Основные модели предложения и их модификации
Основные модели предложения. Предикативность и типовое значение. Изосемичность/неизосемичность. Модификации предикатного и субъектного компонентов. Инволюнтивные и пассивные модификации.
1. Принципы классификации простого предложения - одна из ключевых и, вместе с тем, дискуссионных проблем современной грамматической науки. В классификации объектов реализуется знание о природе изучаемого предмета на данном этапе развития познавательной деятельности. Систематизация объектов на последовательных и убедительных основаниях - и результат и орудие исследовательской работы.
Критически воспринимая традиционно-школьную типологию предложений, явно неадекватную реальной организованности синтаксической системы, современные языковеды продолжают поиски эффективных классификационных критериев.
Больше всего разногласий остается в вопросе о соотношении синтаксического и семантического анализа.
Для тех синтаксистов, для которых неизбежной данью одному десятилетию были формальные устремления, данью другому - признание семантики, особенно трудной была необходимость найти место семантике в рядах сложившихся грамматических представлений. Наиболее распространенным решением стало помещение семантической информации в надстройку над зданием грамматическим, будто бы непричастным семантике. Формулировались идеи автономности, параллельности синтаксического и семантического ярусов, громоздилась "двухэтажная" рубрикация состава предложения - по членам предложения и по семантическим компонентам - на основе той посылки, что каждый способ членения исходит из своего принципа: либо синтаксического, либо семантического.
Однако сама посылка оказывается иллюзорной. Поскольку семантика не располагает в языке собственной системой средств, каждый из двух способов членения предложения опирается на совокупность тех же признаков, необходимых составляющих синтаксического, а по сути дела структурно-смыслового механизма: категориально-семантического, морфологического и функционально-комбинаторного, но они учитываются на каждом "этаже" в разной пропорции, с разной мерой полноты.
Так, например, в предложении Саше не спится с "синтаксической" точки зрения имя в дательном квалифицируют как второстепенный член предложения или детерминант, распространитель модели, исходя из морфологической формы (косвенный падеж), синтаксической препозиции, отсутствия синтаксического согласования с предикатом, субъектной семантики. Те же основания: категориальная семантика личного имени, типичная для субъекта форма дательного падежа, синтаксическая препозиция, структурно-смысловая роль носителя предикативного признака - позволяют квалифицировать эту именную форму с "семантической" позиции как субъект.
На каком-то этапе гносеологической работы человеческое сознание может позволить себе такую избыточную и противоречивую двоякую интерпретацию; вряд ли, однако, такую нерачительность, когда компоненты "под видом второстепенных" служат главными, допускает в своей онтологии веками отработанное устройство языка.
Попытки подтвердить оппозицию "синтаксический/семантический" анализ, переводя ее из вертикальной плоскости в горизонтальную в виде противопоставления минимальной (грамматической) и расширенной (семантической) схем предложения, отправляются также с не слишком надежных исходных позиций. Так, иллюстрация, призванная доказать соответствие предложений
(1) Грачи прилетели
(2) Они очутились здесь
одной схеме N - Vf и расхождение их "расширенных" схем, доказывает иное. Примеры (1) и (2) представляют разные грамматико-семантические структуры или схемы. Из них только первое соотносительно со схемой N - Vf . Синтаксический анализ не равен морфологическому. Тип, модель, схема абстрагируются от конкретного примера с учетом не только морфологической формы компонента, но и его категориального значения. В отличие от примера (1), где предикативный признак выражен акциональным глаголом и сообщает о действии, перемещении (в его результативном видовом варианте), в примере (2) действия нет, предикативный признак предмета (тоже живых существ) заключается в характеристике их местонахождения, он выражен наречием здесь, которое вместе с подлежащим и составляет грамматический и одновременно семантический минимум предложения. Глагол очутиться - вспомогательного характера, он вносит в отношения между предицируемым и предикатом модификационный оттенок неожиданности признака для его носителя, как бы неосознанности происшедшего с ним изменения, поэтому принадлежит к аппарату регулярных реализаций минимальной модели, "действующему только при соединении с определенными формами знаменательных слов", "не затрагивая системно значимых признаков схемы" [Белошапкова 1978].
