Решение задач как поиск в проблемном пространстве

Решение задач - нахождение решений в новых проблемных ситуациях

Задача = ситуация (исходное состояние) + цель (желаемое состояние) + препятствие. Нет препятствий – нет задачи!

Решение задачи– нахождение способа трансформации исходного состояния в желаемое с учетом препятствий.

Пространство задачи(проблемное пространство) - пространство, которое образуется из всех возможных состояний системы после применения к ним всех возможных трансформаций.

Задачи:

Хорошо/Плохо определенные 


Семантически бедные/Семантически богаты 


Подходы к анализу: 


Гештальтпсихология и теория инсайта


Когнитивный подход – процесс переработки информации. 


Гештальт-принципы: Продуктивный подход к решению задач на основе анализа и трансформации ментальной репрезентации задачи.

Процесс решения задачи – трансформация исходных данных таким образом, что задача становится решаемой.

Пример: (обезьяна, чтобы достать банан, ставит ящик и достает его, предварительно подумав) 


Феномен инсайта («озарения») (Келлер):


1. Внезапное нахождение решения после ряда безуспешных попыток


2. Предполагается, что он заключается в переконструированииментальной 
репрезентации задачи, делающее решение очевидным

3. Повышение вероятности инсайта – подсказки, аналогии

Осложняет поиск инсайта: Фиксация – введение в проблемную ситуацию необязательных ограничений, затрудняющих решение.

Ньюел и Саймон – Поиск в проблемном пространстве.


Пространство задачи – пространство возможных трансформаций состояний проблемной ситуации, начиная с исходного.

Решение задачи – поиск оптимального пути к достижению цели.

Использование эвристик:

Избегание циклов (попали в цикл, надо искать другой путь) 


Редукция различий (двигаемся в направлении цели) 


Декомпозиция на подцели – анализ средств и целей – структура 
вспомогательных действий, которые стоит осуществить.


Основа многочисленных вычислительных моделей решения задач. (компьютерная задачка: волк, овца и капуста; 3 хоббита и 3 орка) 


Влияние эмоций на когнитивные процессы

Эмоции - состояния, характеризующиеся специфическими субъективными, физиологическими и поведенческими проявлениями

Валентность - позитивные / негативные эмоций

Основная функция эмоций заключается в информировании о соответствии ситуации целям и мотивам индивида

Эмоции влияют на познавательные процессы / испытывают влияние познавательных процессов

Эмоции играют важную роль в обеспечении успешности любой деятельности

Эмоциональные реакции

● Определенные эмоции возникают как реакция на определенные ситуации

● Проблема первичности/вторичности когнитивной оценки (эмоций задают когнитивную переработку, или наоборот?)

Классификация эмоций — биологический /лингвистический подход к выделению базовых эмоций

● Канонические признаки:

§ Универсальные признаки ситуации

§ Универсальные проявления

§ Специфические физиологические проявления

§ Встречаемость у приматов

§ Быстрота возникновения / кратковременность / императивность

Биологический подход – анализ выражений лица.

Лингвистический подход:

● Анализ семантической близости ≪эмоциональных слов≫ - существительных / прилагательных

●Цель — построение пространства лингвистических значений, соответствующих эмоциональным

переживаниям → определение размерности

● Методы

§ Оценка совокупности объектов / анализ корреляций (факторный анализ)

§ Оценка ≪сходства≫ эмоциональных слов / анализ дистанций (многомерное шкалирование)

● Устойчивый результат — 2-мерное пространство эмоций

Аффективные расстройства:

Тревожность — специфические ситуации / генерализированная тревога (→ неврозы / фобии)

Депрессивные расстройства — доминирование негативного аффекта

Шизофрения — отсутствие эмоциональных переживаний / нарушения сопереживания и эмоционального интеллекта

● Вызываются разнообразными причинами — нарушения оценки / контроля / органические поражения / ...

● Обычно связаны с тяжелыми нарушениями адаптации

Стресс

Генерализованная реакцияорганизма на изменение ситуации (опасность / угроза / … )

Психологический стресс — когнитивная оценка ситуации / ресурсов по преодолению затруднений

Копинг — действия, направленные на ≪преодоление≫ затруднений (активный/пассивный) → адаптация

Стресс-индуцированные заболевания — психические / физические (кардиология / гастроэнтерология / эндокринология / иммунология …)

Значительные индивидуальные различия в уровне устойчивости к стрессу

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже, рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс.

Согласно теории выделяется 4 стадии. Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.

Таблица 1. Стадии когнитивного развития по Пиаже

Решение задач как поиск в проблемном пространстве - student2.ru

Пиаже предполагал, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка. В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает.

Когнитивное развитие ребенка по Валлону.

Согласно теории Валлона, когнитивное развитие - прерывистая цепь реорганизаций.

Валлон считает, что ребенок с самого рождения представляет собою существо, неспособное что-либо делать самостоятельно и поэтому обреченное на социализацию. Развитие ребенка идет только в результате взаимодействия с другими людьми, и главную роль в нем играют не только моторные акты, но и аффективные реакции и речь.

Валлон выделяет следующиепоследовательные стадии детства:

1.Импульсивная стадия (0-6 мес.) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.

2.Эмоциональная стадия (6-10 мес.). - накопление репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции образуют "предъязык", с помощью которого ребенок не только повышает эффективность своих жестов, но и предвидит реакции других людей.

3.Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) - начало практического мышления. Закрепляются связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами, поэтому ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Характерны циркулярные формы активности (голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу).

4.Проективная стадия (14 мес.-3 года) - развитие ходьбы, затем речи. Ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Другими словами, ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, что способствует самоутверждению индивидуума.

5.Персоналистская стадия (3-6 лет) разделяется на 3 подстадии:

  • Развивается "Я"; ребенок учится отличать себя от других и предметы друг от друга по различным признакам (форме, цвету или размерам);
  • Стремится выставить себя в выгодном свете . Растет уровень абстрактности восприятия предметов .
  • Учится играть роль и придумывает себе героя.

6.Учебная стадия (6 - 12-14 лет). Ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление становится более объективным. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (особенно в школе), в которые он вовлекается. Развитие ребенка сопровождается ростом его независимости.

7.Стадия полового созревания - внимание подростка вновь сосредоточивается на самом себе и потребностях собственного "я". Отсюда - поиск еще большей независимости и оригинальности; одновременно - развитие способности к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.

Наши рекомендации