Средства оформления сценического пространства
Сценическое пространство само по себе ничего не выражает. До прихода художника это всего лишь нейтральное пространство, в котором в отличие от пространства, отданного зрителям, будут играть актеры. Поэтому привлекаются средства оформления сценического пространства – декорации и постановочный свет.
Декорация – создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа действия. Преобразования нейтрального пространства в пространство образное и есть чудо искусства, творимое театральным художником.
Существуют общие способы решения сценического пространства, выработанные многолетним опытом театра. Разделение декорационного искусства на те или иные направления, приемы, способы решения сценического пространства условны. В реальной же практике художников театра все они очень часто пересекаются и взаимодействуют.
1. Повествовательная декорация воспроизводит на сцене реальное пространство того места, где происходит действие.
2. Метафорическая декорация предлагает зрителю обобщенный образ всего спектакля в целом, может быть выражена различными средствами и по-разному взаимодействовать с актерами. (Пластическим образом «Сна в летнюю ночь» стало гигантское дерево, раскинувшее ветви во все стороны. На этих ветвях различные площадки, между ними – лестницы, переходы, мостки…)
3. В живописной декорации основное средство выразительности – живопись. Это различные изобразительные сюжеты на плоскости (пейзаж или интерьер, условные декоративные мотивы, создающие изобразительный фон для действия спектакля).
4. Конструктивистская декорация – конструкция, предназначенная для действия актеров (из разновысотных площадок, соединенных между собой и полом сцены лестницами и скатами).
5. Архитектурно-пространственная декорация рассчитана на использование всей глубины сцены. Отдельные детали декораций строятся в трех измерениях, в результате чего они выглядят объемными не только из зрительного зала, но и со сцены.
6. Динамическая декорация имеет много общего с архитектурно-пространственной, основанной на движении. Главное выразительное средство, непосредственно создающее образ спектакля, – движение.
7. Проекционная декорация. Использование проекционной декорации, как и любой другой прием, связанный непосредственно с техникой, в большей степени зависит от состояния проекционной аппаратуры и от качества экранных материалов. Но зато часто заменяет любую другую объемную декорацию.
8. Игровая декорация. Корни декорации – в традиции народного искусства (представления бродячих актеров). Декорации меняются на глазах у зрителей актерами-монтировщиками.
9. Внерамповая декорация – это типично игровая декорация в условиях внерампового спектакля, когда сцена вынесена в зрительный зал, окружена зрителями.
Французский театровед Патрис Пави предлагает следующую типологию декораций:
Декорация звуковая – способ описания обстановки пьесы с помощью звуков.
Декорация конструируемая – основные архитектурные планы реализуются в пространстве с учетом деформаций, необходимых в оптической системе театра.
Декорация симультанная – постоянная декорация, видимая в течение целого спектакля и распределенная в пространстве, когда актеры играют одновременно или поочередно, нередко заставляя публику перемещаться с одного места на другое.
Декорация словесная – описанная или представленная не с помощью визуальных средств, а с помощью комментария персонажа.
Постановочный свет – «главный волшебник» в театре. С его помощью решается множество задач – от создания условий видимости на сцене до тончайшего психологического и физического воздействия на зрителей. Необходимо всегда помнить слова Жана Кокто: «Свет всех фонарей не должен затмевать сияния в сердце актера». Освещение декораций и костюмов позволяет выявить объём и фактуру, передать живописные нюансы, создать иллюзорные эффекты тех или иных материалов, тканей, трансформировать их цвет. С помощью света можно имитировать рассвет, закат или картину пожара, передавать тончайшие цветовые переходы, обогащая цветовое решение как спектакля в целом, так и отдельных актов, картин, эпизодов. Для обогащения образов действующих лиц подбирается художественный свет, выражающий и подчёркивающий роль персонажа. Характерное освещение может акцентировать появление какого-либо героя или даже упоминание о нём. Театральный свет может выражать символические понятия и идеи (война, мир, тревога, угроза и пр.). Светом можно подчеркнуть и усилить драматургическое развитие сценического произведения, сюжетные повороты, а также композиционные построения сценического действия (появление главных героев, новых лиц), с его помощью концентрируют и переключают внимание зрителей. Театральный свет создаёт оптические иллюзии глубины и ширины сцены, смещения планов, движения неподвижных предметов и т.д. Все эти задачи могут быть решены разными способами и каждый раз по-новому, поэтому создание световой среды спектакля можно назвать самостоятельным искусством. (Считается самостоятельным видом декорации – световой).
В основе искусства театрального освещения – постановочное освещение, представляющее собой комплекс светотехнических средств и приёмов, с помощью которых может быть воплощена та или иная идея, реализован сценографический замысел спектакля. Место света в сценографии спектакля зависит от технических средств постановочного освещения.
Сегодня все многообразие световой аппаратуры можно разбить на группы: рампы, софиты, контровой свет (любой свет, который расположен позади объекта), боковой свет, или, как его еще называют, прострелы, выносной свет, и напольный свет. В последние годы для создания спецэффектов все чаще используют лазеры, ультрафиолетовые светильники, проекционные аппараты и сканеры.
Сценическое освещение – это не просто сумма отдельных красок, эффектов, приёмов, это органическая часть спектакля как художественного произведения в целом. Было бы ненужным и излишним требовать от режиссёра и художника владения технической стороной сценического освещения, но владеть светом как художественным материалом, уметь видеть и чувствовать значение и возможности света, уделять ему серьёзное внимание сегодня необходимо.
Сценическое пространство обладает способностью к трансформации, к изменению во времени, к всевозможным преобразованиям с помощью света. Материал театрального художника – пространство, свет, время, движение – неосязаем, его нельзя потрогать руками, как, например, холст или мрамор. Он раскрывается только в ходе спектакля.