Таким образом, вопреки заявленному стремлению выделить семантическую структуру предложения, подобный анализ фактически не считается с этой семантической структурой.
Академическая Грамматика-80, освятив своим авторитетом признание необходимости семантического анализа предложений и сделав важный шаг вперед в разработке опыта такого анализа, не решилась сделать второго шага: поставить вопрос о взаимосвязях между структурным и семантическим планами.
Если же исходить из того, что система типов предложения в целом отражает общую модель языкового видения человеком мира, а в структурно-смысловых типах предложений предстает категориальное расчленение языковым сознанием действительности, то наиболее естественную основу для классификации можно найти в знаменательных частях речи, соединяющих в себе нераздельно форму и категориальное содержание.
Элементарные единицы синтаксиса - синтаксемы с предметным и синтаксемы с признаковым значением, вступая в предикативную связь, образуют модель предложения с определенным типовым значением. Говорящий, в соответствии со смысловыми потребностями, избирает нужные категориальные компоненты.
Под моделью предложения понимаем состав взаимообусловленных субъектного и предикатного компонентов в единстве их морфологических, синтаксических и семантических характеристик.
Типовое значение предложения - обобщенный смысловой результат (в иной терминологии - семантическая структура) предикативного сопряжения субъектного и предикатного компонентов.
Две или несколько моделей, организованных одноименными компонентами с различиями в оформлении, могут выражать одно и то же типовое значение (ср. Дед - плотник и Дед плотничает, - лицо и его профессия, занятие; Она в обмороке и У нее обморок, лицо и его состояние; Яблоня цветет и Яблоня в цвету, - предмет и его состояние).
Предикативность - сопряженность предикативного признака с субъектом - его носителем, выражающая в языковых категориях модальности, времени и лица отнесенность предложения к действительности.
Основные модели предложений и их типовые значения могут быть представлены в таблице:
2. Таблица выявляет еще одно важное свойство моделей предложений: взаимную избирательность, взаимообусловленность по форме и содержанию обоих организующих модель компонентов, субъектного и предикатного (или подлежащего и сказуемого). Так, при предикате - личном глаголе субъект обычно выражается именем в именительном падеже, при предикате - предикативе на -о - именем в дательном падеже, при квантитативном предикате - чаще именем в родительном падеже.
На уровне синтаксиса релевантны не индивидуальные лексические значения слов, а обобщенные, категориальные. Так, для синтаксиса существенно в ряду слов художник, племянник, водитель, лентяй, дочь, мастери под. то значение лица, которое объединяет их в семантико-грамматический подкласс существительных; в ряду слов тревога, сытость, веселье, сон, усталость, хандра, озноб и под. - значение подкласса состояния; в ряду глаголов стирать, петь, бегать, месить, молотить, считать, кричать и под. - значение подкласса действия, или акциональных, противопоставляемых по определенным синтаксическим свойствам подклассу неакциональных: состояния (бодрствовать, дремать, томиться, висеть, лежать, цвести, дряхлеть и под.), отношения (противостоять, соответствовать, превосходить, уступать, относиться) и т.д.
Из самой природы явлений вытекают категориальные ограничения для главных компонентов предложения. Разным видам субъектов в реальной действительности (или в том, что называют "фиктивной действительностью" в отношении художественной литературы) свойственны свои жизненные проявления и связи, функции и признаки. Человек существует в пространстве и времени, в природе и обществе, обладает свойствами, испытывает физические и психические состояния, вступает в социальные и психологические отношения с другими людьми, перемещается в пространстве, совершает действия, физические и ментальные. Предметы существуют. наличествуют, обладают свойствами, претерпевают изменения физического состояния, не мыслят, самостоятельно не действуют, не передвигаются произвольно, но функционируют по воле человека.
