Разделы общего языкознания и виды занятий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ»
Направление: Филология
Специальность: Филология. 031001. Зарубежная филология
Индекс цикла по ГОС ОПД
Форма обучения очная | Всего часов по ГОС 124 чаcа. Из них: |
Семестр 8, 9 | Аудиторных 56 + 68 |
Вид отчетности зачет, экзамен | Лекций 30 |
Практических занятий 30 | |
Самостоятельной работы 64 |
Составитель рабочей программы – к.ф.н., доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков Л.А. Долбунова _____________
Заведующий кафедрой доктор филологических наук, профессор
К.Б. Свойкин __________________
Рабочая программа утверждена на «30» августа 2011 г.
заседании кафедры английской филологии Протокол № 9
Саранск – 2011
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе,
требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Цель изучения дисциплины
Курс общего языкознания преследует следующие цели:
1) подводит итоги изучения лингвистических дисциплин, начиная с курса «Введение в языкознание»
2) знакомит студентов с историей развития науки о языке, новыми теоретическими направлениями и методами исследования в современной лингвистике;
3) расширяет и углубляет общелингвистическую теоретическую подготовку студентов, готовя их к написанию квалификационной дипломной работы, а главным образом, – к самостоятельной профессионально-творческой деятельности после окончания вузовской подготовки.
Задачи дисциплины
Курс включает три раздела: историю лингвистических учений, теорию языка и методы лингвистических исследований и соответственно данному построению преследует следующие задачи:
1) ознакомить студентов с историей мирового и отечественного языкознания, с этапами их развития, основными школами в области лингвистики, с деятельностью и лингвистическими взглядами выдающихся ученых, а также - с методикой исследования языка в различные периоды его истории. Изучение истории языка необходимо для понимания современного состояния языка и перспектив дальнейшего развития лингвистической науки, поскольку вновь выдвигаемые идеи и концептуальные построения имеют свои праобразы в гораздо более раннем лингвофилософском знании, дающем зачастую весьма глубокую их разработку;
2) ввести студентов в основную проблематику теории языка: сущность и природа языка, его устройство, системность языка, функции и формы языка. Рассмотреть такие глобальные вопросы, как взаимодействие языка и общества, языка и мышления, языка и истории общества, языка и говорящей личности, а также - вопросы языка в междисциплинарном аспекте, т.е. во взаимоотношении с психологией, логикой, социологией, культурологией и другими науками. Основная задача данного раздела - сформировать у студентов понимание плюралистического подхода к поставленным проблемам, т.к. современный этап развития лингвистики ознаменован не только ее интенсивным и экспансивным движением вперед, но и развитием в рамках нескольких макро- и микропарадигм.
3)вооружить студентов теорией и практикой современных методов исследования языка, которые позволят полнее и глубже понять такой сложный объект как язык. Раздел, несомненно, имеет и практическую направленность, поскольку знание методов лингвистического исследования необходимо при написании квалификационной дипломной работы.
Настоящая программа курса лекций следует традиционному образцу преподнесения информации по трем разделам курса, но в ее вводной части наиболее расширенно приводятся современные направления научной лингвистической мысли.
В виду ограниченного количества часов программа курса построена так, чтобы материалы лекций и семинаров не перекрывали друг друга, а несли новую информацию. Следовательно, курс структурирован с учетом большего объема самостоятельной работы студентов, результаты которой обсуждаются на семинарских занятиях и отражены в рефератах по определенному вопросу данного курса.
Требования к уровню подготовки студентов
Студенты после изучения данной дисциплины должны
– иметь целостное представление о системе дисциплин, являющихся составными и неотъемлемыми частями лингвистическо-теоретической компетенции студента;
– знать, что язык является исторически развивающимся явлением, в понимание которого внесли свой вклад различные направления, школы и лингвистические концепции отдельных ученых; пониматьприроду и сущность языка, знать его строение, основную проблематику изучения языка и речи на современном этапе в рамках полипарадигмального подхода; знать современные методы лингвистического исследования; владеть понятийным аппаратом лингвистики;
– уметь творчески и самостоятельно мыслить, применяя полученные знания при решении лингвистических задач; ориентироваться в новых направлениях развития лингвистики; постоянно расширяя свой лингвокогнитивный тезаурус с учетом развития науки о языке.
