Восприятие как конструктивный процесс

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.

Чувственный опыт

Впечатления (элементарные ощущения; Свойства: Пространственная локализация, Временная локализация, Интенсивность, Модальность, Качество)

Ощущение (сумма впечатлений)

Восприятие («перцепт», ощущение, интерпретация — присвоения значения)

Психология восприятия включает в себя следующие виды анализа:

1. Анализ элементарных признаков:

a. Какие элементарные зрительные признаки кодируются?

b. Как осуществляется интеграция элементарных признаков?

2. Анализ объектов:

a. Как выделяются целостные объекты?

b. Как объект А отделяется от объекта В?

3. Анализ сцен:

a. Как оценивается глубина?

b. Как воспринимается движение?

Наиболее влиятельные конструктивные теории восприятия:

1. Гипотеза перцептивной готовности Дж. Брунера

Теория перцептивной готовности американского психолога Дж. Брунера (1957) рассматривает восприятие как процесс категоризации. Поступивший сигнал сличается с соответствующим образом (по принципу «лучше или хуже») «подготовленной» категорией, которая определяет условия, необходимые для подтверждения или опровержения перцептивной гипотезы. На готовность категорий также оказывают влияние контекст, степень знакомства с объектом и актуальные потребностные установки.

2. Теория перцептивных гипотез Р. Грегори

При встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

Концептуальные («сверху-вниз») эффекты в восприятии

“эффект сверху-вниз - влияние ожидания, эмоциональных и мотивационных факторов на формирование картины восприятия”. Пример: исследования Джерома Брунера, когда детям из богатых и бедных семей, показывали американские монеты и просили оценить их диаметр. Дети из бедных семей систематически переоценивали диаметр монеты высокого достоинства.

Различие между обработкой сверху вниз и снизу вверх. Top-downcontrol

Снизу вверх – обработка от данных, то, что дано на уровне органов чувств.
От концептуальных структур, от представлений высокого уровня – они влияют на то, какой результат получается. Он привязан не к внешнему миру и жестким данным, а к тем представлениям, которые сформировались в условиях жизненного опыта.

Снизу-вверх – datadream; сверху-вниз - восприятие слов: проблема сегментации + важен контекст.

Top-downcontrol. Зависимость от мотивационных переменных

Потребности и мотивация человека (текущее состояние) влияют на то, какие образы восприятия строятся. Восприятие от этого очень зависит.

#Дети из бедных семей оценивают монеты большего достоинства как большие по размеру, что не соответствует действительности; дети из богатых семей как встречавшиеся с обоими видами монет воспринимают их размеры верно.

Пример – проективные тесты. Люди в разных состояниях воспринимают то, что ему соответствует. Система восприятия профессионально тренируется.

#ТАТ = 48 картинок с неоднозначными ситуациями.

Внимание как когнитивный процесс

Возможности обработки информации ограничены => необходим отбор для обработки.

Внимание – это выбор релевантной информации из множества потенциально релевантной информации.

1) История

Возрождение интереса к вниманию в рамках психофизиологии – 60-е гг. XX века. До этого был популярен бихевиорзм с концепцией «Стимул-реакция», отрицали активное участие субъекта в поведении и не использовали понятия «внимание», «сознание».

Интерес ко вниманию – во время и после 2 мировой войны, когда можно было наблюдать за операторами, подолгу смотрящими на экран, радары, шкалы. Ошибки операторов => как же работает внимание?

У авиадиспетчеров – перцептуальная перегрузка. => ошибки, снижение эффективности работы => новые исследования, в т.ч. «дихотическое прослушивание».

2) Коктейльная вечеринка и дихотическое слушание

«эффект коктейльной вечеринки» - когда в комнате множество людей, все говорят, но человек способен прислушаться к конкретному отдаленному разговору, не обращая внимание на остальные звуки.

Характеристики внимания

Селективность внимания – насколько широкий фокус. Стресс=> сужение фокса.

Объем – сколько объектов одновременно отчетливо осознаются (не больше 7-9 стимулов/элементов)

Распределение – ресурсы разделяются для выполнения нескольких задач одновременно.

Переключение – между разными видами деятельности последовательно.

Произвольное/непроизвольное

Внимание – произвольное (на сознательно выбранную цель) и непроизвольное (переключение на неожиданное изменение физических, временных, пространствен­ных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов).

5) Селективное внимание

действует на уровне низших отделов мозга, где принимается решение, какое из поступающих сообщений пропускать в высшие отделы для дальнейшей оценки, а какое будет проигнорировано.

Выбирается та информация, обработка которой необходима в конкретный момент времени при существующих обстоятельствах. Остальная информация – шум, который должен быть отброшен в целях минимизации затрат когнитивных усилий на обаботку инфы.

6) Концепция Выбор-для-действия(selection-for-action):

Система внимания выполняет функцию управления поведением.