Поэтому для акциональных предикатов, сообщающих о целенаправленном, намеренном действии, естественным будет субъект, представляющий лицо или одушевленное существо: Мать кормит детей, Пастух гонит стадо, Директор подписывает приказ, Мальчик мчится на велосипеде, Лошадь жует сено, Оператор включает прибор, Пилот управляет самолетом. Имена предметов выступают в позиции субъекта при глагольных предикатах функтивных (Фонарь светит, Радио говорит, Станок работает), экзистенциальных (Луна сияет, Гром гремит, Дождь льет), статуальных и динамически-квалитативных (Бутон раскрывается, Река мелеет, Забор ветшает, Туман редеет). При статуальных предикатах возможны субъекты трех видов - личный (одушевленный): Старик сердится, Дети в испуге, Пес беспокоится, Всем весело, У нее грипп; предметный: Рожь колосится, Крыша проржавела, Белье высохло и предметно-пространственный: В квартире уютно, В городе тихо, В городе тишина, За окном темно, На дворе морозно, В погребе сыро.
Отвлеченные понятия - наименования действий, состояний, качеств - не действуют, в позиции предицируемого они соединяются со своим кругом предицирующих - оценки, квалификации, либо выступают в роли компонентов каузативных конструкций: Противоречия углубляются, Невежливость удручает, Невежливость - это отсутствие культуры раннего детства, Способности его уникальны, Посоветоваться было полезно, Забывать непростительно, Забывчивость непростительна, Уйти - значит обидеть.
Таким образом, различия в составе моделей предложения определяются прежде всего различиями в характере внеязыковых явлений, в них отображаемых, а также способами категоризации этих явлений в национальном языковом сознании.
3. Если положить в основу классификации моделей предложения единство морфологических, семантических и синтаксических признаков в его компонентах, основные типы предложений можно представить в следующем порядке.
1) Глагольныепредложения а) сообщающие о действии лица: Пахарь пашет, Врач лечит, Пассажиры читают, Хозяйка разливает чай, Дети собирают землянику, Татьяна пишет письмо, Депутаты говорят речи.
Общее значение действия (акциональное) можно дифференцировать соответственно категориально-семантическому разряду глагола и сопутствующему ему набору предметных компонентов. Это могут быть конкретно-физические действия, направленные на объект и факультативно сопровождаемые указанием на орудие, средство (Дети моют руки мылом, Бухгалтер рассчитывает зарплату с помощью калькулятора, Няня вяжет чулок на спицах, Художник пишет пейзажи акварелью, Она пропалывает грядки тяпкой и поливает из лейки, Автор делает макет книги на компьютере, Капитан рассматривает остров в подзорную трубу, Он запирает дверь на замок): рече-мыслительные действия, сопровождаемые указанием на делиберат (содержание) и адресата, возможно и на средства коммуникации (Депутат отчитывается о работе перед избирателями, Мать рассказывает детям сказку, Корреспондент передает по телефону информацию о событиях); действия нравственно-поведенческой сферы, факультативно с именем объекта или соучастника (Чиновник угождает начальству, Горцы почитают стариков, Сильный парень куражится над слабым, Фирмач важничает перед заказчиком); интерсубъектное действие с обязательным указанием соучастника и факультативным делибератом или обозначением цели ("Динамо" играет со "Спартаком", Хозяйка ссорится с соседками из-за дежурства, Ученые мало общаются с коллегами, Мальчишки подрались за мяч, Брат советуется с отцом о летних планах) и др. Особую группу среди акциональных глаголов составляют глаголы движения и перемещения, обычно сопровождаемые именами, называющими предметно-пространственные ориентиры (русский язык, в отличие от некоторых других, последовательно различает пространственные значения места и направления) и способ перемещения (Всадник едет на белом коне по высокому берегу, С выставки домой они идут по площади мимо собора, Делегация летит самолетом из Киева в Вену, Он переставляет книги из шкафа на полки, Лодка прошла под мостом и причалила к острову): последний пример представляет типичный случай, когда средству передвижения приписываются действия управляющего им человека.
