Разряды существительных,выделяемые по признаку морфологического числа

По признаку числа существительные делятся на четыре группы.

В первую группу объединяются лексемы, у которых формы единственного и множественного числа не различаются по лексическому значению. Они образуют ядро грамматической категории числа: стол, дом, скамья, перо.страна, армия, заяц, кошка, человек, мудрец и т. д.

Во вторую группу входят лексемы, у которых формы единственного и множественного числа по значению не совпадают: вода, снег, песок, масло, красота, посев, посадка, копченость, и поэтому они употребляются в разных контекстных условиях: говорят намазать масло (а не масла) на хлеб, играть в песок (а не в пески), пить кипяченую воду (а не воды), начать посев (не посевы) кукурузы.

Третья группа объединяет singulariatantum (сметана).

Четвертая —pluraliatantum(кудри).

Первые отличаются от вторых тем, что они потенциально не изолированы от форм множественного числа, которые нередко встречаются в поэзии, в языке художественной литературы:

И сколько там сумрака ночи, И тени, и сколько прохлад (Ахматова);В часы весеннего томления И пляски белых облаков Бывают головокружения У девушек и стариков (Гумилев); Дожди за моим окном. Беды и блажи на сердце (Цветаева); Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь, мне и в жары без тебя — стыть, мне без тебя и Москва — глушь (Асеев); Взаимные вежливости были произнесены, оба пожали друг другу руку (Достоевский).

В морфологическом строе языка нет запретов на образование соотносительных форм числа у singulariatantum. Дефектность числовой парадигмы singulariatantum относительна.

Pluraliatantum выразить представление о количестве предметов при помощи морфемы не могут.

К singulariatantum относят вещественные, собирательные и отвлеченные существительные (молоко, медь.листва, воронье, гуманизм, голубизна).

В pluraliatantum выделяют такие группы:

1) слова, называющие предметы, симметрично организованные, состоящие из двух или не скольких частей (ножницы, брюки, шорты, сани, носилки, очки, перила, ворота),

2) совокупности чего-нибудь как множества (дрова, деньги, финансы, джунгли, дебри),

3) многоактные, многосубъектные действия, процессы, состояния (похороны, крестины, бега, выборы, нападки, хлопоты),

4) вещества, материалы (белила, чернила, дрожжи, румяна, обои, сливки, стройматериалы),

5) отрезки времени (сутки, каникулы, сумерки, потемки, будни, святки),

6) географические имена собственные (Альпы, Афины, Карпаты, Соловки, Лихоборы).

Перечисленные разряды не охватывают все лексемы без соотносительных формчисла.

При характеристике smgulana и pluraliatantum важно обратить

внимание на то, что они разграничиваются не по семантическому, а по формальному признаку: сметана — сливки, олифа — белила, тайга — джунгли, тряпье — объедки, мрак — сумерки.ектные, многообъдушевленных существительных, употребляемых только во множественном числе, немного. Это такие слова, как девчата, ребята, ребятишки, супруги (муж и жена), родители (мать и отец), молодожены, молодые, новобрачные. Их можно назвать pluraliatantum по причине отсутствия соотносительных форм единственного числа, но по значению они иные, так как указывают на «не один предмет» (девчата = девушки) или на два предмета (молодожены).

Категория падежа

Понятие о морфологическом падеже.

Методика выделения одного падежа и определение общей системы падежей

Падежом называют и словоизменительную грамматическую категорию существительных и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологическая форма образуется окончаниями.

В современной лингвистической науке принято пользоваться еще понятием семантического падежа, которое было введено американским ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж — это единицы соотносительные, но нетождественные.Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие семантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим устройством. Семантическим падежом называют роль предметного имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре предложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантический падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну гитару — три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект

действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет — четыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат и инструмент).

Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,в которых у имени существительного в разных условиях употребленияизменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако выражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксическими средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п.,к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть— В. п., в рыбацкой сети—П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу —И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея падежной морфологической формы, несклоняемые существительные выражают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образующие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец.грушу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето,осень).

Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), местный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или собственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о поездке, о печи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), звательный падеж (пап!).

С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделениесчетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числительных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а существительное столовая — во множественном числе — три столовых(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множественном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но морфемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой — потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной флексии.Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд) избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом стилистически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно сказать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; на носу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!,но не говорят Татьян Евгенъевн.

Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это

закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при

описании типов склонения они подаются как вариантные окончания

основных падежей.

Наши рекомендации