Частеречные признаки существительных
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Частеречные признаки существительных
Существительное как часть речи объединяет лексемы с предметным значением, имеющие грамматические категории рода, числа, падежа, способные в предложении быть подлежащим и дополнением, а также определяться прилагательными.
Значение предмета в существительных является категориальным, его имеют все типы существительных, такие слова, как человек, кошка, соловей, щука, дерево, дуб, нежность, приветствие, пальто, МТС, столовая, Петров и т. д. Это значение проявляется в том, что существительные или называют предметы, или обозначают признаки и действия на подобие предметов. Что бы ни называло существительное, оно представляет некоторую субстанцию как независимую, как носителя при знаков. Разъясняя сущность предметности, А. М. Пешковский писал:
«В слове снег выражена определенная сумма признаков, из которых ниодин не назван»26. К каждому существительному можно поставить вопрос с местоимениями кто или что. Такие вопросы А. М. Пешковскийназвал «мерками существительного», т. е. предметности. «Когда мы спрашиваем кто или что, мы не называем никакого предмета (да и не знаем его, иначе не спрашивали бы), а только показываем своим вопро сом, что то, о чем мы спрашиваем, нам представляется как предмет, а некак качество или действиеЗначение предмета может заключаться в корне (дом, скамья, книга, перо, собака, ворон, пальто, такси и т. п.), но в целом предметность связана с грамматической оформленностью слова, которая включает в себя формы словоизменения, суффиксы, при помощи которых образуютсясуществительные (и другие словообразовательные признаки), замещение синтаксических позиций подлежащего и дополнения и синтаксические связи. Так, слово нежность лексическим значением обозначает качество, но тем не менее выражает и предметность, и это объясняется тем, что оно грамматически оформлено как существительное: образова но субстантивным суффиксом, имеет субстантивный род, изменяется по субстантивной парадигме, в предложении может быть подлежащим и дополнением и присоединять к себе согласованное определение (Твоя нежность меня удивила).
Как уже отмечалось, для формирования значения предметности словоизменение не является строго обязательным условием: среди существительных есть несклоняемые слова.
Предметность — это грамматическая частеречная категориальнаясемантика. Предметность существительного, по словам А. М. Пешковского, «имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука».
Грамматические категорииимен существительных
Категория рода
Согласовательные классы
Как уже отмечалось, по согласованию прилагательного (причастия, некоторых форм спрягаемого глагола) с существительным в роде и одушевленности выделяют согласовательные классы. Классы включают все словоформы существительных и все признаковые словоформы, избираемые ими при согласовании. Классов восемь:
1 класс образуют неодушевленные существительные мужского рода: круглый стол, захолустный городишко, черный кофе, современныйМАДИ,
2 класс — одушевленные существительные мужского рода: способный студент, талантливый юноша, смышленый подмастерье, опытный атташе,
3 класс — неодушевленные существительные женского рода: глубокая река, русская печь, тушеная кольраби, совхозная МТС,
4 класс — одушевленные существительные женского рода: знакомаядевушка, старшая дочь, настоящая леди,
5 класс — неодушевленные существительные среднего рода: глубокое озеро, красное знамя, вкусное рагу, высокое РОЭ.
Формы типа Верунчик, Шурик, используемые для наименования лиц женского пола, образуются с нарушением стандартных образцов и стилистически маркированы.
6 класс — одушевленные существительные среднего рода: незнакомое насекомое,
7 класс — неодушевленныеplurahatantum: французские духи,
8 класс — одушевленные pluraliatantum: счастливые новобрачные.
Категория падежа
Понятие о морфологическом падеже.
Методика выделения одного падежа и определение общей системы падежей
Падежом называют и словоизменительную грамматическую категорию существительных и те формы, которые эту категорию образуют. Посредством падежа существительное присоединяется к другим словам в предложении или к предложению в целом. Падеж как морфологическая форма образуется окончаниями.
В современной лингвистической науке принято пользоваться еще понятием семантического падежа, которое было введено американским ученым Филмором. Морфологический падеж и семантический падеж — это единицы соотносительные, но нетождественные.Семантический падеж — это языковая универсалия. Понятие семантического падежа приложимо к языкам с разным грамматическим устройством. Семантическим падежом называют роль предметного имени (или семантического актанта) в препозитивной структуре предложения. Например, в предложении Ребенок спит есть один семантический падеж (субъект состояния), в предложении Отец подарил сыну гитару — три семантических падежа (субъект действия, адресат, объект
действия), в предложении Бабушка крючком вяжет внучке берет — четыре семантических падежа (субъект действия, объект действия, адресат и инструмент).