б) сообщающие о функционировании предметов: Мотор работает, Будильник звонит, Лампа горит, Радиола играет, Солнце светит, Печка греет, Чайник кипит.
в) сообщающие о состоянии лица (Гость скучает, Деду нездоровится, Дети взрослеют, Дежурный спит), предмета (Яблоки зреют, Рожь наливается, Ботинки износились, Снег тает); среды (В кабинете пахнет табаком, На дворе морозит, За окном светает).
2) Адъективные, сообщающие о свойстве, качестве лица или предмета: Дом пуст, Воздух тих, Лестница крутая, Учитель строгий, Письмо - заказное, Берег топкий, Язык его точен и живописен.
3) Субстантивные
а) сообщающие классификационную информацию: Хорек - хищник, Таймыр - полуостров, Москва - столица, Брат - брокер;
б) сообщающие о признаках предмета или лица; понятие признака может быть конкретизировано как указание на материал, источник, происхождение предмета: Мандарины - с Кавказа, Записка - от Павла, Подстаканник - из мельхиора, Бутылка - из-под кефира; как указание на адресацию, назначение, ориентированность предмета: Книги - для детей, Тропинка - к озеру, Билеты - в оперу, Телеграмма - брату; как локативная характеристика предмета: Дети в саду, Аптека - за углом, Капитан - на палубе, Ножницы - на окне, Магазин - через дорогу, Платок - в кармане; сообщение о посессивном наличии, о субъекте и объекте владения: У Пети - белка, а у Оли - черепаха, У соседа мотоцикл, У нее сын, У них сад и т.д.
в) характеризующие данное время и пространство по наличию названного признака: Зима. Сугробы. Солнце. Веселые голоса лыжников. На дворе мороз. Вдоль улицы сугробы. Кругом веселые голоса.
4) Наречные
а) сообщающие о разных признаках предмета: Сестра замужем, (но ср. Брат женат - адъективная модель), Яйца - всмятку, Метро - рядом, Выключатель справа.
б) сообщающие о состоянии лица (с предикативами): Всем весело, Ей больно, Детям страшно.
в) сообщающие о состоянии среды: На дворе морозно, В доме спокойно, За окном светло.
5) Квантитативные (с числительным или другим количественным словом в предикате), содержащие количественную характеристику названного предмета: Любопытных - сотни, Картошки - полведра, Учеников - человек десять, Книг - груды, Народу - море, Добровольцев - не счесть.
Таким образом, принцип соотносительности формы и выражаемого ею содержания позволяет систематизировать многообразие моделей простого предложения, а понятие типового значения может быть представлено и в иерархической конкретизации.
Возникая в результате взаимодействия категориально- семантического и грамматического факторов, дифференциация разрядов синтаксических моделей не растворяется в лексических значениях, поскольку опирается на парадигматические ряды синонимических моделей. Образование моделей в свою очередь ограничено набором синтаксических единиц, реализующихся в качестве главных компонентов модели предложения.
4. Известно, что язык способен выражать одно и то же значение различными средствами. Например, сообщение о действии лица может быть выражено следующими парами предложений:
Хирург оперирует больного - Хирург делает операцию
Ревизор проверяет счета - Ревизор проводит проверку счетов.
