одной стороны, он утверждает: «Я бы не желал жить в ином веке и работать для иного». С другой стороны, конец XVIII века, по его мнению, – эпоха, исключительно неблагоприятная для занятий свободным творчеством, и в первую очередь искусством.

Главную причину неблагополучия в области культуры Шиллер ищет в сфере политики. Не будем забывать о том, что его «Письма» создавались в 1793 – 1794 годах, то есть в годы наибольшего обострения внутренней ситуации во Франции. Шиллер сначала воспринял Французскую революцию довольно спокойно. В первые годы революции он занял выжидательную позицию. Лишь радикализация революции в 1792 году вынудила Шиллера определиться и выступить против революции, точнее – против ее «излишеств».

Очевидно, что Шиллер, обеспокоенный кровавой практикой последних лет революции во Франции, задается целью «поправить» революционеров и предложить свой, «средний», примирительный вариант развития человека и его социальных институтов.

Пути к решению этой проблемы Шиллер видит за пределами государства, в сфере художественной, эстетической. Причем эстетическое воспитание у Шиллера, в отличие от Канта, должно осуществиться не в субъективной рефлексии, а в объективном объединении природы и свободы, чувственного и морального.

Проводником в царство свободы у Шиллера выступает художник-педагог или художник-политик. Художник – это суровый критик современной антагонистичной культуры, пришелец из «лучших времен», возвращающийся в свое столетие.

Шиллер определяет сферу эстетического двояким образом: с одной стороны, «лишь эстетическое ведет к безграничному». Это означает, что «только эстетическое представляет целое само в себе, так как оно соединяет в себе все условия своего возникновения и продолжения. Только в нем мы чувствуем себя изъятыми из потока времени, и наша человеческая природа проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто бы она еще нисколько не поддалась влиянию внешних сил». Красота выступает у Шиллера то как конечная цель человеческого развития, то как момент перехода от физического состояния к логическому и моральному (истине и долгу, идеальному государству). Сам Шиллер выражает эту антиномию следующим образом: «красота, одновременно, – и наше состояние, и наше действие».

Шиллеровский «эстетический человек» содержит в себе как идеальное будущее, так и облагороженное прошлое, являя собой конкретный синтез бытия и становления, неизменной, единой духовной личности и многоликой чувственной индивидуальности.

Здесь мы можем вернуться к интересующему нас вопросу: как соотносится самоценность искусства с активностью художника, призванного «очистить» современность? Дело, видимо, в том, что художник может выступить судьей своей эпохи только тогда, когда он создает совершенную эстетическую форму, идеальную видимость, призванную «уничтожить» материал искусства – несовершенную действительность. Чтобы указать времени на его недостатки, нужно дистанцироваться от него. То есть, в непосредственной политической ангажированности художника нет надобности: само существование прекрасного творения искусства «отменяет» испорченную односторонней культурой современность. Родина истинного художника, по Шиллеру, – царство прекрасной формы и его земное воплощение – античное, греческое искусство.

Побуждение к форме, присущее человеческому существу, Шиллер приравнивает к побуждению к игре: «...Из всех состояний человека именно игра и только игра делает его совершенным и сразу раскрывает его двойственную природу...». Иными словами: «...Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова – человек, и он бывает человеком лишь тогда, когда играет».

<…> Шиллер изгоняет из сферы классической эстетики как «искусство страсти», так и «искусство поучительное». Первое «нечисто» из-за преобладания непросветленных разумом аффектов, второе – из-за нарочитой тенденциозности.

В иерархии чувств самое почетное место принадлежит глазу. В этом смысле можно говорить о доминанте пластического, живописного и театрального зрения в эстетической теории Шиллера. Впоследствии, в романтических эстетических системах глаз уступит первенство слуху.

Итак, основной пафос «Писем об эстетическом воспитании человека» заключается в своеобразной философии перехода из природного физического состояния через эстетическое расположение духа к состоянию нравственному. <…> Природное состояние («детство»), преображаясь «искусственным путем», выступает, таким образом, одновременно как исходный пункт и конечная цель человеческой истории.

Но подобное культурное развитие дано пройти далеко не каждому народу. Как пишет Шиллер, «только счастливый случай может разорвать оковы физического состояния и привести дикаря к красоте». Обретение красоты каким-либо народом в раннюю пору его культуры может быть, по Шиллеру, лишь даром природы. Таким счастливым народом-«ребенком», поставленным самой природой в «радостные условия» жизни и одаренным изначально чувством формы, для Шиллера является греческий народ.

