Режиссёрский замысел спектакля
Когда режиссёр знакомится с новой пьесой, в его воображении возникают видения того, о чём он читает. Г.А.Товстоногов остерегал принимать эти видения за основу замысла будущего спектакля, так как во-первых, они, как правило, банальны, лежат на поверхности (подобные видения возникают у любого человека, даже и не имеющего отношения ни к театру, ни к искусству вообще, и поэтому Товстоногов называл их «обывательскими штампами»), а во-вторых, режиссёр невольно видит читаемую им пьесу в готовых сценических решениях (это – так называемые «профессиональные штампы»).
Ценными для будущего замысла являются не первые «видения», а первые эмоциональные впечатления от пьесы («мрачно», или «воздушно», или «душно», или «солнечно»); они всегда индивидуальны (у кого-то – ритмические впечатления, у другого – пластические, у третьего – цветовые и т.д.), вот их-то и стоит запомнить (а лучше – записать).
А для того, чтобы в душе режиссёра созрели настоящие творческие видения, Товстоногов советовал сначала погрузить своё воображение в ту жизнь, которой живут в пьесе действующие лица – как можно детальнее и конкретнее нафантазировать себе «бытовую» сторону их жизни: во что одеты, что и как и когда едят, на чём спят, что читают, как работают, как отдыхают, какие песни поют, как справляют праздники; попытаться ощутить ритм их жизни и пытаться самому «пожить» в этом ритме – двигаться, говорить, думать. Эту стадию работы Г.А.Товстоногов называл созданием «романа жизни» пьесы и придавал ей исключительно важное значение. Он считал, что значения только пьесы далеко не достаточно для того, чтобы создать по-настоящему пригодный для дальнейшей работы «роман жизни». Он советовал изучать творчество автора по возможности шире и глубже: прочесть другие его произведения, изучить его биографию.
Результатом этой долгой и кропотливой работы станет то, что режиссёр начнёт «чувствовать» героев пьесы – ему начнёт открываться истинный смысл их слов, он начнёт угадывать мотивы их поступков, их желания, мечты, цели, он станет догадываться о том, что между ними происходит. У него возникнет возможность предположительно сформулировать тему и идею пьесы. Только тогда режиссёр может себе позволить думать о сценическом выражении пьесы.
Начинать эту работу Георгий Александрович советовал с жанрового постижения пьесы. Жанр – это угол зрения автора на действительность, преломлённый в художественной форме. На сцене всё должно быть правдиво, т.е. по законам жизни. Но «правдоподобие» и «правда» – разные вещи. Нужно искать не ту правду, которая – «как в жизни», а ту, которая будет «правдой для данного жанра», а для этого необходимо установить те «условия игры», которые задаёт автор в своей пьесе, нащупать его «природу чувств» – и искать правду существования в этих именно «условиях игры», в этой именно «природе чувств». По успешном завершении этого этапа работы гипотеза режиссёра о теме и идее пьесы существенно уточнится, конкретизируется и утвердится, станет ясным главный конфликт, который автор заложил в свою пьесу. Только тогда у режиссёра появятся видения отдельных сцен, по-настоящему отражающие пьесу, дающими основу для режиссёрского замысла. Со временем они будут накапливаться, конкретизироваться, становиться всё ярче.
Режиссёр может считать, что замысел спектакля у него возник только тогда, когда он будет иметь образное решение главных сцен, решающих для звучания всего спектакля.
По мнению Г.А.Товстоногова замысел должен в себе содержать идейное толкование пьесы, пока ещё не реализованное в конкретных сценических формах (не в мизансценах, декорациях, освещении и с фонограммами, а в отвлечённых пока образах) – «Режиссёр уже знает «что», ещё не зная «как».
То есть на данном этапе работы режиссёрское видение спектакля фокусируется в некое целое, в «зерно спектакля» (по выражению Вл.И.Немировича-Данченко). Сам Немирович-Данченко ощущал «зерно», например пьесы А.П.Чехова «Три сестры» как: «Тоска по лучшей жизни»; «зерно» романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» – как: «Всесокрушающая страсть», а «зерно» «Воскресенья» – «воскресенье падшей женщины».
Когда замысел возник, режиссёр может приступать к репетициям с актёрами. В процессе дальнейшей работы замысел будет созревать и конкретизироваться до тех пор, пока у режиссёра в совместной с актёрами работе не появятся точные видения решения спектакля уже в сценических формах(мизансцены, декорации, освещение, фонограммы, и т.д.).
Тогда настанет заключительный этап работы над спектаклем – этап реализации режиссёрского замысла, завершающийся премьерой спектакля.