Категориальное значение действия выражено в левых примерах акциональными глаголами оперирует, проверяет, в правых - отглагольными именами существительными (девербативами) операция, проверка при поддержке неакциональных вспомогательных глаголов делает, проводит, производит, совершает, ведет (различается употребление глаголов в акциональном значении с предметным именем объекта: Учитель ведет детей в зоопарк, Тетушка делает пирог и в качестве вспомогательных при отглагольном имени, которое обозначает само действие, а не объект его: Учитель ведет опрос учеников, Тетушка делает прыжок). Следовательно, не всякое существительное обозначает предмет, не всякий глагол обозначает действие. Кроме предметов, существительные называют действия (проверка, прогулка, опрос, посадка, регистрация), состояния (сон, гнев, недомогание, апатия, бодрость, усталость), качества (гордость, красота, хлебосольство, синева, ширина, крутизна, хитрость), количества (множество, масса, щепотка, дюжина, горсть, килограмм, литр) и т.д.
Глаголы, кроме действий и состояний, называют разные виды отношений между предметами и признаками, например, локативные (находиться где, помещаться где, располагаться где), компаративные (превосходить кого-что в чем, уступать кому-чему в чем, напоминать кого-что), партитивные (состоять из чего, содержаться в чем, относиться, принадлежать к чему), посессивные (иметь что, владеть чем, располагать чем, принадлежать кому) и др.
Таким образом, знаменательные части речи делятся на подклассы, характеризующиеся:
1) каждый своей категориальной семантикой;
2) своими словообразовательными средствами (например, имена действия образуются большей частью от глагольных основ, с суффиксами -ЕНИе, -АНИе, - АТИе, -Ка, -Ба; имена качества - от основ прилагательных с суффиксами -ОТа, -ИНа, -ИЗНа, -ОСТЬ и т.д.);
3) общими для части речи, с частными различиями, морфологическими категориями;
4) своими особенностями в синтаксическом функционировании. Подкласс имен предметных (вещественно-предметных и лично-предметных) составляет основу, центр класса существительных, подклассы отвлеченных имен - его периферию.
По признаку соответствия/несоответствия отображаемого категориального значения основному категориальному значению данной части речи, основные подклассы названы изосемическими, периферийные - неизосемическими. Слова изосемических и неизосемических подклассов служат средствами соответственно прямой и косвенной номинации соответствующих явлений действительности, см. таблицу :
Это разграничение подклассов слов порождает прямые следствия для синтаксиса. Изосемические подклассы слов образуют и изосемические модели предложений, наиболее экономные и лаконичные. Неизосемические подклассы в синтаксических построениях чаще прибегают к посредству вспомогательных слов. Сравните: Лаборанты испытывают новый прибор. Прибор точен и надежен. - Лаборанты ведут испытания нового прибора. Прибор отличается точностью и надежностью. Изосемические и неизосемические модели предложений соотносятся как синтаксические синонимы.
5. Языковая модель предложения претерпевает в речи различные видоизменения, включающие ее в текстовый, коммуникативный, социальный, стилистический, прагматический контекст общения. Для систематизации моделей необходимо выяснить далее два вопроса:
1) Обогащаясь дополнительными речевыми смыслами и оттенками значений, при каких условиях модель остается равной самой себе?
2) Каков характер регулярно наращиваемых смыслов, поддающихся систематизации?
6.1. Выражая значение времени и модальности, предикатный компонент способен усложнять эти значения, представляя процесс в его динамике, фазисных моментах начала, продолжения, прекращения, а также в аспекте модально-волюнтивного отношения между предикативным признаком и его носителем.
Фазисные модификации образуются включением в состав предиката неполнозначных фазисных глаголов (начать, стать, становиться, продолжать, оставаться, перестать, прекратить, кончить и др.) в соответствующей личной форме при инфинитиве глагольного предиката или инфинитивной форме именного предиката (при вспомогательных глаголах стать, становиться, оставаться сохраняется форма статива или квантитатива, существительное и прилагательное выступают в творительном падеже): Он начал барабанить, Он продолжает, кончает, прекратил барабанить; Он стал нашим другом, Он остается нашим другом, перестал быть нашим другом.
