Декоративное и декоративно-прикладное оформление интерьера. Декоративное оформление интерьера
Хорошему впечатлению от интерьера гостиницы способствует наличие художественных элементов архитектурно-строительного оборудования (вентиляционных и других решеток и вставок, деталей обработки проемов и полотен дверей), формы и виды оконной и дверной фурнитуры, электроустановочных и других изделий. Предметом художественного оформления служат и детали мелкого оборудования: указатели, номера комнат, названия помещений, сигнализационные устройства, звонки, а также различные периодически вставляемые и постоянные объявления для гостиничной клиентуры и обслуживающего персонала, информации и т. п. К оформительскому искусству относят размещение и художественную композицию всевозможных надписей, шрифты, орнаментацию, приемы и способы освещения отдельных предметов декоративного убранства и архитектурных деталей.
Ажурная металлическая или узорная перегородка, отделяющая холл, гостиную, приемную или выделяющая какую-нибудь зону вестибюля, может стать господствующей в убранстве, главным элементом его художественного восприятия.
В построении композиции интерьера помещений гостиницы участвует и такой элемент, как цветовой узорный пол, особенно в вестибюлях, проходах, коридорах, где площадь его открыта. Разные уровни пола или подвесные потолки, создающие перепады высот пола и потолка, могут стать средствами декоративного убранства и при помощи таких компонентов интерьера, как свет и цвет, разделить пространство на отдельные по функциональному назначению зоны и помещения, а также выполнять другие задачи пространственной, световой и колористической композиции.
Для работы обслуживающего персонала и внешнего вида вестибюля большое значение имеет удобное размещение и художественное оформление разнообразных вспомогательных служебных точек, торговых киосков, рекламных витрин и стендов. Цветные пластики, прозрачные материалы и металл в устройстве открытых и закрытых торговых витрин создают большой художественный эффект. Легкие конструкции из этих материалов не загружают помещение, однако при установке витрины или киоска их форму необходимо привязать к архитектуре конкретного помещения гостиницы, величине и конфигурации отведенной площади.
В таких помещениях, как бюро обслуживание иностранных граждан, из рекламных изданий (наиболее интересные архитектурные памятники и живописные пейзажи края, района или города) иногда готовят постоянную экспозицию. Цветные изображения, особенно разные по содержанию и цветовому решению, следует вешать с определенными промежутками.
Ранее на стены гостиных, холлов и других помещений гостиниц вешали большие картины, писанные маслом в золоченных рамах. В современных гостиницах станковую живопись в интерьере заменили другие виды декоративного убранства. Картины в более или менее пышных рамах остаются в гостиницах старой архитектуры, в высоких украшенных лепкой комнатах с окнами удлиненной формы, с большими хрустальными люстрами, панелями, коврами и тяжелой мебелью.
Развешивая картины, акварели и эстампы, взятые под стекло, надо обратить внимание на то, чтобы освещение не создало на стекле бликов. Правильно освещает живопись верхний равномерно рассеянный свет, а скульптуру – подсвет.
На стены номеров, гостиных или холлов часто вешают или устанавливают металлические или керамические небольшие панно или вставки разных форм, тематики и размеров, в том числе и декоративные тарелки, скульптурные произведения, барельефы и горельефы, резьбу и т. д. Предмет следует подобрать так, чтобы он подошел к характеру других декоративных предметов обстановки. Место его расположения надо увязывать с размещением мебели и значением самой декоративной детали в зависимости от того, является ли он важным акцентом всей композиции или только дополняет какой-либо фрагмент, а также решить, должен л он быть виден при входе.
Вспомогательным художественным средством оформительско-прикладного искусства является орнамент, который не существует сам по себе, вследствие чего его нельзя рассматривать в отрыве от орнаментируемого предмета, хотя он имеет свои закономерности цветового и ритмического построения. Орнаментацией можно выделить конкретный предмет из среды других, показать его значимость, привлечь внимание к особенностям формы, выявить характер поверхности, развить и обогатить художественно-образный смысл.
Рекламные и информационные надписи в интерьере гостиницы – броские, яркие, сделанные со вкусом. Важный момент при составлении надписи, кроме выбора самого шрифта и масштаба, - фон, его цвет. Фон должен быть контрастным, резкость которого рассчитывают исходя из расстояния его оптимальной обозреваемости. Наибольшую контрастность черных букв дает белый и желтый фон, красных – соломенно-желтый и белый, синих – белый, зеленых – белый, черный, белых – синий.
Художественное качество оформления зависит от графической четкости и чистоты рисунка или силуэта, скромности декоративных средств. Главная задача при выборе масштаба рисунка и цвета изделия – сохранить единство стиля и колорита, шрифта цифр и надписей, пропорциональности и строго выдержанной соразмерности. Внимание должно быть уделено и самой редакции информации, указаний и положений, ясности выражений и четности языка.
