Теория письма. Орфография. Основные разделы и принципы орфографии. Орфограмма.
Письмо предназначено для того, чтобы фиксировать посредством графических знаковв целях передачи на большие расстояния и сохранения во времени звучащей речи. Благодаря членораздельности речи, т.е. её членимости на воспроизводимые инвентарные единицы, оно становится (на определённой ступени социальной эволюции) второй ипостасью того или иного конкретного языка. Оно представляет собой коммуникативную систему, элементами которой являются графические знаки, имеющие своими денотатами не явления действительности, а воспроизводимые в речи инвентарные единицы языка. Письмо в собственном смысле, подобно языку, в принципе должно содержать в своём инвентаре конечное число стандартных, воспроизводимых графических единиц (графем) и правил их комбинирования.
Основной единицей системы письма является графема.
Главными элементами алфавитной графической системы являются буквы. Они могут иметь свои имена, обладают начертательной формой, звуковым значением, а в ряде систем письма и числовым значением. В качестве аллографов одной буквы выступают её рукописные и печатные (машинописные и типографские) начертания.
Орфос – «правильный», графос – «пишу». Орфография – система правил о написании слов, их значимых частей, о слитных, дефисных и раздельных написаниях, о переносе слов, об употреблении прописных букв. Письменная форма языка не возможна без орфографии. Нормы орфографии должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Только тогда орфография может выполнять свою основную коммуникат. функцию. Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов: 1) правила передачи фонем буквами в составе слов; 2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв; 3) правила переноса слов из одной строки в другую; 4) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов; 5) правила графических сокращений слов. Орфография базируется на определённых принципах:
Морфофонематический (осн. принцип). Письмо и произношение не всегда совпадают. Это заключается в том, что на письме не отражаются фонетич. законы. На письме используется та буква, которая соответствует сильному варианту фонемы. Т. о., этот принцип подразумевает понимание носителями языка состава слова. Морфема сохраняет на письме один и тот же вид и не совпадает с произношением. Морфофонематическому принципу соответствуют:
1) Написание безударных гласных, которые проверяются ударением в составе разных морфем: в корне (певец – петь, хоровой – хор), в приставке (отнёс – отнял, записать – запись), в суффиксе (липовый – сосновый), в окончании (арбузом – столом, строят – сидят);
2) Написание сомнительных и непроизносимых согласных (дуб – дуба, лётчик – летать, отдать – отойти).
Фонетический принцип противопоставлен морфофонематическому. Он заключается в том, что нужно писать так, как слышишь. На письме отражаются позиционные изменения фонем и используется та буква, которая соответствует слабому варианту фонемы. Поэтому возникает двупортретность одной морфемы.падением редуцированных и развитием фонетич.дит
Фонетическому принципу соответствуют:
1) Написание Ы после Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных (куцый, комсомольцы, лисицын, бледнолицый);
2) В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, в суффиксах наречий после шипящих и Ц под ударением – О, без ударения – Е (ручонка – рученька, свечой – тучей);
3) Написание Ы после приставок на согласную, кроме меж-, сверх- (отыскать, сыграть);
4) Написание гласных в приставках раз-, рос- (розвальни – развалиться, роспуск – распускать)
5) Написание чередующихся гласных в корнях -зар-, -зор- (зори, заря).
Традиционный принцип. Данные написания не следуют за произношением и их нельзя проверить сильной позицией. Мы пишем по традиции. Традиционному принципу соответствуют:
1) Написание И после Ж, Ш, Ц (жизнь, шить, цирк);
2) Написание А после Ч, Щ (чаща);
3) Написание -ого, -его в прил., мест., порядковых числ. в Р.п. (красного, нашего, первого);
4) Написание непроверяемых безударных гласных (лягушка, собака, фонарь);
5) Написание непроверяемых сомнительных и непроизносимых согласных (вокзал, чувство);
6) Написание чередующихся гласных в корнях, когда написание определяется запоминанием внешних факторов (прилагательное, расти, промокнуть);
7) Употребление Ь для обозначения грамматических форм после шипящих (мышь, стричь, намажь, читаешь).
Дифференцирующее написание охватывает слова-омонимы (омофоны, которые имеют одинаковое произношение): балл – бал, ожёг – ожог, плач – плачь, орёл – Орёл, туш – тушь).
Орфограмма обозначает последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления (проще говоря, правила) в том или ином языке.