Фазисные глаголы коррелятивны по значению с некоторыми словообразовательными средствами, ср.: Кругом стало тихо - Кругом стихло; Он стал тихим - Он притих, затих; Они кончили воевать - Они отвоевались.
Модально-волюнтивные модификации предиката на основное модальное значение предложения наслаивают дополнительные значения возможности, желательности, необходимости в отношениях между субъектом и его действием. Средства выражения этой модифицирующей модальности названы выше, стр. ..... Приведенные в таблице 1 примеры исходных моделей могут выглядеть следующим образом в модификациях:
Каждая из структурно-семантических модификаций предложения сохраняет свою грамматическую парадигму (Студентам стало, становится, станет, стало бы весело; нам, вам, им, стало весело и т.д.). Модификации могут сочетаться друг с другом в одном предложении, создавая трех-четырехчленные, или сложносоставные, предикаты: Он спокоен - Он остается спокойным - Он должен оставаться спокойным - Он должен был бы оставаться спокойным и под. См. примеры: Никто неумеет так постоянно хотеть быть любимым (Лермонтов); Горе Наташиначало покрываться слоем впечатлений пережитой жизни; оноперестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться(Л.Толстой); Мой мучитель в церковь больше не показывался, и со мной перестало делаться дурно (М.Каменская); Озорник тяжело дышал и, судя по всему,хотел продолжать шалить (Чехов); Он переставал стараться быть умником, отчего сразу становился и умнее, и интереснее (Горький).
7.1. Регулярные модификации модели, дополнительные смыслы, связаны и с особенностями субъектного компонента. Субъект предложения в определенных условиях может быть не выраженным вербально, но неназванность его синтаксически значима. Сохраняется его смысловая необходимость как производителя действия, носителя состояния или свойства, без которого не может быть ни действия, ни состояния, ни свойства, а следовательно, не может быть и предикативного акта, создающего предложение; сохраняется определенная падежная форма и, при нейтральном словопорядке, позиция в начале предложения. В большинстве случаев этот субъект может быть "восстановлен", назван, но отсутствие его сигнализирует одно из трех его значений: определенно-личное, неопределенное и обобщенное. Те же значения субъекта могут быть и выраженными, обычно с помощью местоимений, см. таблицу:
Принятые в грамматиках понятия определенно-личного, неопределенно-личного и обобщенно-личного предложений требуют дальнейшего уточнения как в части их структурно-семантического значения, так и в соотношении их между собой.
Традиционная грамматика использует эти понятия для обозначения единиц классификации в типологии предложения (подклассов односоставных), но в таком качестве они не отвечают принципу единых признаков деления и, по-видимому, не выявляют сущностных таксономических значений. Теоретическая недостаточность оборачивается практическими трудностями в анализе: признаки разных типов совмещаются в одних и тех же предложениях. См. примеры из хрестоматийных текстов, где трудно различить обобщенно-личные и неопределенно-личные, личные, безличные и номинативные, односоставные и двусоставные:
Сквозь густые кусты орешника ... спускаетесь вы на дно оврага... Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце... Пора домой, в деревню, в избу, где вы ночуете... Вот наконец и ваша изба (И.Тургенев); А как разопрет тебе брюхо, да набьешь себе карман, так и заважничал! (Н.Гоголь); Да что! За границу я прежде ездил, и всегда мне тошно бывало. Не то чтоб, а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море, смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о чем-то грустишь! Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь (Ф.Достоевский); Схватят тебя и поведут тебя куда хотят, и сделают с тобой что хотят, - вот и вся жизнь твоя (М.Горький).
Остаются актуальными поиски сходств и различий, которые значимы для участников коммуникации, использующих те или иные типы предложений.
