Способы выражения ГК падежа.

Грамматические значения падежей могут быть выражены при помощи следующих грамматических средств.

1) При помощи окончаний: книгА – им.п., книгЕ – дат.п., книгИ – им., вин.п. мн.ч. и род.п. ед.ч.

2) Разноместное ударение: Угол – углА, углУ, углЫ, углОВ, углАМ; сестрА– сЁстры, сестЁр; рекИ – рЕки, домА – дОма.

3) Предлоги («препозитивная флексия», по словам В.В.Виноградова): к шоссе, от шоссе, при шоссе, о шоссе. Предлоги вместе с окончаниями: из окнА, кокнУ, перед окнОМ, в окнЕ.

4) Синтаксический способ: растворимый кофе, письмо Лидии Клавдии, Лето сменяет осень, Весло задело платье.

Семантика падежей.

Один и тот же падеж в зависимости от контекста и от лексического значения существительного может выражать разные значения. Существует три основных типа падежных значений: 1) субъектное – указание на производителя действия или носителя признака (поезд идёт, построен рабочими); 2) объектное – указание на тот объект, на который направлено действие (читать письмо, дом построен); 3) определительное – указание на признак предмета, на время, место, причину, образ действия, цель, меру и степень (статья о науке, отец в гневе, улетать первым рейсом, пахнет яблоками).

Частные значения падежей1 (при определении значения падежей учитываются только беспредложные конструкции и формы предложного падежа):

И. · Определительный (город-герой). · Субъектный (грачи улетели). · Объектный (дом строится). · Вокативный (Прощай же, море!).
  Приименной Приглагольный
Р. · Принадлежности (сад соседа. ! в форме род.п. стоит одушевлённое личное существительное). · Субъекта действия (пение соловья). · Объекта действия (подписание договора). · Носителя признака (доброта матери). · Разделительного количества (стакан молока, много книг). · Определительных отношений (водитель автобуса, учитель пожилого возраста). · Прямого объекта, на часть которого распространяется действие (отрезать хлеба). · Прямого объекта при глаголах с отрицанием не (не писал письма). · Косвенного объекта действия (при глаголах удаления, лишения, достижения, желания и т.п.: ждать свидания). · Даты (третье апреля).
Д. Косвенного объекта (письмо родителям, служить родине) · Косвенного объекта, на который направлено действие (подарить девушке цветы, помогать товарищу). · Состояния лица или предметов (при безличных глаголах и словах категории состояния: маме не спится, ногам жарко).
В. Æ · Прямого объекта действия (собирать ягоды, поймать карася). · Меры времени (прожить век, ждать целый день). · Меры пространства (пройти километр, объехать всю страну). · Количества (напомнить тысячу раз).
Т. = приглагольный при именах прилагательныхтворит. п.обозначает, что названный признак ограничен в своём проявлении (слаб здоровьем, сильный духом, высокий ростом) · Орудия действия (инструментальный: схватить рукой, писать мелом). · Деятеля, действующего предмета (в страдательных оборотах: картина написана художником, гвоздь вбит молотком). · Объекта действия (заниматься музыкой, наполнить водой). · Пространственных отношений (ехать берегом, возвращаться полем). · Временных отношений (уезжать ранним утром) · Способа и образа действия (дышать полной грудью, петь басом). · Предикативный (был старостой, стал инженером, назначен директором).
П. · Определительный (с предлогами на, в: шуба на меху, пряники на меду, мальчик в сапогах). · = приглагольный   · Объекта речи, мысли, чувства (говорить о деле, думать о детях). · Орудия действия (играть на баяне, кататься на велосипеде). · Места действия (жить в деревне). · Времени действия (приехать в марте).


Трудности вызывает различение форм винительного и родительного падежей множественного числа. Целесообразно использовать метод замены (подставить существительное женского рода в форме винительного падежа единственного числа, например, сестрУ). Любить людей (сестрУ) – винительный падеж; несколько иностранцев (нельзя подставить существительное сестрУ) – родительный падеж; ростом с ребёнка (с сестрУ) – винительный падеж.

Кроме того, необходимо знать, что формы винительного падежа используются, как правило: 1) при переходных глаголах (читать что? любить, ненавидеть, встречать кого?), 2) с предлогами В, НА (войти в магазин, ехать на север). Формы родительного падежа используются 1) со словами: много, мало, немного, немало, сколько, несколько, большинство, меньшинство, ряд, частьи т.п., 2) с предлогами с, без, для, у, до, около, напротив, из, от и др. (около работы, напротив почты).

Древнерусскому языку была свойственна система шести падежей и звательная форма (или звательный падеж). Разрушение звательной формы – факт относительно ранний, начало его – в общеславянском языке. Остатки звательной формы в современном русском языке: господи, боже мой (междометие), старче (в художественной литературе); в разговорном языке: Вань, Петь.

Сопоставление системы ранних древнерусских падежно-числовых парадигм (типов склонения) с современной позволяет наметить основные направления исторического развития форм и категорий имени существительного как части речи, группирующиеся вокруг таких процессов, как: 1) утрата двойственного числа, 2) сокращение и перегруппировка словоизменительных классов (типов склонения) в единственном числе, 3) отрыв форм словоизменения во множественном числе от форм единственного числа и их унификация, 4) утрата частной категории лица как морфологического явления и формирование универсальной морфологической категории одушевлённости, не ограниченной типами склонения и числовыми различиями.

Наши рекомендации