Основные этапы работы актёра над ролью
Умение актёра на сцене действовать в образе – это умение применить весь комплекс знаний и навыков в работе над ролью методом действенного анализа. Методика такой работы предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
· Знакомство с пьесой. Первые впечатления (первые эмоциональные впечатления, освоение сведений об авторе и эпохе написания пьесы, создание «романа жизни» своего героя);
· Протокол внешней жизни роли (фабула пьесы, краткий пересказ роли);
· Анализ действием («разведка умом» – приблизительное определение собы-тийного ряда, «разведка действием» – этюды–импровизации намеченных событий с условием «Я в предлагаемых обстоятельствах» – изучение себя в обстоятельствах роли);
· Внесценическая жизнь роли (этюды–импровизации из жизни роли до начала пьесы, а также между выходами актёра на сцену);
· Прицел на сверхзадачу (второй этап «разведки умом» – определение главного события и основного конфликта пьесы);
· Оценка фактов и событий (определение сквозного действия пьесы: каждый сценический факт и событие оцениваются с точки зрения Главного события, определяется их место и значение в развитии основного конфликта пьесы. Создание логики действий роли – «Как я должен действовать, чтобы данное событие произошло?»);
· Работа над словом (переход от импровизированного текста к тексту автора; работа над текстом автора – подтекст, «кинолента видений», логика мысли, особенности произношения);
· Углубление предлагаемых обстоятельств (уточнение предлагаемых обстоятельств, лежащих в плоскостях: исторической, бытовой, социальной, национальной и т.д.; уточнение обстоятельств с точки зрения обострения борьбы);
· Построение мизансцены (мизансцена как результат импровизации; режиссёрская установка на мизансцену; уточнение предлагаемых обстоятельств и закрепление мизансцены);
· Овладение характерностью (овладение внутренней характерностью либо как интуитивное постижение образа (от «Я в роли» к «роль во мне»), либо через постепенное овладение внешней характерностью:
Ø речевой;
Ø пластической.
· Партитура действий (перспектива роли и перспектива артиста; художественная целостность образа; уточнение ритмического рисунка роли и закрепление его на прогонных репетициях).
25. Структура сценического действия.
В «системе» К.С.Станиславского центральное место принадлежит сценическому действию, как главному материалу актёрского творчества и как главному возбудителю сценических эмоций актёра.
Поэтому полезно рассмотреть действие подробно и детально во всей его структуре:
· Сценическое действие – это акт человеческого поведения, направленное на достижение определённой ЦЕЛИ в условиях вымысла;
· Действие возможно только тогда, когда существуют ПРЕПЯТСТВИЯ – мешающие достижению цели обстоятельства – ВНЕШНИЕ (препятст-вует кто-то или что-то) и (или) ВНУТРЕННИЕ (совесть, трусость, осторожность и т.д.).
· Характер действия (приспособления) выбирается в зависимости от предлагаемых обстоятельств, в которых протекает действие. Перемена предлагаемых обстоятельств может вызвать перемену приспособленияили действия. Приспособления и действие меняются через ОЦЕНКУ.
· Оценка – необходимое условие для перемены приспособлений и действия. Оценка – это внутреннее психическое действие, возникающее как реакция человека на изменение обстоятельств. Изменение приспособлений или действий происходит только через оценку по схеме: изменение обстоятельств – оценка(принятие решения) – пристройка (внутренняя подготовка к новому действию) – новое действие.
1)Оценка, меняющая приспособление к действию, как правило, очень короткая (иногда – почти мгновенная);
2)Оценка, меняющая действие, как правило, достаточно долгая (но не обязательно).
· Верное сценическое самочувствие – следствие чувства правды и веры актёра на сцене, которые достигаются:
Ø логично и детально нафантазированными предлагаемыми обстоятельствами и
Ø оправданными актёром (то есть сделанными для себя правдой) при помощи магического «если бы»,
Ø логично и последовательно выстроенными физическими дейст-виями актёра («жизнь человеческого тела» роли – малая правда),
Ø актёрским самочувствием на сцене «Я, здесь, сейчас» – то есть способностью видеть и слышать всё, что происходит на сцене,
Ø готовностью актёра к импровизации приспособлений (импровиза-ционностью),
Ø «внутренней речью» и «кинолентой» видений и ощущений, сопровождающими действие;
· Живое непрерывное и спонтанное общение (по схеме: восприятие – оценка – воздействие – оценка –…);
· Неразрывность всех элементов сценического поведения в актёрском действии.