Понятия нулевого, пустого, фиктивного подлежащего, в помощью которых в литературе иногда описываются подобные модели, указывают как бы на "ничто", пустоту и ущербность. Понятие нулевого члена предложения привнесено в синтаксис с других "уровней" языковой системы достаточно механически. Правомерно говорить о пустоте по отношению к такому морфологическому факту, как отсутствие флексии у существительных дуб, город в именительном падеже. В парадигме падежного склонения это отсутствие тоже значимо, но нулевая флексия у существительных данного типа невозместима, неназываема, ее нет в природе. Между тем неназванный субъект предложения может отсутствовать в определенных контекстных условиях, но предложение сохраняет его категориальное значение, его падежную форму, его позицию, его роль носителя названного предикативного признака.
Синтаксическая значимость неназванного субъекта отражает константное смысловое приращение в субъектных модификацих предложения и системную связь с исходной моделью. Их коррелятивность исходной модели показывает, что неназванность субъекта связана еще с одним постоянным признаком. Исходная модель, с личным субъектом в именительном падеже, располагает полной личной парадигмой, в которой значения 1, 2, 3 лица соответствуют коммуникативным ролям участников речевого акта. Для субъектных же модификаций характерны и неполнота парадигмы, и сдвиг между значениями лица и коммуникативными ролями неназванного субъекта; см.таблицу:
Таким образом, субъектные модификации противопоставлены исходной модели по признаку регулярности-нерегулярности личных значений.
7.2. Определенно-личная субъектная модификация выражает действие первого или второго лица (в единственном или множественном числе), указанных при неназванности субъекта личным окончанием глагола:
Сижу за решеткой в темнице сырой <...> И вымолвить хочет:"Давай улетим!.." (А.Пушкин); Не двинусь с места, пока не кончурассказа! (А.Чехов); - Радуешься? - уныло спросила мать, глядя на ее оживленное лицо (В.Набоков); -Пойдем, переночуешь у нас... Остынешь. А то себе хуже сделаешь. Не связывайся (В.Шукшин); - Тогдавставай. - Встаю. Какая глушь в уме моем, какая лень и лунность... Пьем чай (Б.Ахмадулина); Копенкин осмотрел народ и приказал: - Разойдись по домам! Займись мирным трудом! (А.Платонов); Всегда есть шаг, всегда есть ход, всегда есть путь. Да не сдадимся низким целям (О.Седакова).
Не названный в предложении субъект третьего лица не может иметь определенного значения, его значение подсказывается контекстом, поэтому предложения с опущенным субъектом третьего лица (если это не другие виды субъектных модификаций, о которых речь будет ниже) считаются неполными, эллиптическими. Субъектные модификации представляют языковые модели, эллиптические же предложения, в которых может быть опущен любой из компонентов, - это речевые реализации моделей. В отличие от эллиптических, определенно-личные предложения независимы от контекста, самодостаточны, хотя употребление их, как увидим далее, связано с определенными коммуникативными условиями.
7.3. Неопределенно-личная субъектная модификация выражает действие третьего лица, неучастника коммуникации, не названного за ненадобностью или по неведению:
Узнают коней ретивых по их выжженным таврам (А.Пушкин); Не тем моются, чем мараются (В.Даль); - Гаврилу Степаныча застрелили! (Д.Мамин-Сибиряк); Около служб было особое оживление: качали воду, кололи дрова (В.Набоков); ...Каждому помочь готова была. И ее любили за это (А.Ремизов); В день моих именин мне подарили готовальню (Ю.Олеша); Для простоты употребления времена связывают историей (А.Битов); Их не били, не вязали, не пытали пытками - Их везли, везли возами С детьми и пожитками (А.Твардовский); - Тетя Паша, к телефону вас! - крикнули с другого конца цеха (В.Солоухин); - Дело в том, что эскизы видели. И они понравились. <...> Странная, неконкретная форма слов "видели" и "понравились" и особый нажим, с которым я их произнес, сообщали этим словам таинственное величие. Будто речь шла о неком суждении, рожденном в неведомых надземных сферах, высказанном кем-то, чье мнение не подлежит критике ... (Г.Шергова).