Связь с другими науками
Курс «Общее языкознание» является итоговым и фундаментальным в структуре основной специализации 0311001 – «Филология». Для его изучения необходимы знания всех пройденных теоретических дисциплин лингвистического цикла, начиная с «Введение в языкознание» и включая разделы частного языкознания по отдельным языкам (английский, немецкий, французский), такие как романо-германская филология, теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка, а также – специальных курсов по теории языка и речи.
2. Технологическая карта дисциплины
Дисциплина: общее языкознание
Семестр
№ | Раздел | Лекции | Час | Практические занятия | Час | СРС | Час | Теку- щий кон- троль | Методическое обеспечение обеспечение |
Введение | 1. Объект и предмет общего языкознания (Яз.) Разделы Яз., предмет их изучения | Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Кодухов В.И. Общее Языкознание; Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание; Алефиренко Н.Ф. Совре- менные проблемы науки о языке | |||||||
2. Периодизация истории лингвистических учений. Теория философ-ских парадигм. Лингвистические парадигмы знаний. | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История лингвистических учений; Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. Кубрякова Е.С. Пара- дигмы научного знания в лингвистике и ее современ- ный статус; Степанов Ю.С. В трех- мерном пространстве языка; и др. | ||||||||
3. Принципиальные установки совре-менной россий-ской лингвистики Предмет рас-смотрения и зада-чи современных направлений в лингвистике.. | 1. Новейшие направления в лингвистике | Конс -пект | Гак В.Г. О плюрализме в лингвистических теориях; Арнольд И.В. Основы на- учных исследований в лингвистике; Паршин П.Б. Теоретические перевороты и методоло- гический мятеж в лингвисти- ке ХХ века; и др. | ||||||
4. Язык, речь, речевая деятельность. Текст. Дискурс. Гипертекст. | 2. Лингвистика текста. Определение дискурса в лингвистике. Его типы. Понятие гипер- текст»,его сущность, виды гипертекстов. | Опрос, обсуж-дение. Конс-пект | И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистичес- кого исследования.; З.Я. Тураева. Лингвистика текста; Язык. Дискурс Личность; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс; Агеев В.Н. Семиотика; Субботин М.М. Новая информационная техно- логия: создание и … . | ||||||
История лингви-стичес-ких учений | 1. Яз. в древней Индии, Древ-ней Греции и Риме. Яз. средних веков и Эпохи Возрождения. Универ- сальная грам-матика Пор-Рояль | Опрос, обсуж-дение | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История линг- вистических учений; Конд- рашов Н.А. История лингви- стических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание. | ||||||
3. Арабское языкознание. Значение арабского языка в Арабском халифате (7-13 вв н.э.) | Конс- пект | Там же. | |||||||
5. Возникновение сравнительно-исторического Яз. | Там же. | ||||||||
6. Философия языка В. фон Гумбольдта | 4. В. фон Гумбольдт. Природа и свойства языка вообще. Внутренняя форма языка. О мышлении и речи. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное раз-витие. | Конс- пект | Гумбольдт, фон В. О раз- личии строения челове- ческих языков и его влия- нии на духовное развитие человечества. | ||||||
2. Лингвисти- ческие взгляды А. Шлейхера (натурализм, сравнительно-исторические исследования) Младограмма-тизм | Опрос, обсуж- дение | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История линг- вистических учений; Конд- рашов Н.А. История лингви- стических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание. | |||||||
5. Логико-грамматичес-кое направление в России. Ф.И. Буслаев | Кон- спект | Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений; и др. | |||||||
3. Философ-ские и лингвисти- ческие взгляды А.А.Потебни | Опрос, Обсуж-дение | Там же. | |||||||
4. Москов-ская и Казанская лингвистичес- кие школы. | 6.Лингвисти- ческая концепция А.А. Шахматова. Лингвистичес-кая концепция В.А. Богородиц-кого. | Опрос, обсуж-дение. Кон- спект | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений; и др. | ||||||
5. Структура-лизм: Пражский лингвистический кружок | Опрос, обсуж- дение. | Там же; Кондрашов Н.А. История лингвистичес- ких учений; Кодухов В.И. Общее языкознание; и др. | |||||||