В «Эстетических письмах» античность выступает как своего рода образцовая модель общечеловеческого развития. Остальное человечество лишь повторяет путь, предуказанный греками. Греческая античность – это та эпоха, в которой логическое движение понятий тождественно с историей и логическая последовательность иллюстрируется историко-мифологическими примерами. Так, победу формы над слепыми силами природы Шиллер демонстрирует с помощью сцены из «Илиады»: «Если троянское войско бросается на поле брани с пронзительным криком, подобно стае журавлей, то греческое приближается к нему тихо и благородною поступью». В другом месте Шиллер изображает смену религий и мифологий как пробуждение свободы в порабощенном природой человеке, обращаясь вновь к противопоставлению «дикого» Востока и античной Греции: «Божественное чудовище жителя Востока, слепой мощью хищного зверя управлявшее миром, принимает в греческой фантазии приветливый облик человечества, царство титанов гибнет, и бесконечная мощь укрощена бесконечною формою».

В финальной части своих «Писем» Шиллер еще раз обращается к политическим аллюзиям. Идеальное эстетическое государство – одна из «ипостасей» царства красоты – уподобляется им республиканскому общественному строю, в котором «все, даже служебное орудие, является свободным гражданином, равноправным с самым благородным...». В царстве эстетической видимости, по Шиллеру, осуществляется требование равенства. В заключение повторим еще раз: идеальное сообщество – то есть идеальное государство – мыслится Шиллером только в единстве родовой и индивидуальной сущности человека. Примирение физической и разумной природы человека в таком идеальном государстве и является главной задачей эстетики.

Печатается по:А. В. Ерохин «Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера //

Ерохин А. В. Эстетика веймарской классики. – М., 1998

Вопросы для самоконтроля

В чем заключаются особенности эстетического чувства по И.Канту?

Охарактеризуйте категорию возвышенного в эстетике И. Канта.

Назовите признаки гения по И. Канту.

Каким образом Г. Гегель трактует природу искусства?

О каких трех исторических типах искусства говорит Г. Гегель?

Какова взаимосвязь идеала и красоты в эстетике Г. Гегеля?

Назовите новую область эстетики, выделенную Шеллингом.

В чем состоит сущность красоты по Ф. Шеллингу?

Каково воздействие красоты как эстетической формы на формирование человека у Ф. Шиллера?

Как соотносятся у Ф. Шиллера искусство и политика?

Литература

Афасижев М. Н. Эстетика Канта. – М., 1975.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. – М., 1968-73.

Гулыга А.В. Шеллинг. – М., 1982.

Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994.

Кривцун О.А. Эстетика. – М., 2001.

Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003.

Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М., 1978.

Эстетика Гегеля и современность. – М., 1973.

Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. – М., 1966.

I.Возникновение романтического мироощущения в искусстве и эстетике.

II. Эстетические принципы романтизма.

III. Поэзия и музыка в эпоху романтизма.

Основные понятия: романтическая поэзия, музыка, гений, сентимен­тальное, эстетическая революция, новая мифология, остроумное, смешное, эксцентричное, ирония, юмор, сатира, дерзость, цинизм.

I. В конце XVIII – первой половине XIX века на смену аристократичному классицизму приходит романтизм, существенным качеством которого является преобладающий интерес ко всему простому и естественному, любовное внимание к чувствам простых людей. Всем романтикам присуще страстное восхищение природой.

Возникновение романтизма – следствие разочарований в идеях просвети­тельства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах. Основной мотив творчества романтиков – конфликт между художником и бюргером.

Главный пафос и фундаментальное основание эстетики и художественной практики романтизма – мечта об универсальности человеческой личности. По мнению романтиков, главный смысл поэзии и искусства заключается в воспроизведении глубин человеческого духа, а объективная действительность состоит сплошь из масок, она обманчива и не может выступать для искусства питательной почвой. Отсюда – абсолютизация субъективности восхваления, сильных переживаний и страстей.

Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера - student2.ru

Схема 8. 1. Факторы, способствовавшие становлению романтизма

В Гер­мании романтизм представляют, прежде всего, эстетики, писатели, музыканты, связанные с йенской школой.

Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера - student2.ru

Схема 8.2. Кружок немецких романтиков

II.Эстетика романтизма тяготеет к хаосу. поскольку произведение романтика соединяет в себе массу жанров, чем утверждает, что никакого обособления жанров нет и не должно быть. Совмещение в одном произведении жанров рассказа, письма, сказки, аллегории, лирической поэзии, рассуждения – это и был тот универсализм, который, по мысли романтиков, способен отобразить полноту жизни.

Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера - student2.ru

Схема 8.3.Романтизм в духовной культуре Европы

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определенностью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное. Романтизм охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику.

Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера - student2.ru

Схема 8.4. Сторонники «искусства для искусства»

Важные качества эстетики романтизма – невыразимость и склонность к иносказаниям. Утверждая ценность внутренней жизни, романтики обращаются к разработке понятия «ирония». Иро­ния играет незаменимую роль для самовозвышения художника. Человек, наделенный ироническим мироощущением, выглядит как в высшей степе­ни свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Крайние формы проявления романтической иронии – дерзость и цинизм. Зачастую ирония приобретает саркастическую окраску или же трансформируется в самоиронию, которая помогает художнику и его героям сохранить самообладание перед лицом крайних противоречий мира.

III. Выражение внутреннего мира художника как единственно истинного и противоположного сомнительной действительности – основное содержание романтической поэзии. Истинность внутреннего мира заключалась в его сопричастности божественному истоку вдохновения. Внешний мир как бы бледнел перед внут­ренним миром поэтического гения. Именно в этом заключалась, по мнению романтиков, исключительная роль поэзии. Романтики полагали, что способ­ность быть поэтом заложена в каждом человеке. Эта способность проявляет­ся в мечтах и фантазиях человека, в игре его воображения. Но наиболее ин­тенсивно она заявляет о себе в поэтах. Поэтому поэты являются выдающими­ся представителями человечества. Поэты – это пророки.

Романтическая поэзия объединяет все виды поэзии, приводит поэзию в соприкосновение с философией. Наиболее популярным становится жанр романа. Поэтическое – повсюду во вселенной. Вселен­ная живет бессознательной творческой поэтической жизнью. Поэзия объеди­няет не только человека и природу, но в своем идеале должна объединять и всех людей в единое целое.

Многие свои образы и идеи романтики почерпнули из народного творчества – так называемой «естественной поэзии», среди жанров которой – эпос, сказания, сказки, народные песни.

Музыка – не менее продуктивная почва для романтического мировосприятия. Именно неприятие прозаической действительности во многом объясняет то особенное значение, которое романтики придавали музыке – искусству, которое легче других пробуждает чувства и воображение. Творчество музыкантов-романтиков охватывает все XIX и начало ХХ столетия.

    Р О М АН ТИЗМ   Итальянская опера Французская опера Австрийская оперетта Венгерская оперетта
Д. Россини (1792 – 1868) “Севильский ццирюльник” “Итальянка в Алжире” “Вильгельм Телль” Ш. Гуно (1818 –1893) “Фауст” “Сафо” Ф. Зуппе (1819 – 1895) “Прекрасная Галатея” “Веселые студенты” Ф. Легар (1870 – 1948) «Веселая вдова» «Граф Люксембург»
В. Беллини (1801 – 1835) “Норма” “Пуритане” Л. Делиб (1835 –1891) “Лакме” “Жан де Нивель” И. Штраус (1825 – 1899) “Летучая мышь” “Цыганский барон” И. Кальман (1882 – 1953) “Баядера” “Фиалка Монмартра”
Д. Верди (1813 – 1901) “Риголетто” Травиатта” “Трубадур” “Аида” Ж. Бизе (1838 –1875) “Искатели жемчуга” “Кармен” О. Штраус (1870 – 1954) “Грезы вальса” “Чары любви”

Схема 8.6. Романтизм в музыке

Основной тезис.Эстетика романтизма есть прежде всего эстетика человеческой свободы. Наиболее значительные события происходят не вне, а внутри самой личности. Достоинство человека состоит в возможности свободного осуществления себя, чему как нельзя более содействует сфера искусства. Находиться под властью искусства – значит освободиться от власти действительности, именно в таком состоянии и можно принадлежать самому себе. Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде узких течений и направлений. В романтизме не был полностью переосмыслен прежний язык художественных форм: в известной мере, сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизмененные и по-своему переосмысленные в разных странах. При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Д. Яковлев

ЗАВЕТЫ РОМАНТИЗМА

Одним из интереснейших явлений духовной культуры конца XIX – начала XX века была теория и практика неоромантизма, особенно ярко проявившаяся в Англии; хотя и другие европейские страны вместе с Россией, а также Америка, дали замечательные образцы неоромантического искусства и неоромантической эстетики.

