Развитие интеллекта в зрелом возрасте.

Вопросу о развитии интеллекта в зрелом возрасте посвящено очень мало работ. Обобщая, можно сказать, что до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта - повышаются (особенно если это связано с профессиональными потребностями человека).

Несколько снижается уровень кратковременной памяти и скорость реакции, но и они во многом могут компенсаторно замещаться.

Понятие о когнитивном контроле

Когнитивный контроль- система когнитивных процессов, обеспечивающая настройкукогнитивной системы человека на успешное осуществление целенаправленной деятельности с учетом контекста.

Элементы определения:

- репрезентация цели/ намерения 


- репрезентация актуальной ситуации 


- специализированные и контрольные когнитивные процессы – организация 
процессов целенаправленного поведения. Обеспечивается специализированными, но не сводится к ним. 


Метакогнитивные процессы(конфигурирование когнитивной системы). Предпосылка успешной адаптации к динамической среде. 


Гибкость поведения.
Сборка «цепочек обработки»: Распознавание стимула (признаки – сравнение – выбор) – Выбор реакции – Выполнение ответа. 


Три повседневных примера:


Волтер Мишель – исследования отложенной награды – преодоление сильной 
импульсивной реакции в пользу долговременной цели (самоконтроль) 


«Буриданов осел» - необходимость осуществить действие при равной побудительной силе альтернатив («волевое решение») 


«Притворство» - необходимость модификации своего поведения для достижения личностно-значимой цели вопреки «естественной» реакции. Дети начинают учиться произвольному контролю поведения – обману. 


Функции когнитивного контроля 


1) «Сборка» последовательностей когнитивных процессов 


2) «Запуск» и «остановка» когнитивных процессов 


3) Подавление иррелевантных репрезентаций и реакций 


4) Усиление релевантных 


5) Менеджмент целей – цели нужно предполагать в каком-то активированном виде. Долговременные, кратковременные, среднесрочные цели, система целей. 


6) Мониторинг контекста 


7) Мониторинг и коррекция ошибок 


8) Координация работы когнитивных процессов 


9) Обеспечение работы в условиях многозадачности 


Задача Саймона– если что-то предъявляется слева, активируется ответ левой рукой. Люди различаются, как они подавляют интерференцию со стороны привычного контроля.

Эффект пост-ошибочного замедления– в пробе после ошибки время реакции всегда очень сильно возрастает, а вероятность ошибки гораздо ниже. Если увеличить интервал между пробами эффект пост-замедления сильно снижается. Работают специализированные системы вместе с контрольной системой, которая работает со своей скоростью и контролирует правильность исполнения.

Контроль/Теория управления.

У системы есть представления о цели. В соответствии с этим даются управляющие инструкции, управляющие воздействия. Результат – эти воздействия + внешние факторы. Если разность не сильно отличается, то все ок, а если нет – рассчитывается какое-то коррекционное воздействие.

Когда нужен контроль?

Когда имеющиеся автоматические процессы не могут привести к достижению целей.

Причины:

1) отсутствуют готовые автоматические процессы 


2) существует несколько автоматизмов, нужно выбрать лучший из них


3) высока вероятность совершения ошибок 


Ситуации, предполагающие когнитивный контроль:


1) Недостаточная внешняя поддержка деятельности

2) Новые/сложные виды деятельности


3) Затрудненные условия деятельности

Контроль и адаптация

Система когнитивного контроля обеспечивает соответствие поведения человека актуальным условиям. 


Эффективность работысистемы когнитивного контроля - выбор «оптимальный» в условиях противоречивых ограничений. 


Дилемма гибкости-ригидности– нахождение баланса между настойчивым преследованием принятых целей и отказом от недостижимых целей. 


Негативные эмоции способствуют повышенной ригидности. 


Нарушения в работе системы когнитивного контроля обычно сопровождаются выраженными нарушениями адаптации. При отсутствии 
функции контроля все «рассыпается». 


Классические концепции КК 


1) Нейропсихологический «лобный» синдром (Лурия, 1962) 


2) Автоматическая /Контролируемая обработка (Познер и Снидер, 1975) 


3) Модель «внимание – в – действие» (Норман и Шаллис, 1984) – как процессы 
внимания регулируют действия и ошибки. По структуре ошибки пациентов с 
лобным синдромом сходны с обычными! 


4) Трехкомпонентная модель рабочей памяти (Беддли и Хитч, 1975; Беддли
1986) 


5) Исследования «волевого контроля» (Heckhausen, 1989; Kuhl, 1983, 2001) 


Наши рекомендации