Для того, чтобы выбрать оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации, необходимо из всего массива выбрать 1) правильную информацию, 2) правильный объект, 3) правильное время и место.

Теории внимания как фильтра

внимание рассматривается как фильтр, который блокирует или ослабляет переработку избыточной информации (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. и Э. Дойч).Ключевые понятия:

● Модели раннего выбора: модель фильтра /модель аттенюатора (нет семантической обработки нерелевантных сообщений), фильтр располагается на входе в систему переработки информации и имеет очень жесткие настройки.

● Модель позднего выбора (есть семантическая обработка нерелевантных сообщений)

Модель Брондбента (жесткий фильтр)

Первую собственно психологическую модель данного типа предложил Д. Бродбент (1958). В целом соглашаясь с описанием фильтра как устройства, которое жестко отсекает нерелевантную информацию на основе анализа сенсорных признаков, он дал объяснение того, как формируются настройки фильтра. Ведь если бы фильтр не настраивался определенным образом перед приемом информации, мы бы были вынуждены всю жизнь воспринимать только один тип стимулов, например, только женские голоса или только звуки от находящихся справа источников. Бродбент предположил, что фильтр включается не сразу, а только после того как возникает угроза перегрузки блока переработки информации ограниченной емкости. Этот блок находится после системы первичного сенсорного анализа и предназначен для перцептивной обработки поступающей информации. Блок перцептивной обработки может одновременно "впустить" в себя не более шести единиц информации. Как только он оказывается заполненным, включается фильтр, который "впускает" новые порции информации, подобные уже содержащейся в нем.

Таким образом, Бродбент счел свою исходную модель обоснованной: сначала в блок перцептивной переработки поступает информация как с релевантного, так и с нерелевантного канала, но когда объем информации достигает шести единиц, нерелевантный канал блокируется и информация, которая по нему поступила, остается доступной очень короткий промежуток времени (не более 1/3 с).

Модель аттенюатора А. Трейсман

Представление о жестких свойствах фильтра было вскоре значительно смягчено. Данные свидетельствовали о том, что нерелевантная информация может подвергаться анализу на уровне значения.Модель аттенюатора, предложенная Трейсман, предполагает, что фильтр, расположенный у входа с систему, не блокирует нерелевантный поток информации полностью, а лишь ослабляет его.

Поясним, как представлен процесс переработки информации в модели Трейсман. После того как поток стимуляции преодолевает аттенюатор, часть сообщений остается в неизменном виде (релевантный канал), а часть ослабляется (нерелевантный канал). Для того чтобы подвергнуться дальнейшей обработке, содержание, поступающее по каналу, должно "встретиться" с соответствующей ему единицей словаря (категорией). Сигнал, идущий по неослабленному релевантному каналу, с максимальной вероятностью "встретит" свою семантическую единицу и подвергнется дальнейшей обработке. Сигналы, идущие по нерелевантным каналам и, следовательно, ослабленные, имеют меньше шансов достичь соответствующих им словарных единиц.

Теории поздней селекции: модели Д. и Э. Дойч и Д. Норманна

Д. и Э. Дойч: ограничения в системе переработки информации лежат не на входе, а на выходе из системы, а именно на стадии осознания, принятия решения и ответа. Активизируются все единицы словаря, которые подверглись воздействию, но в связи с различием "реактивности" самих единиц (с какой силой единица отвечает на воздействие) и неоднородностью воздействия всегда только несколько стимулов оказываются "победителями". Они усиливаются фильтром выхода и получают доступ в сознание.

Основные аргументы в пользу модели поздней селекции сводятся к следующему: несмотря на то что информация, поступающая по нерелевантному каналу, не осознается человеком, она влияет на интерпретацию той информации, которая подается по релевантному каналу (эффект "семантической наводки").

Д. Норман в 1968 г. дополнил модель Дойчей с помощью "блока уместности". В модели Нормана активация единиц словаря предшествует собственно акту восприятия. Система, таким образом, предвосхищает то, что будет воспринято. "Блок уместности" определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию. Модель Нормана, как легко видеть, наследует идею преперцепции В. Джеймса и концепцию эффекта волевого внимания Η. Н. Ланге (см. подпараграф 6.2.3). С помощью введения "блока уместности" Норман в первую очередь дает рациональное объяснение проблемы иллюзорного восприятия, когда слишком высокий уровень активации фильтра выхода позволяет системе принять ошибочное решение на основе недостаточной сенсорной информации.

Таким образом, основные отличия между моделями ранней и поздней селекции заключаются в следующем.

1. Ранняя селекция: отбор на основе физических признаков и торможение нерелевантного канала на входе в систему.

2. Поздняя селекция: отбор на основе значимости и уместности для субъекта и усиление релевантного канала на выходе в сознание.

Наши рекомендации