Морфологический падеж есть не во всех языках, а только в тех,в которых у имени существительного в разных условиях употребленияизменяется форма. Морфологический падеж выделяется как следствие словоизменения, т. е. он обязательно образуется флексией. Однако выражаются падежи не только окончаниями, но и лексико-синтаксическими средствами, предлогами и согласованием (у рыбацкой сети — Р. п.,к рыбацкой сети— Д. п., в рыбацкую сеть— В. п., в рыбацкой сети—П. п.). На основе лексико-синтаксического выражения падежная функция может быть приписана и несклоняемым словам (вкусное рагу —И. п., вкусного рагу — Р. п., вкусному рагу — Д. п. и т. д.). Не имея падежной морфологической формы, несклоняемые существительные выражают падежные значения аналитическим способом. Вот поэтому можно сказать, что падеж, как и число, характеризует субстантивную часть ре-нескольких синтаксических отношений, например, флексии, образующие винительный падеж, выражают значение объекта (иметь огурец.грушу, яблоко, канифоль) и значение меры (работать год, неделю, лето,осень).
Кроме основных шести падежей, иногда выделяют дополнительные формы: количественный падеж (стакан чаю, таблетка аспирину), местный падеж (в лесу, на печи), который отличают от объектного или собственно предложного падежа (вспомнить о товарище, рассказать о поездке, о печи), счетный падеж (два карандаша, три столовых), звательный падеж (пап!).
С точки зрения охвата лексики наиболее оправдано выделениесчетного падежа, тем более что в сочетаниях количественных числительных с существительными не все объяснимо в синхронном языковом срезе. Так, непонятно, почему, например, существительное рука при числительном три должно быть в единственном числе — три руки, а существительное столовая — во множественном числе — три столовых(прилагательное при этом в обоих случаях употребляется во множественном числе — три протянутые руки. три новых столовых. Но морфемная база у этого падежа ненадежна, с одной стороны, потому, что слов, у которых в родительном падеже в сочетаниях с числительными наблюдается перенос ударения на флексию, очень мало, с другой — потому, что указанное акцентное изменение не является обязательным:два шара, но два больших шара. У счетного падежа нет опорной флексии.Что касается остальных трех форм, то они отличаются от основных падежей (и потому не могут быть поставлены с ними в один ряд) избирательным отношением к лексике (звательный падеж при этом стилистически маркирован, он отмечен в разговорном языке). Можно сказать выпить чаю, но нельзя сказать купить хлебу или всыпать овсу; на носу — это нормативная форма, а на подбородку— нет, говорят Тань!,но не говорят Татьян Евгенъевн.
Флексии дополнительных падежей лексически закреплены, и это
закрепление не совпадает с границами типов склонения, поэтому при
описании типов склонения они подаются как вариантные окончания
основных падежей.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Частеречные признаки существительных
Существительное как часть речи объединяет лексемы с предметным значением, имеющие грамматические категории рода, числа, падежа, способные в предложении быть подлежащим и дополнением, а также определяться прилагательными.
Значение предмета в существительных является категориальным, его имеют все типы существительных, такие слова, как человек, кошка, соловей, щука, дерево, дуб, нежность, приветствие, пальто, МТС, столовая, Петров и т. д. Это значение проявляется в том, что существительные или называют предметы, или обозначают признаки и действия на подобие предметов. Что бы ни называло существительное, оно представляет некоторую субстанцию как независимую, как носителя при знаков. Разъясняя сущность предметности, А. М. Пешковский писал:
«В слове снег выражена определенная сумма признаков, из которых ниодин не назван»26. К каждому существительному можно поставить вопрос с местоимениями кто или что. Такие вопросы А. М. Пешковскийназвал «мерками существительного», т. е. предметности. «Когда мы спрашиваем кто или что, мы не называем никакого предмета (да и не знаем его, иначе не спрашивали бы), а только показываем своим вопро сом, что то, о чем мы спрашиваем, нам представляется как предмет, а некак качество или действиеЗначение предмета может заключаться в корне (дом, скамья, книга, перо, собака, ворон, пальто, такси и т. п.), но в целом предметность связана с грамматической оформленностью слова, которая включает в себя формы словоизменения, суффиксы, при помощи которых образуютсясуществительные (и другие словообразовательные признаки), замещение синтаксических позиций подлежащего и дополнения и синтаксические связи. Так, слово нежность лексическим значением обозначает качество, но тем не менее выражает и предметность, и это объясняется тем, что оно грамматически оформлено как существительное: образова но субстантивным суффиксом, имеет субстантивный род, изменяется по субстантивной парадигме, в предложении может быть подлежащим и дополнением и присоединять к себе согласованное определение (Твоя нежность меня удивила).