Реферат (итого- вая семестро-вая работа) | Рефе- рат: отчет- собесе-дование |
Семестр
1. Исто-рия лингви-стиче-ских учений | 7. Лингвисти-ческая концепция Ф. Де Соссюра | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания; Кондрашов Н.А. История лингвистических учений; Кодухов В.И. Общее языкознание; и др. | ||||||||
6. Структура- лизм: американ- ский дескрипти-визм, датская глоссематика. | 7. Гипотеза лингвистичеc- кой относи-тельности (Ф. Боас, Э. Сэпир, Б.Уорф) | Опрос, обсуж-дение. Конс- пект | Там же. Блэк М. Лингвистическая относительность: Теоретические воззрения Бенджамина Ли Уорфа. // Новое в лингвистике. Вып. 1. – М.: 1960. | |||||||
7. Этнолинг-вистика. Нео-гумбольдтиан-ство. Становление социологичес-кой лингвис-тики. Направление «слов и вещей». Эстетический идеализм. Неолингвистика | Опрос, обсуж-дение, | Там же. | ||||||||
Теория языка | 8. Язык как знаковая система. | Кодухов В.И. Общее языкознание; Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождественский Ю.В. Лекции по общему языко- знанию; Агеев В.Н. Семио- тика; Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. | ||||||||
9. Системное исследование языка. Уровневая система языка. | Там же. | |||||||||
8. Язык и общество | 8. Язык и межкультурная коммуникация | Там же; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. | ||||||||
Методы лингви- стических иссле-дований | 10. Язык и мышление в свете когнитивной лингвистики. 11. Современные методы лингвистических исследований | 9. Научное познание. Общенаучные методы иссле-дования. Логико-матема-тические методы. | 9. Предмет и задачи когнитивной семантики . 10. Современ-ные методы лингвистичес-ких исследований | Опрос, обсуж-дение. Кон- спект Опрос, обсуж-дение. Кон- спект | Болдырев Н.Н. Когнитив- ная семантика; Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когни- тивных терминов; Попова В.З., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике; и др. Кодухов В.И. Общее языкознание; Общее языкознание. / Под ред. А.Е. Супруна; Рождест- венский Ю.В. Лекции по общему языкознанию; Распопов И.П. Методоло- гия и методика лингвсти- ческих исследований; Алефиренко Н.Ф. Совре- менные проблемы науки о языке; Степанов Ю.С. Методы и принципы Современной лингвистики; Арнольд И.В. Основы науч- ных исследований в линг- вистике. | |||||
12. Структурная типология. Языковые универсалии | Там же; Новое в лингви- стике. Вып.2: Языковые универсалии; Вежбицкая А. Семантические уни- версалии и описание язы- ков. | |||||||||
Итого часов |
4. Содержание дисциплины
Лекционный курс
п/п | Номер темы | Тема лекционного занятия | Коли-чество часов |
Тема 1. | Введение.Язык/речь как объект лингвистики. Предмет исследования в языкознании, его исторический характер. Теоретическая лингвистика. Частная лингвистика. Прикладная лингвистика. Разделы общего языкознания и предмет их рассмотрения. Связь языкознания с другими науками и возникновение новых направлений на стыке наук: социо- и психолингвистика, лингвокультурология и др. | ||
Тема 2. | Периодизация истории лингвистических учений (В.И.Кодухов, Н.А.Кондрашов, Д.М.Березин, Я.В.Лоя). Теория философских (семиотических) парадигм языка: семантическая, синтаксическая и прагматическая парадигмы (Ю.С.Степанов). Лингвистические парадигмы знаний: сравнительно-историческая, психологическая, системно-структурная и антропоцентрическая. | ||
Тема 3. | Принципиальные установки современной российской лингвистики. Предмет рассмотрения и задачи современных направлений в лингвистике: синтаксическая семантика, лингвистика текста, теория референции, теория пресуппозиций, теория речевых актов, принципы речевого общения, теория дискурса, когнитивная лингвистика, диалогика текста (М.М.Бахтин), теория языковой личности, гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика. | ||
Тема 4 | Разграничение речевой деятельности языка и речи(Ф.де Соссюр, В.фон Гумбольдт, Л.В. Щерба, Л. Ельмслев). Характеристики языка и речи, их взаимосвязь. Точка зрения на невозможность разделения языка и речи. Текст как продукт речевой деятельности. Порождение и восприятие текста. Определение текста. Понятиедискурса. Гипертекст. | ||