Все мелкое внутрикомнатное оборудование требует своего декоративно-художественного оформления. Оно призвано привлекать внимание, не нарушая закономерностей взаимосвязи с остальными элементами, сохранять, а не дробить ансамбль.
В строительстве, особенно при реконструкции и ремонте, часто приходится сталкиваться с декоративной обработкой столбов и колонн, пилонов и прогонов. Основное для выбора – это определение места и значения этих элементов в композиции, их участие в создании ансамбля: нужно ли его выделить или, напротив, спрятать и затушевать.
В первом случае колонну или столб отделывают иначе, чем стены, - другим цветом и материалом, во втором так же – тем же цветом и видом отделки, что стены и потолки. При выделении колонн надо учесть их количество в помещении, высоту и общие пропорции. Как правило, горизонтальные членения (цветом, объемным или линейным рисунком) создают впечатление более мощной опоры. Колонны, облицованные блестящим материалом, например, глазурованной керамической плиткой, мрамором или полированным деревом, смотрятся как выразительные и значительные элементы композиции.
Это положение относится и к обработке прогонов, пилонов и других архитектурно-художественных элементов, которые можно выделять или маскировать.
Огромное в декоративной выразительности любого оформления имеет свет, его сила и цветность. Так, в экспозиции следует особо выделить светом витрины и делать специальные подсветы из источников скрытого света у макетов, скульптур и других экспонируемых художественных произведений. Иногда можно пользоваться сильным направленным светом для выделения особо важных элементов экспозиции или декоративного убранства.
Художник-оформитель, пользуясь различными приемами, может повлиять на восприятие поверхности: усилить впечатление грубой, шероховатой фактуры и рельефа, сделать полированную блестящую поверхность матовой, серебро – тусклым, хрусталь – не сверкающим и т. д.
К оформлению интерьера гостиницы относится устройство постоянных торговых точек и рекламных витрин внутри здания. Встроенные и отдельно стоящие витрины выставок и торговых точек служат для пропаганды экспонируемых произведений или изделий промышленного производства. Одновременно эти витрины в помещении гостиницы, залах выставок и вестибюлей являются значительным декоративным элементом убранства интерьера.
Витрина, оформленная в соответствии с современной архитектурой интерьера должна быть лаконична, решена образно, выразительно и просто, без большого количества сложных аксессуаров. При изготовлении витрин применяют самые разнообразные материалы: стекло, дерево, фанеру, стальные, алюминиевые и дюралюминиевые трубки, прутки и проволоку, а также различные синтетические материалы: пластики, пенопласт и др. Для устройства экспозиции в витринах пользуются не только полками о полочками, но и различными легкими подставками и подвесками.
В оформлении витрин используют цветы, сухие ветки с ягодами и без них, иногда искусственные. Очень важным элементом являются художественные надписи, рекламные тексты, для которых разработаны специальные шрифты – рельефные, простые, ясные, легко читаемые. Эффектны объемные надписи, цифры и буквы из пенопласта, иногда окрашенные.
При освещении витрин надо добиться, чтобы свет не давал резких теней и один предмет своей тенью не мешал обозрению другого. Для выделения отдельных предметов подсветкой можно использовать специальные рефлекторы. Подсветки к вставленным предметам делают, пользуясь черным или зеркальным фоном, цветностью освещения и другими средствами. Высокие оконные витрины освещают светильниками, скрытыми в подвесном потолке, или подвесными лампами в непрозрачных плафонах, дающих направленный прямой свет.[4, с.98-106]
Декоративно-прикладное искусство в интерьере. Термин «декоративно-прикладное искусство» принят искусство ведением наряду с такими терминами, как «художественная промышленность», «декоративное искусство», «искусство вещи» и «прикладное искусство». Понятие «декоративно-прикладное искусство» характеризует двойственную природу этого вида искусства. Произведения его чаще всего связаны с бытом людей и дополняют внутреннюю обстановку дома, в котором человек живет, работает или отдыхает. Они не только подчинены процессам, протекающим в здании, но и являются до некоторой степени необходимыми элементами архитектуры, посредниками между ней и человеком.
Прикладное искусство непосредственно связано с творчеством предыдущих поколений народных мастеров и умельцев, оно является существенной стороной национальной художественной культуры. Произведения прикладного искусства имеют много общих черт с произведениями скульптуры, живописи и графики. Общими являются зрительность восприятия, объемный или плоскостной характер предмета, используемые материалы и способы изготовления. Тем не менее они существенно отличаются друг от друга. Специфика произведений прикладного искусства – это синтетичность. Украшающий наш быт произведения участвуют в создании комплекса обстановки интерьера. В то же время каждый отдельный предмет тоже синтетичен и соединяет в себе разные виды художественного творчества и технического мастерства – объемную форму и роспись, рельеф и орнамент, тематическое изображение и силуэт, разные материалы – дерево и ткань, металл и стекло и т. д.
