Пространственное и объектное внимание

Разновидности зрительного селективного (избирательного) внимания:

o Пространственный подход — внимание направлено на определенную область в зрительном поле (spotlight).

o Объектный подход — внимание связано с определенным объектом, находящимся в определенной области.

§ Оба этих вида внимания локализованы в префронтальной коре.

§ Ни одна из форм не является доминирующей или первичной, переключение происходит релевантно решаемой задаче.

Размерностный подход– внимание направлено на преимущественную переработку одних признаков в ущерб другим
Временная селекция – внимание направлено преимущественно на новые элементы.

Майкл Познер – эксперименты с подсказкой, пространственное перемещение внимания. (Необходимо найти определенную букву, среди набора букв, причем есть возможность подсказки – подсветки определенной зоны или символа. Подсказска в том числе может быть ложная)

Внимание – прожектор.Фланговая задача Эриксона.( Необходимо найти объект, например букву Б, но она подается в окружении других букв, флангов. Далее исследуется влияние флангов) Реакция выбора и простая сенсомоторная реакция. Если фланги конгруэнтны – ускоряют ответ, наоборот – замедляют. Внимание направляется.

Объектный подход– эксперименты Дункана. Получилось, что внимание лучше привязано к одному объекту, а не к пространству. Признаки быстрее обрабатываются, если они привязаны к одному объекту. Внимание меняется, даже если оно привязано к одной точке в пространстве. Объекты не статичны в пространстве.

Системы памяти

Пространственное и объектное внимание - student2.ru Пространственное и объектное внимание - student2.ru

Первый уровень – сенсорная обработка информации.

Сквайр является сторонником двухуровневой модели — он противо­поставляет декларативному запоминанию относительно низкоуровневые процессы процедурной памяти. Если декларативные процессы отвечают на вопрос «что?», то процедурные — на вопрос «как?». Приме­рами процедурного запоминания могут быть моторные навыки и пер­цептивные прайминг-эффекты, выявляемые с помощью таких методик, как тест дополнения фрагментов слова.

Сенсорная «память» (иконическая) - буфер в котором хранятся яркие впечатления. Грань между восприятием и памятью.

Кратковременная память (нов. рабочая память)- хранение информации в активном состоянии в короткие промежутки времени. А также система переработки информации.

Долговременная память - хранение информации долгое время (вплоть до всей жизни).

Декларативная- содержание памяти можно изложить в словах.
Процедурная - кататься на велосипеде (определенные процедуры хранятся в памяти).

Эпизодическая- память на конкретные эпизоды, которые локализованы в пространстве и во времени.

Семантическая- память безличная на факты, абстрагирована от конкретных ситуаций, невозможно понять, когда информация была узнана («Пушкин - великий русский поэт», «Париж - столица Франции»).

Основные процессы памяти- это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).

Хранение— процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание— процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание— потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Наши рекомендации