Решение задач как поиск в проблемном пространстве
Решение задач - нахождение решений в новых проблемных ситуациях
Задача = ситуация (исходное состояние) + цель (желаемое состояние) + препятствие. Нет препятствий – нет задачи!
Решение задачи– нахождение способа трансформации исходного состояния в желаемое с учетом препятствий.
Пространство задачи(проблемное пространство) - пространство, которое образуется из всех возможных состояний системы после применения к ним всех возможных трансформаций.
Задачи:
Хорошо/Плохо определенные
Семантически бедные/Семантически богаты
Подходы к анализу:
Гештальтпсихология и теория инсайта
Когнитивный подход – процесс переработки информации.
Гештальт-принципы: Продуктивный подход к решению задач на основе анализа и трансформации ментальной репрезентации задачи.
Процесс решения задачи – трансформация исходных данных таким образом, что задача становится решаемой.
Пример: (обезьяна, чтобы достать банан, ставит ящик и достает его, предварительно подумав)
Феномен инсайта («озарения») (Келлер):
1. Внезапное нахождение решения после ряда безуспешных попыток
2. Предполагается, что он заключается в переконструированииментальной репрезентации задачи, делающее решение очевидным
3. Повышение вероятности инсайта – подсказки, аналогии
Осложняет поиск инсайта: Фиксация – введение в проблемную ситуацию необязательных ограничений, затрудняющих решение.
Ньюел и Саймон – Поиск в проблемном пространстве.
Пространство задачи – пространство возможных трансформаций состояний проблемной ситуации, начиная с исходного.
Решение задачи – поиск оптимального пути к достижению цели.
Использование эвристик:
Избегание циклов (попали в цикл, надо искать другой путь)
Редукция различий (двигаемся в направлении цели)
Декомпозиция на подцели – анализ средств и целей – структура вспомогательных действий, которые стоит осуществить.
Основа многочисленных вычислительных моделей решения задач. (компьютерная задачка: волк, овца и капуста; 3 хоббита и 3 орка)
Влияние эмоций на когнитивные процессы
Эмоции - состояния, характеризующиеся специфическими субъективными, физиологическими и поведенческими проявлениями
Валентность - позитивные / негативные эмоций
Основная функция эмоций заключается в информировании о соответствии ситуации целям и мотивам индивида
Эмоции влияют на познавательные процессы / испытывают влияние познавательных процессов
Эмоции играют важную роль в обеспечении успешности любой деятельности
Эмоциональные реакции
● Определенные эмоции возникают как реакция на определенные ситуации
● Проблема первичности/вторичности когнитивной оценки (эмоций задают когнитивную переработку, или наоборот?)
Классификация эмоций — биологический /лингвистический подход к выделению базовых эмоций
● Канонические признаки:
§ Универсальные признаки ситуации
§ Универсальные проявления
§ Специфические физиологические проявления
§ Встречаемость у приматов
§ Быстрота возникновения / кратковременность / императивность
Биологический подход – анализ выражений лица.
Лингвистический подход:
● Анализ семантической близости ≪эмоциональных слов≫ - существительных / прилагательных
●Цель — построение пространства лингвистических значений, соответствующих эмоциональным
переживаниям → определение размерности
● Методы
§ Оценка совокупности объектов / анализ корреляций (факторный анализ)
§ Оценка ≪сходства≫ эмоциональных слов / анализ дистанций (многомерное шкалирование)
● Устойчивый результат — 2-мерное пространство эмоций
Аффективные расстройства:
Тревожность — специфические ситуации / генерализированная тревога (→ неврозы / фобии)
Депрессивные расстройства — доминирование негативного аффекта
Шизофрения — отсутствие эмоциональных переживаний / нарушения сопереживания и эмоционального интеллекта
● Вызываются разнообразными причинами — нарушения оценки / контроля / органические поражения / ...
● Обычно связаны с тяжелыми нарушениями адаптации
Стресс
Генерализованная реакцияорганизма на изменение ситуации (опасность / угроза / … )
Психологический стресс — когнитивная оценка ситуации / ресурсов по преодолению затруднений
Копинг — действия, направленные на ≪преодоление≫ затруднений (активный/пассивный) → адаптация
Стресс-индуцированные заболевания — психические / физические (кардиология / гастроэнтерология / эндокринология / иммунология …)
Значительные индивидуальные различия в уровне устойчивости к стрессу
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже, рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс.
Согласно теории выделяется 4 стадии. Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.
Таблица 1. Стадии когнитивного развития по Пиаже
Пиаже предполагал, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка. В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает.
Когнитивное развитие ребенка по Валлону.
Согласно теории Валлона, когнитивное развитие - прерывистая цепь реорганизаций.
Валлон считает, что ребенок с самого рождения представляет собою существо, неспособное что-либо делать самостоятельно и поэтому обреченное на социализацию. Развитие ребенка идет только в результате взаимодействия с другими людьми, и главную роль в нем играют не только моторные акты, но и аффективные реакции и речь.
Валлон выделяет следующиепоследовательные стадии детства:
1.Импульсивная стадия (0-6 мес.) - стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражение. Со временем эти рефлексы все больше уступают место контролируемым движениям и новым формам поведения, по большей части связанным с питанием.
2.Эмоциональная стадия (6-10 мес.). - накопление репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой. Эмоции образуют "предъязык", с помощью которого ребенок не только повышает эффективность своих жестов, но и предвидит реакции других людей.
3.Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) - начало практического мышления. Закрепляются связи между движениями и возникающими в результате перцептивными эффектами, поэтому ребенок начинает все чаще реагировать на вещи направленными на них жестами. Характерны циркулярные формы активности (голос оттачивает слух, а слух придает гибкость голосу).
4.Проективная стадия (14 мес.-3 года) - развитие ходьбы, затем речи. Ребенок приобретает способность исследовать окружающий мир и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Другими словами, ребенок приобретает все большую независимость по отношению к предметам, что способствует самоутверждению индивидуума.
5.Персоналистская стадия (3-6 лет) разделяется на 3 подстадии:
- Развивается "Я"; ребенок учится отличать себя от других и предметы друг от друга по различным признакам (форме, цвету или размерам);
- Стремится выставить себя в выгодном свете . Растет уровень абстрактности восприятия предметов .
- Учится играть роль и придумывает себе героя.
6.Учебная стадия (6 - 12-14 лет). Ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление становится более объективным. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (особенно в школе), в которые он вовлекается. Развитие ребенка сопровождается ростом его независимости.
7.Стадия полового созревания - внимание подростка вновь сосредоточивается на самом себе и потребностях собственного "я". Отсюда - поиск еще большей независимости и оригинальности; одновременно - развитие способности к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.