Применение активных форм и методов проведения занятий

При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности (проблемная лекция, лекция-визуализация и т.д.).

Форма контроля

В качестве средств контроля успеваемости студентов и определения их знаний применяются:

1. Текущий контроль (оценка работы студента в аудитории на лекционных занятиях, а также самостоятельная внеаудиторная работа студента).

2. Промежуточный контроль (рефератов, тестовых заданий).

3. Итоговый контроль (экзамен).

При определении знаний студентов применяется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Распределение баллов производится следующим образом:

1. Оценка промежуточных контрольных мероприятий:

Оценка качества написания тестов.

0 - 20

1. «Неудовлетворительно» - от 0 - 4 баллов;

2. «Удовлетворительно» - от 5 - 9 баллов;

3. «Хорошо» - от 10 - 14 баллов;

4. «Отлично» - от 15 - 20 баллов.

2. Оценка за подготовку реферата, за проведение презентации вопросов лекции:

0 - 3

1. «Неудовлетворительно» - 0 баллов;

1. «Удовлетворительно» - 1 балл;

2. «Хорошо» - 2 балла;

3. «Отлично» - 3 балла.

- Оценка за экзамен:

0- 40

1. «Неудовлетворительно» - до 19 баллов;

2. «Удовлетворительно» - 20 баллов;

3. «Хорошо» - 30 баллов;

4. «Отлично» - 40 баллов;

Максимальная итоговая оценка составляет 100 баллов.

Место курса в учебном плане

Курс является завершающим после изучения блока основных профильных дисциплин, таких как «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Словообразование и морфология русского языка», «Синтаксис русского языка», и является важнейшей составляющей в процессе профессиональной подготовки дипломированных специалистов.

Распределение часов по разделам и темам

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоя­тельная работа Всего
Всего лекц. сем., практ.
1. Лингвистическая мысль в Древней Греции (VI в. до н.э.—II в. н.э.). -
2. Лингвистическая мысль в Древнем Риме (II в. до н.э.—V в. н.э.). -
3. Лингвистическая мысль Сред­невековья.   -
4. Лингвистическая мысль в эпо­ху Возрождения. -
5. Формирование сравнительно-исторического метода в язы­кознании (конец XVIII—сер. XIX в.). -
6. Младограмматики. -
7. Вопросы философии языка в трудах В. фон Гумбольдта. -
8. Ф. Соссюр. -
9. Пражский лингвистический кружок. -
10. Копенгагенский кружок. Аме­риканский дескриптивизм.   -
11. Психолингвистика.   - - -
12. Русская лингвистическая мысль XVIII - XIX вв. -
13. Наука о языке в России XX в. (Л.В. Щерба, Н.Я. Марр и др.) -
14. Достижения современного отечественного языкознания - - -
  ВСЕГО 15 15 - 37 52

Содержание тем

I. Лингвистическая мысль в Древней Греции.

Мифологическая трактовка имени, вера в магическую силу звуков. Место грамматики в античной науке. Вопросы языка у софистов. Воз­никновение грамматики как отдельной отрасли знаний. Три аспекта термина «буква». Зачатки фонетических знаний. Александрийская филология. Грамматика Дионисия Фракийского. Грамматика Аполлония Дискола.

II. Лингвистическая мысль в Древнем Риме.

Роль Древней Греции в становлении культуры Древнего Рима. Воз­никновение грамматики как самостоятельной науки в Древнем Риме (II в. до н.э.). Трактат Марка Теренция Варрона «О латинском языке». Веррий Флакк, Палемон, Проб, Теренций Скавр, Авл Геллий, Донат, Присциан.

III. Лингвистическая мысль Средневековья.

Латынь как язык межнационального общения. Семь свободных ис­кусств. Петр Гелийский. Проблемы языка в трудах отцов церкви. Спор но­миналистов и реалистов. Центры модизма в средневековой Европе. Главные представители мо­дизма. Основные модусы.

IV. Лингвистическая мысль в эпоху Возрождения.

Формирование национальных языков. Языковые трактаты Данте. Акаде­мии языка. «Рациональная грамматика Пор-Рояля».

V. Формирование сравнительно-исторического метода в языкознании.

Открытие для научного мира санскрита. Ф. Бопп, Р.Х. Раск, Я. Гримм, А.Х. Востоков. Закономерность фонетических изменений. Звуковые соот­ветствия. Научная деятельность А. Шлейхера.

VI. Младограмматики.

Происхождение названия научной школы. А.Лескин, Г.Остгоф, Г. Пауль, Б. Дельбрюк, К. Бругман. «Манифест младограмматизма». Звуковой закон.

VII. Вопросы философии языка в трудах В. фон Гумбольдта.

Жизнь и деятельность Гумбольдта. Понятие «дух народа». Язык как энергия.

VIII. Фердинанд де Соссюр.

Научная деятельность Ф.Соссюра. Язык и речь. Язык как система. Уче­ние о лингвистическом знаке. Синхрония и диахрония. Внутренняя и внеш­няя лингвистика.

Наши рекомендации