Основным же отличием (отраженным в самом названии декоративно-прикладного искусства) от всех других видов искусств является сочетание двух функций – утилитарной и эстетической.
К произведениям декоративно-прикладного искусства, изделиям промышленного производства, имеющим художественную ценность, могут быть отнесены различные вещи – мебель, орудия труда, посуда, оружие, ковры и ткани, хозяйственная утварь.
Область прикладного искусства – самая богатая и разнообразная из всех областей художественного творчества. По существу, во всех областях производственной деятельности человека могут быть созданы художественные ценности. Каждая отрасль имеет свои закономерности построения художественной формы, свои особенные материалы, конструктивные и технологические приемы изготовления, особые связи с изобразительным искусством и своеобразия применяемых средств.
Некоторые изделия утратили с течением времени свое практическое назначение, изменилась их сущность. Тем не менее они не перестали быть изделиями декоративно-прикладного искусства.
Изделия прикладного искусства – мебель и декоративные ткани являются основными элементами бытового оборудования и вносят в интерьер помещения гостиниц цвет и рисунок, дополняют ансамбль и светильники, и разнообразные мелкие предметы обихода.
Органичным может стать внесение в современную строгую архитектуру бетона и стекла произведений декоративного искусства: живописной, красочной, майолики, деревянных и тканных изделий народного художественного производства, чеканки и других изделий из металла или салфетки на прикладной тумбе, маленького прикроватного коврика, панно, вытканного или выполненного техникой батик. Один, максимум два таких предмета создают световой и художественный акцент всей обстановки номера. Большая расписная ваза может украсить гостиную, висячие майоликовые кашпо или декоративные тарелки – стену холла и т. д.
Внося декоративный элемент в убранство интерьера, надо сдерживать желание еще больше усилить «нарядность» и «богатство» его увеличением количества художественных изделий. Это может вызвать противоположный эффект – пестроту и перегрузку – и погубить цельность создаваемого образа.
Произведение декоративно-прикладного искусства воздействует на людей главным образом тогда, когда находится в ансамбле, объединяющим архитектуру интерьера и его внутреннее убранство; художественное качество предмета тогда выступает особенно ярко и отчетливо.
В ансамбле интерьера современных гостиниц значительную роль играют вазы для цветов, кашпо для растений, настольная скульптура разных видов и настенные рельефы – орнаментальные и тематические, - гротескная фантастическая скульптура – игрушка и барельефы на сложные сюжеты, всевозможные вставки на стены, панно – плоские и рельефные. В оформлении помещений общественного назначения следует отдавать предпочтение более крупным художественным предметам. Украшением может стать, например, большая декоративная ваза, поставленная на пол или низкую подставку. В интерьере гостиничного номера ставят только необходимые декоративные вещи: графин и стакан для воды, небольшую вазу для цветов, пепельницу, вешают рельеф или керамическую вставку, кашпо с вьющимся растением. Одно из главных требований к этим вещам – их художественное качество, безукоризненная тщательность и чистота отделки, тонкость рисунка, отточенность формы и силуэта.
Сущность и принципы народного творчества стали созвучны задачам современного декоративно-прикладного искусства. Они заключаются, прежде всего, в его целесообразности и соответствии современным потребностям и вкусам, в понимании специфики материала, способы и средств его обработки, во взаимосвязи всех элементов
Современное декоративное искусство, откликаясь на новые условия и растущие запросы бытовой культуры, расширяет и постоянно развивает номенклатуру художественных изделий во всех отраслях производства – будь то мебель, ткани, светильники, посуда. Художники стремятся создать формы, полностью отвечающие назначению: простые, исполненные гармонии и изящества, лаконичные по строгости отбора декоративных приемов и средств. Поскольку каждое изделие прикладного искусства рассматривается и создается не самостоятельным произведением, а как часть единого целого, интерьеры не выглядят перегруженными и воспринимаются более строгими и спокойными.
В России широко развито, кроме декоративной ткани многообразное по технике использования и ассортименту искусства художественной керамике, майолике и терракоты, фаянса и стекла.
В каждую эпоху приемы художественного оформления вещей и критерий качества были различны, но общим принципом всегда оставалась мера декоративного оформления. Понимание ее кроется в различие мировоззрения и мироощущения. Декоративная мера современного искусства – правдивость, строгая простота, умение пользоваться закономерностями применения художественных средств построения предмета.
Ощущение покоя и устойчивого равновесия может дать симметрия, и наоборот, асимметрия вызывает беспокойство, неуравновешенность. Таково же действие ритма: ощущение покоя вызывает равномерное повторяемость элементов, а возбуждение и нервное состояние – сбивчивый ритм.