Тема 5. | Предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания. Историзм как принцип исследования, сравнение как метод. Значение открытия санскрита (П.Паллас, У.Джонс). Заслуги корифеев классической компаративистики: Фр. Боппа, Р.Раска, Я.Гримма, А.Х. Востокова. Три принципа сравнения языков. Этапы развития сравнительно-исторического языкознания. | ||
Тема 6. | Мировоззрение В. фон Гумбольдта, его философское основание. Антиномии лингвистической концепции Гумбольдта: язык и речь, язык и знак, язык и мышление, системность языка, язык – дух народа, внутренняя форма языка. Его типологические идеи. Значение деятельности В. фон Гумбольдта для дальнейшего развития лингвистической мысли. | ||
Тема 7. | Основные положения лингвистической концепции Ф. де Соссюра: объект лингвистики, разграничение внешней и внутренней лингвистики, языка и речи, синхронии и диахронии; взаимосвязь языка и мышления; системность языка, задачи семиотики и лингвосемиотики; понятие знака и свойства знака. | ||
Тема 8. | Язык как знаковая система.Задачи семиотики, лингвосемиотика. Понятие знака, свойства языка. Знаковая система языка как универсальная знаковая система. Уни- и билатерализм. Знаковые единицы языка и их функции. Знаковые отношения: денотативное, сигнификативное, прагматическое, системные (синтагматическое, парадигматическое, иерархическое). Понятие инварианта и варианта. Комбинаторика основных единиц языка. | ||
Тема 9. | Язык как система и структура.Понятие системы и структуры языка.Рассмотрение языка как системы:инвентарно-таксономическая система языка, функциональная система языка, язык как структура, знаковая система языка, язык как динамическая система, уровневая система языка: понятие уровня, типы уровней и их свойства. «Теория иерархии уровней» (Э. Бенвенист). | ||
Тема 10. | Взаимосвязь языка и мышления в свете когнитивной лингвистикиПредмет и задачи когнитивной лингвистики. Картина мира, языковая картина мира. Понятия: концептуализация, категоризация, универсальный предметный код (УПК), концепт, концептосфера. Типы концептов. Методы изучения концептов. Полевая структура концепта: ядро, базовые слои, интерпретативный слой. | ||
Тема 11. | Современные методы лингвистического исследования:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ. | ||
Тема 12. | Структурная типология. Тип языка, типы в языке. Морфологические типы языков: изолирующий, агглютинирующий, инкорпорирующий, флективный и их характеристика. Квантитивный подход в структурной типологии (индексы Дж.Гринберга). Уровневый подход в структурной типологии: формальная типология, фонетическая типология, морфологическая типология, семантическая типология, синтаксическая типология, лексическая типология. Языковые универсалии: понятие языковой универсалии, типы языковых универсалий | ||
Итого часов |
Практические занятия
№ п/п | Номер темы | Тема практического занятия | Кол-во часов |
Тема 1 | Грамматические исследования древних индийцев: фонетика, морфология, лексикография. Грамматика Панини («Восьмикнижие»). Санскрит и пракриты. Лексикографичес-кий труд «Амаракоша». Значение древнеиндийской традиции. Греко-латинская традиция. Философский период: теория именований (phusei – thesei). Диалог Платона «Кратил». Учение Аристотеля. Учение стоиков. Александрийский (грамматический) период: разбор языка древних памятников, учение о частях речи (Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракиец, Аполлоний Дискол), аналогия – аномалия. Языкознание в древнем Риме: М.Т.Варрон «О латинском языке». Языкознание средних веков. Становление трех основных религий (христианство, ислам, буддизм). Канонизация классических языков (древнегреческий, латинский, иврит), значение латыни. Разработка грамматической теории в Европе: грамматики Э. Доната и Присциана. Становление письменности европейских языков. Философский спор реалистов и номиналистов (Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Пьер Абеляр). Исследование канонических текстов: герменевтика и экзегетика. Появление университетов в Европе. Эпоха Возрождения.Открытие новых языков, составление словарей, каталогов и нормативных грамматик индоевропейских языков. Создание логической, или универсальной грамматики Пор-Рояль (К.Лансло, А. Арно). Проекты создания искусственных языков (Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Л. Заменгоф) | ||
