Развитие лексико-грамматического строя речи
Овладению речью и умению ей пользоваться для общения, предшествует зарождающееся сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии ребенка, представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения.
Первые осмысленные слова появляются к концу первого - началу второго года. По своему значению эти слова выражают преимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.
С появлением первых слов ребенок вступает в новую фазу своего языкового развития. Первое слово есть одновременно и первое высказывание - голофраза. Оно служит для обозначения глобальной, никак еще не структурированной ситуации. Именно из-за глобальности обозначаемого ими, эти слова не могут быть разделены на классы, соотносимые с частями речи. Не случайно почти половину начального детского лексикона составляют аморфные звукоподражательные слова: ав-ав, бай-бай и др. С.Н. Цейтлин [60] отмечала, что «в период голофраз ребенок использует некоторое число слов, обозначающих действия. В основном это аморфные слова: тпруа, бо-бо, топ-топ, бах и др. к глаголам они имеют лишь косвенное значение, тем более что употребляются они в большинстве случаев как обозначение целых, не членимых на фрагменты ситуаций».
Обозначающая функция речи выделяется позднее, приблизительно к 1,5 годам. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от окружающих ответа на вопросы «что это?». Результатом этой активности является начинающийся с этого момента быстрый рост словаря, особенно имен существительных. Ребенок практически овладевает - при содействии взрослых - новым, в самой основе своей социальным, способом общаться с вещами посредством слова. Он узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить на нее внимание взрослых, получить ее. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является то, что он приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими. При этом ребенок начинает пользоваться отношением слова к обозначаемым им предметам, еще теоретически не осмыслив его.
Понимание отношения слова к вещи, которую оно обозначает, долго еще остается крайне примитивным. Первоначально слово представляется свойством вещи, или выражением вещи.
Чтобы начать говорить, нужно овладеть арсеналом языковых единиц, усвоить правила их использования в речевой деятельности, т.е. овладеть грамматикой.
Для практической деятельности педагоги должны учитывать три основных периода в развитии речи детей, выделенных А.Н. Гвоздевым.
Первый период: от одного года и трех месяцев до одного года и десяти месяцев.
Это период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях применения.
Лексика. По мнению А. Н. Гвоздева, количество лепетных слов в это период весьма ограниченно (восемь—двенадцать). Тот илииной звуковой комплекс закрепляется для обозначения конкретного предмета, приобретает функциональную нагрузку и выступает в качестве наименования, слова. Однако наблюдения за современными детьми свидетельствуют о том, что при интенсивной целенаправленной работе членов семьи или близких взрослых у малышей в этом возрасте появляются первые лепетные и номинативные слова: мама, дай, пить, да, бах, пяма, мене, би-би, ку-ку, кых-кых, ав-ав, на, топ, баба, гуля, так, вот, ни фочу, няня, апаги. И чем работа интенсивнее, тем количество таких слов больше. К концу периода их число доходит до тридцати.
Появление первых слов свидетельствует о развитии у ребенка номинативной функции речи.
На этом этапе в активной речи детей отмечается объединение в одно предложение нескольких слов-корней: Няма — няма мене, мене; Во-о-о, бах!; Идем гуля; Дай пух.
Этот период включает 2 этапа:
1) Этап однословного предложения (1г.3мес. - 1г.8мес.)- На этом этапе
ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения. В речи
отмечается небольшое количество слов, которые он использует для
выражения своих желаний, потребностей. Для уточнения смысла своего
высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Слова,
употребляемые ребенком, не имеют определенной грамматической
формы, это аморфные слова-кори. Основная часть слов это
существительные, обозначающие названия лиц, предметов,
звукоподражания, лепетные слова.
2) Этап предложений из нескольких слов-корней (1г.8мес. - 1г.10 мес.). На этом этапе в активной речи детей отмечается объединение в одно предложение нескольких слов-корней: Няма — няма мене, мене; Во-о-о, бах!; Идем гуля; Дай пух. В начале ребенок объединяет в одном высказывании два, затем
три слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь
между словами отсутствует. Слова объединяются интонацией, общностью
ситуации. Слова употребляются в неизменной форме, существительные
употребляются в именительном падеже единственного числа, или в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси и т.п.).
Фонетика. В фонетическом плане у малыша появляются звуки [а], [о], [у], [и], [мl [п], [б], [к], [г], [т'1 [д'], [н'], [л'], [с'].Стечений согласных нет. В речи воспроизводятся одно-, двухсложные слова, в трехсложных словах опускается один из слогов.
Второй период: от одного года и десяти месяцев до трех лет.
Это период усвоения грамматической структуры предложений, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых их члены выражаются синтаксическими средствами языка. Именно они обусловливают развитие коммуникативной направленности речевых высказываний ребенка. В пределах этого периода выделяются три стадии.
Первая стадия (один год и десять месяцев — два года) —