Эмоциональность восприятия линий и форм характеризуется самими терминами: «сухая» форма, «сочная», «вялая» или «напряженная» линия и т.д. Орнамент рисунок или узор на поверхности предмета и другие украшения являются средствами выразительности, они расширяют и обогащают образный смысл произведений, внося элементы более гибкие, подвижные, чем основная форма.
Художественное творчество в прикладном искусстве развивается в двух направлениях: декоративно-сюжетном и орнаментальном. Различие их – в идейной значимости и внутреннем соотношении форм и украшении. Украшение с большим с большим социальным или историческим смыслом иногда превосходит значение самой вещи и подчиняет себе форму предмета, влияет на изменение его функций.
Реалистическая правдивость произведения прикладного искусства заключается в том, что всем своим обликом и художественной формой оно говорит о своей функции, технике изготовления и материале; не подделываясь подо что-либо иное, мастера придают материалу свойственную ему форму и вид.
Мастера прикладного искусства ищут дальнейшие пути развития художественных приемов и новые формы, овладевая новыми материалами и прогрессивной технологией. К таким материалам, прежде всего, относятся пластмассы и сплавы металлов.
В народном творчестве образность прикладного искусства выражено с особой силой и ясностью. Реалистический образ в народном творчестве дается в предельно обобщенном характере, видовой – часто переходит геометризованные фигуры, которые создаются повторением, чередованием и сопоставлением.
Декоративные растения в гостиничном интерьере.Озеленение интерьеров гостиниц общественного назначения получило особое развитие в последние годы в зданиях с огромными площадями остекления, в помещениях залитых светом и пространственно решенных свободным планом.
Являясь одним из наиболее эффективных средств декоративного убранства, озеленение выполняет и определенные функции в размещении пространственных задач, поставленных современной архитектурой, и улучшает микроклимат.
В гостиницах, особенно в вестибюлях, холлах, на нижних этажах озеленение служит активным художественным средством разделения пространства на функциональные зоны. Это выполняют группы крупных зеленых декоративных растений, вносящих в убранство интерьера иллюзию непосредственного единения с окружающей живой природой, связи с экстерьером здания.
Крупные экземпляры растений устанавливают по одиночке. Обычно кадку ставят на пол или подкладывают тонкую плиту в специально оставленное в полу углубление. Ее делают из дерева, на ножках, с выдвигающимся поддоном.
Для разделения площади применяют и группы растений, разных по размерам, виду, форму и цвету.
При удачном решение композиции она может стать значительным, даже главным элементам художественной выразительности интерьера. В зависимости от видов растений группа может быть собранна из отдельных вазонов на одной подставке одной или той высоты и формы или посажена в одном ящике. Такие общие ящики иногда устанавливают на полу, делают из того же материала, что и покрытие пола: из плиток, мозаики, бетона, кирпича, естественного камня. Эти группы называют клумбами-кашпо.
Большое помещение многофункционального назначения в гостиницах делят на зоны устройством зелёных стенок из вьющихся растений или прозрачными и полупрозрачными экранами с подвешенными и установленными на них ил около них декоративными растениями Высокие стенки и более низкие панели и экраны делают в виде решётки, деревянного или лёгкого металлического каркаса. Вьющиеся и ампельных растениями с падающими вниз ветвями в небольших цветных майоликовых горшочках ставят на решётку или прикрепляют к ней. Зеленое ограждение может быть чисто иллюзорным (и свободно установленных на полу растений) или четко делящим площадь на отдельные отсеки – при установке ампельных и других растений глухой панели, которая может быть элементом мебели или другого оборудования, спинкой дивана, барьером, отделяющим рабочие боксы.
Устраивают зеленые стенки также из вьющихся растений со стелющимися вверх ветвями; в том случае горшки устанавливают внизу, а ветви распределяют по поверхности стенки или каркасу решетки. К таким растениям относятся, прежде всего, различные виды плюща с белыми и розовыми воскообразными цветами, нежным запахом и красивыми кожистыми листьями.
Вывод.Интерьер гостиницы – это ее визитная карточка. Степень удовлетворенности клиента гостиничными услугами зависит от физического и психологического комфорта. Интерьер сегодняшней гостиницы должен отвечать ряду условий: быть качественным, прочным и элегантным. Это относится как к применяемому материалу, так и к художественному замыслу и его воплощению.
В убранстве интерьера особая роль отводится декоративному искусству в обработке архитектурных деталей и элементов. Задача декоративно-прикладного искусства – создавать красивые вещи, постоянно окружающие человека, совершенствовать материальную, бытовую и художественную культуру, содействуя, таким образом, эстетическому восприятию широких масс населения.