Тема 2 | Натурализм А. Шлейхера:язык как организм. Его сравнительно-исторические исследования: два периода в развитии языка, теория родословного древа, типологическая классификация языков, законы развития языка. Теоретические основы младограмматизма: индивидуальный психологизм, абсолютизация действия фонетических знаков, роль аналогии, исследование живых языков и их диалектов. Исходные положения младограмматизма в определении сущности языка. Представители младограмматизма. Недостатки их учения. | ||
Тема3 | Философские взгляды А.А.Потебни. Связь языка и мышления. Трехчастное строение слова. Внутренняя форма слова. Ближайшее и дальнейшее значение слова. Грамматическая форма, грамматические категории. Части речи и члены предложения. Психологическая трактовка предложения, его глагольность. Исторический синтаксис. | ||
Тема 4 | 1. Московская лингвистическая школа (МЛШ). Взаимосвязь языка и мышления в учении Ф.Ф.Фортунатова.Его учение о форме слова и словосочетании. Сравнительно-исторические открытия Ф.Ф.Фортунатова. Формальное учение о частях речи. Лингвистические концепции учеников Фортунатова Казанская лингвистическая школа (КЛШ). Проблемы языка и речи, статики и динамики, системности языка, физического и психического в языке, знакового характера языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ и Н.В. Крушевского. Определение фонемы и морфемы. Изучение живых языков и диалектов. | ||
Тема 5 | Пражский лингвистический кружок (ПЛК), его представители. Теоретические основы ПЛК. Исследования Н.С. Трубецкого в области фонологии: разграничение фонетики и фонологии, понятия фонемы и ДП, система фонологических оппозиций. Действие метода оппозиции в фонологии и грамматике (Р.Якобсон). Актуальное членение предложения (В.Матезиус). Изучение литературного языка и культуры речи. Типологическое изучение языков и языковые союзы | ||
Тема 6 | Американский дескриптивизм, его представители Типология языков Э.Сэпира. Работа Л. Блумфилда «Язык»: принципы бихевиоризма; языковые формы, анализ по НС (непосредственно составляющим). Дистрибутивный метод и метод субституций (Б. Блох, Е. Найда, Дж. Трейджер, З. Харрис, Ч. Хоккет). Трансформационная грамматика Н.Хомского: понятие ядерного предложения, типы трансформаций, порождение предложения. Датская глоссематика, ее представители (Л. Ельмслев, В. Брендаль, Х. Ульдалль). Задача создания универсальной лингвистической теории – логической теории языка. Язык – схема – норма - узус. Отрицание роли значения и субстанции. Язык как система отношений. Разграничение плана содержания (ПС) и плана выражения (ПВ). Принцип коммутации. Инварианты: кенемы (фонемы) – плеремы (значения). Анализ текста: функтив и функции. Типы функций: интердепенденция, детерминация, констелляция. Принципы теоретического описания. Логический позитивизм как философская основа глоссематики (Б.Рассел, Р. Карнап) | ||
Тема 7 | Этнолингвистика: связь языка с культурой. Гипотеза лингвистической относительности Б.Уорфа и Э. Сепира: язык и сознание, принцип относительности. Неогумбольдтианство (Л. Вейсгербер): обусловленность мировоззрения языком, субъективный характер языковых фактов, семантическая теория языка. Становлениесоциологической лингвистики(во Франции: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ш. Балли, А. Сеше, Э. Бенвенист, Э. Соммерфельт; в России: А.М. Селищев. Р.О.Шор, Б.А. Ларин, Л.П. Якубинский, В.М. Жирмунский. Ф.П. Филин, Е.Д. Поливанов, И.К. Белодед и др).Язык как социальное явление. Знаковый характер языка. Социальная дробность языка. Социология языка во Франции и России. Направление «слов и вещей»(Г. Шухардт): соотношение: слово – предмет – культура, обозначение и значение, смешение языков как причина их развития, теория географической непрерывности. Эстетический идеализм, или неофилология (Б.Кроче и К.Фосслер): идеализм как философия научного творчества, язык - индивидуальное творчество - дух языка, эстетика как наука о выражении духа или интуиции. стилистика как наука о языке. Неолингвистика, или ареальная лингвистика(Дж.. Бертони, М. Бартоли, В. Пизани, Дж. Бонфанте, Дж. Девото, Б. Мильорини): язык как продукт творчества индивидов,язык как процесс, учение о языковых ареалах, положение о смешении языков, понятие языковых союзов. | ||