<…> Английские неоромантики разделились на два лагеря – на моралистов и эстетов. Конечно, это несколько упрощенное деление, но мы хотим выявить наиболее существенные тенденции, присущие философии неоромантиков (или «последних романтиков», или «разочарованных романтиков», как их еще называют).

У англичан наиболее полно морализм предстал в эстетике Джона Рескина, а эстетизм – у Оскара Уайльда. Их концепции зародились и существовали во второй половине XIX столетия.

<…> Неоромантикам было присуще сильное стремление эстетизировать жизнь, соединить ее с искусством. В этой области они достигли интересных результатов, которые легли в основание теории и практики современного дизайна. Никто из них не был строгим теоретиком искусства и не создавал философско-эстетических теорий, законченных и стройных. Почти все они в большей мере были художниками (писателями, поэтами), чем мыслителями-систематизаторами, и это тоже характерная черта эпохи.

<…> Романтизм, как и многие другие направления в художественной культуре конца XVIII и XIX века, возникает в результате разрыва художника с идеалами и главенствующими ценностями общества. Эскапистские тенденции, происходящие из этого разрыва, особенно четко проявились в теории и практике эстетизма. Что же именно собой представляет эстетизм, кто такой эстет, чего он хочет, какова его программа? Несмотря на то, что самая яркая форма эстетизма – английский эстетизм – как конкретно-историческое явление принадлежит прошлому веку (Оскар Уайльд умер в 1900 году), многие теоретические положения, которые в нем были впервые разработаны, продолжают активно действовать и в наше время.

<…> Отрыв искусства от социальных проблем достиг своего полного завершения именно у эстетов, а затем – у модернистов, и связь эстетизма со многими идеями романтиков представляется нам очевидной. Да и сами эстеты частенько именовали себя романтиками.

Концепция «искусства для искусства» – вершина эстетизма прошлого столетия, она зарождалась во Франции в трудах Теофиля Готье, но наибольшую силу идея «чистого искусства» обрела в викторианской Британии благодаря усилиям Пейтера и Уайльда, своего наиболее яркого изобразительного воплощения она достигла в рисунках Обри Бердсли.

Важную роль в становлении английского эстетизма, вовсе того не желая, сыграли Томас Карлейль и Джон Рескин. Их критика капитализма возымела сильное влияние на молодых эстетов. Рескин бичует капитализм с позиций искусства – так сказать, в его интересах, затем он решает, что искусство и общественная жизнь неразделимы. Эстеты же воспринимают только первую половину рескиновской критики и отрывают искусство от общества, утверждая полную самостоятельность и самодостаточность искусства.

В общем, основу неоромантической эстетики можно определить как отстаивание самоценности искусства в его борьбе с вульгарностью и серостью. Искусство должно быть прекрасно и должно служить человеку. У моралистов оно служит человеку общественному, то есть каждому в равной мере, у эстетов оно служит только личности, достойной этого служения. И у моралистов, и у эстетов искусство невозможно без мощной фантазии и воображения.

Вслед за романтиками неоромантики часто сравнивают изобразительное искусство и литературу с музыкой, видя в последней совершенство. Джон Рескин, создатель моралистической, нормативной и дидактической эстетики, в своей основе противоречащей эстетизму, для которого музыкальность была крайне характерна, – даже он как истый неоромантик заявляет: «На картину можно смотреть, как на неподвижное музыкальное произведение; части ее – отдельные мелодии симфонии, маленькие кусочки краски и точки в рисунке – пассажи и такты мелодии: если можно пропустить малейшую черту – значит, эта нота и черта зловредны».

Печатается по:Д.Е. Яковлев. Заветы романтизма // Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. – М., 1999

Вопросы для самоконтроля

Охарактеризуйте предпосылки возникновения романтического мироощзущения в искусстве и эстетике.

Назовите факторы становления романтизма.

Роль человеческой личности в творчестве романтиков.

Опишите романтическую поэзию и музыку.

По мнению романтиков, процесс художественного переживания способен возвращать целостность человеческой личности. На кем основана эта трактовка?

Почему Ф. Шлегель описывал романтическую эпоху как «великую эстетическую революцию»?

Опишите сущность неоромантического движения и эстетизма.

Литература

Бычков В. В. Эстетика. – М., 2002.

Кривцун О. А. Эстетика. – М., 1998.

Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики. – Тверь, 1992.

Эстетика раннего французского романтизма. – М., 1982.

Наши рекомендации