Развитие интеллекта в зрелом возрасте.
Вопросу о развитии интеллекта в зрелом возрасте посвящено очень мало работ. Обобщая, можно сказать, что до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а по многим аспектам интеллекта - повышаются (особенно если это связано с профессиональными потребностями человека).
Несколько снижается уровень кратковременной памяти и скорость реакции, но и они во многом могут компенсаторно замещаться.
Понятие о когнитивном контроле
Когнитивный контроль- система когнитивных процессов, обеспечивающая настройкукогнитивной системы человека на успешное осуществление целенаправленной деятельности с учетом контекста.
Элементы определения:
- репрезентация цели/ намерения
- репрезентация актуальной ситуации
- специализированные и контрольные когнитивные процессы – организация процессов целенаправленного поведения. Обеспечивается специализированными, но не сводится к ним.
Метакогнитивные процессы(конфигурирование когнитивной системы). Предпосылка успешной адаптации к динамической среде.
Гибкость поведения. Сборка «цепочек обработки»: Распознавание стимула (признаки – сравнение – выбор) – Выбор реакции – Выполнение ответа.
Три повседневных примера:
Волтер Мишель – исследования отложенной награды – преодоление сильной импульсивной реакции в пользу долговременной цели (самоконтроль)
«Буриданов осел» - необходимость осуществить действие при равной побудительной силе альтернатив («волевое решение»)
«Притворство» - необходимость модификации своего поведения для достижения личностно-значимой цели вопреки «естественной» реакции. Дети начинают учиться произвольному контролю поведения – обману.
Функции когнитивного контроля
1) «Сборка» последовательностей когнитивных процессов
2) «Запуск» и «остановка» когнитивных процессов
3) Подавление иррелевантных репрезентаций и реакций
4) Усиление релевантных
5) Менеджмент целей – цели нужно предполагать в каком-то активированном виде. Долговременные, кратковременные, среднесрочные цели, система целей.
6) Мониторинг контекста
7) Мониторинг и коррекция ошибок
8) Координация работы когнитивных процессов
9) Обеспечение работы в условиях многозадачности
Задача Саймона– если что-то предъявляется слева, активируется ответ левой рукой. Люди различаются, как они подавляют интерференцию со стороны привычного контроля.
Эффект пост-ошибочного замедления– в пробе после ошибки время реакции всегда очень сильно возрастает, а вероятность ошибки гораздо ниже. Если увеличить интервал между пробами эффект пост-замедления сильно снижается. Работают специализированные системы вместе с контрольной системой, которая работает со своей скоростью и контролирует правильность исполнения.
Контроль/Теория управления.
У системы есть представления о цели. В соответствии с этим даются управляющие инструкции, управляющие воздействия. Результат – эти воздействия + внешние факторы. Если разность не сильно отличается, то все ок, а если нет – рассчитывается какое-то коррекционное воздействие.
Когда нужен контроль?
Когда имеющиеся автоматические процессы не могут привести к достижению целей.
Причины:
1) отсутствуют готовые автоматические процессы
2) существует несколько автоматизмов, нужно выбрать лучший из них
3) высока вероятность совершения ошибок
Ситуации, предполагающие когнитивный контроль:
1) Недостаточная внешняя поддержка деятельности
2) Новые/сложные виды деятельности
3) Затрудненные условия деятельности
Контроль и адаптация
Система когнитивного контроля обеспечивает соответствие поведения человека актуальным условиям.
Эффективность работысистемы когнитивного контроля - выбор «оптимальный» в условиях противоречивых ограничений.
Дилемма гибкости-ригидности– нахождение баланса между настойчивым преследованием принятых целей и отказом от недостижимых целей.
Негативные эмоции способствуют повышенной ригидности.
Нарушения в работе системы когнитивного контроля обычно сопровождаются выраженными нарушениями адаптации. При отсутствии функции контроля все «рассыпается».
Классические концепции КК
1) Нейропсихологический «лобный» синдром (Лурия, 1962)
2) Автоматическая /Контролируемая обработка (Познер и Снидер, 1975)
3) Модель «внимание – в – действие» (Норман и Шаллис, 1984) – как процессы внимания регулируют действия и ошибки. По структуре ошибки пациентов с лобным синдромом сходны с обычными!
4) Трехкомпонентная модель рабочей памяти (Беддли и Хитч, 1975; Беддли 1986)
5) Исследования «волевого контроля» (Heckhausen, 1989; Kuhl, 1983, 2001)