Тема 8 | Взаимосвязь языка и общества.Социальный характер языка. Формы и функции языка. Понятие языковой нормы. Территориальная, социальная и стилевая дифференциации языка. Язык и нация. Языковая ситуация, ее типы. Язык и культура. Языковые контакты. Заимствования. Типы языковой ассимиляции: понятие языка-субстрата, суперстрата и адстрата. Билингвизм, его виды. | ||
Тема 9 | Современные методы лингвистического исследования: контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформационный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ. Логико-математические методы: аксиоматический, статистический, множественно-алгебраический метод (лингвистическая матрица). | ||
Итого часов |
Самостоятельная работа студентов
№ п\п | Номер темы | Тема самостоятельной работы | Час. | Методич. обеспечение |
Тема1 | Новейшие направления в лингвистике: синтаксическая семантика, лингвистика текста, теория референции, теория пресуппозиций, коммуникативная лингвистика, теория речевых актов, принципы речевого общения, дискурсивный анализ, когнитивная лингвистика, теория речевых жанров и проблемы текста (М.М.Бахтин), теория языковой личности, гендерная лингвистика, лигвокультурология, психолингвистика, социолингвистика. | Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке; Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике; Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая струк-тура предложения; Арутюнова Н.Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике; Новое в зарубежной лингви-стике. Вып.8. Теория речевых актов; Богданов В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты; Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке; Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика; Бахтин М.М. Проблема речевых Жанров; Караулов. Ю. Н. Русский язык и языковая личность; Теория и методология гендерных исследований; Маслова В.А. Лингвокультурология; Белл Р. Социолингвис-тика. | ||
Тема2 | Лингвистика текста. Определения текста, его природы и категорий. Типы информации в тексте. Понятие когезии и ее типы. Определение дискурса в лингвистике. Его типы. Понятие «гипертекст», его сущность, виды гипертекстов. | Гальперин И.Р. Текст как объект лнгвистического исследования; Тураева. З.Я. Лингвистика текста; Язык. Дискурс. Личность; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс; Агеев В.Н. Семиотика; Субботин М.М. Новая информационная технология: создание и обработка гипертекстов. | ||
Тема3 | Арабское языкознание. Значение арабского языка в Арабском халифате (7-13 вв н.э.) Классический арабский язык и живые диалекты. Лексикография (словари Халил аль-Фарахиди и Фирузабади). Грамматический труд Сибавейхи (разработки в области фонетики, морфологии, частей речи). Сравнительная грамматика и лексикология тюркских языков в работе Махмуда Кашгарского. | Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. | ||
Тема 4 | В. фон Гумбольдт.Природа и свойства языка вообще. Внутренняя форма языка. О мышлении и речи. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие. | Гумбольдт фон В. Избранные труды по языкознанию. | ||
Тема 5 | Логико-грамматическое направление. Работы Ф.И. Буслаева: о преподавании отечественного языка, язык как выражение миросозерцания народа, о связи языковых явлений с логическими началами, синтакси-ческая система Буслаева («Истории-ческая грамматика русского языка» | Березин Ф.М. История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. | ||
Тема 6 | Лингвистическая концепция А.А. Шахматова: история русского языка, понятие психологической коммуни-кации, учение о предложении учение о частях речи. Лингвистическая концепция В.А. Богородицкого: язык и мышление, грамматика и логика, теория генераций, языковое восприятие, изменения морфологической струк-туры слова. | Березин Ф.М История русского языкознания; Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. | ||
Тема 7 | Реферат (итоговая семестровая работа) | |||
Тема 8 | Гипотеза лингвистической относи-тельности (Ф. Боас, Э. Сэпир, Б.Уорф). Эстетический идеализм (Б.Кроче, К. Фосслер). | Блэк М. Лингвистическая относительность: Теоретические воззрения Бенджамина Ли Уорфа. | ||
Тема 9 | Язык и межкультурная коммуникация. Понятия «язык» и «культура». Взаимосвязь языка и культуры. Понятие межкультурной коммуникации. | Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. | ||
Тема 10 | Предмет и задачи когнитивной семантики.Понятия: концептуализация, категоризация, универсальный предметный код (УПК), концепт, концептосфера. Типы концептов. Методы изучения концептов. Полевая структура концепта: ядро, базовые слои, интерпретативный слой. | Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика; Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когни- тивных терминов; Попова В.З., Стернин И.А.Очерки по когнитивной лингвистике / Попова, З.Д., Стернин, И.А Когнитивная лингвистика. | ||
Тема 11 | Современные методы лингвистических исследований:контекстологический анализ, интерпретационно-стилистический анализ, компонентный анализ слова, метод лексико-семантических полей, метод оппозиций и дистрибуций, валентностный метод, трансформа-циионный метод, когнитивный анализ, дискурсивный анализ. | Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики; Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике; Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. Маслова В.А. Современные направле-ния в лингвистике. | ||
Итого часов |
Текущий контроль знаний
№п/п | Текущий контроль | Форма контроля |
Практические занятия (См. тематику выше) | Опрос, обсуждение, дискуссия. | |
Самостоятельная работа (См. тематику выше) | Конспектирование |
Контрольные работы и тестирование (Факультативно. См. приложения А, Б)
Контрольные работы по СРС | ||
№ п/п | Тематика | Сроки проведения |
10 семестр | ||
Введение | апрель | |
Лингвистические парадигмы знаний | ||
Текст, Дискурс. Гипертекст. | ||
Философия языка В.фон Гумбольдта | май | |
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра | ||
11 семестр | ||
Речевая деятельность: язык-речь | сентябрь | |
Язык как знаковая система | ноябрь | |
Язык как система уровней | декабрь |
Тестирование по самостоятельной работе | ||
№ п/п | Тематика | Сроки проведения |
1. | Язык и мышление в когнитивном аспекте | декабрь |
Подготовка рефератов с презентацией в Power Point (8 семестр)
1) Тематика рефератов
…...................................................................................................................
Критерии оценки
Критерии оценки зачета
Оценка «зачтено» ставится, если в ходе устного опроса студент показал, что
– освоил теоретический материал в пределах программы 8 семестра (См. вопросы к экзамену 1- 21);
– предоставил письменный реферат по выбранной теме исследования и ответил на вопросы по содержанию реферата.
Оценка «незачтено» ставится, если в ходе устного опроса студент показал, что
– не освоил теоретический материал в пределах программы 8 семестра (См. вопросы к экзамену 1- 21);
– не предоставил письменный реферат по выбранной теме исследования и не ответил на вопросы по содержанию реферата.
Примечание. Если студент не пропускал аудиторные занятия, принимал активное участие в обсуждении поставленных вопросов на семинарских занятиях, представил реферат по выбранной теме исследования, то он может быть освобожден от сдачи зачета.
Критерии оценки экзамена
Оценка «отлично» выставляется, если студент показал навыки и умения:
1. свободно оперировать терминологическим аппаратом дисциплины;
2. логически и аргументировано излагать различные точки зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;
3. умело соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал навыки и умения:
1. грамотно использовать терминологический аппарат дисциплины;
2. достаточно логично излагать различные точки зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;
3. соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.
Оценка «удовлетворительно» выставляется:
1. при удовлетворительном оперировании основным терминологическим аппаратом дисциплины;
2. при способности изложить доминирующую точку зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;
3. при некоторой способности соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется:
1. при отсутствии умения оперирования основным терминологическим аппаратом;
2. при неспособности изложить основную точку зрения по проблематике трех разделов общего языкознания;
3. при неспособности соотносить знание языкового материала и методов лингвистического исследования с современным содержанием науки о языке.
9. Экзаменационные вопросы
1. Объект и пред