В последнем примере предикаты разных конструкций видели и понравились справедливо обобщаются говорящим на основании неназванности их субъектов восприятия, оценки, мнения (во втором предложении они в именительном падеже обозначает не субъект, а объект оценки).
Неопределенно-личным остается субъект и в предикатных модификациях, например, с фазисным глаголом:
Начался ропот. Послали делегацию к капитану...Начались переговоры с капитаном (А.Н.Толстой); ср. Они начали роптать, Они начали переговоры с капитаном: и в исходной модели с подлежащим и при неназванном субъекте предикат включает в себя и фазисный глагол и инфинитив (девербатив) от основного глагола.
Неназванный неопределенно-личный субъект может совмещаться в одном компоненте с объектом (адресатом) волеизъявления другого субъекта в полисубъектных конструкциях, например: [Голос городничего:]...Не прикажете ли, я велю подать коврик? [Голос Хлестакова:] Нет, зачем? Это пустое, а впрочем, пожалуй, пусть дают коврик (Н.Гоголь).
Неопределенно-личные модификации объединяет с определенно-личными признак соответствия имеющихся, при неполной парадигме, личных форм коммуникативным ролям участников ситуации.
7.4. Аналогичная мотивация, неизвестность или ненадобность, может породить неназванность субъекта не только личного, но и предметного, либо нелично-одушевленного.
Ср.: а) Ветер свистит в трубе. - Посвистывает в трубе.
б) Что-то скрипнуло. - Скрипнуло.
Опущение, неназванность субъекта (а) в силу избыточности либо б) по незнанию) в правых примерах создает модификацию с неопределенно-предметным значением. Если для неопределенно-личных модификаций характерна глагольная форма 3 лица множественного числа, то для неопределенно-предметных - 3 лица единственного числа (среднего рода в прош.времени).
Ср.: Кто-то стучит. - Стучат. Стучали.
Что-то стучит. - Стучит. Стучало.
Большая или меньшая закрепленность глагольной формы, с одной стороны, компенсирует отсутствие субъектного компонента, с другой - выводит модификацию из грамматической парадигмы.
См. примеры предложений неопределенно-предметных а) с неназванным в силу избыточности субъектом (в сообщениях большей частью о явлениях природы) и б) с неопознанным или опознаваемым:
а) Летом два дня льет - час сохнет, осенью час льет - две недели сохнет (Пословица); Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло (А.Пушкин); По крыше стучало (Л.Толстой); Над головой, в какой-то страшной и восхитительной близости, вызвездило (В.Набоков); Скрипело, свистало и выло в лесу (Н.Заболоцкий); Снаружи по-прежнему лил дождь, сквозь дырявую крышу капало (Б.Васильев); Скажи, что из-за оттепели нельзя подойти ко входу в пещеру, все затопило (Ю.Трифонов); Огню нужен простор. Надо, чтоб горело вольно, обильно, во всех углах сразу (В.Шукшин); Ночью перепал дождь. Погремело вдали (В.Шукшин); Мело, как только в пустыне может зимой мести (И.Бродский).
б) Алешу разбудил протяжный вой... Вой повторился. Он несся с долины. И тотчас же совсем близко, в ущелье, завыло, завизжало, залаяло. Волки! (Е.Пермитин); Ночью Коростелев проснулся - по крыше постукивает реденько: Тук...тук...тук... Дождик?! (В.Панова); Я разбудил Костю - Кто-то стучит, - говорю... - Если постучат еще, спросим. Ждем, никого нет. - Наверное, ушел,- говорит Костя... Мне стало казаться, что это дождь по крыше стучит... Тук-тук-тук! - стучало что-то по крыше... Наверное, вороны клюют и стучат по крыше ...а вам показалось, что стучат в дверь (Е.Носов).
Неназванность субъекта может использоваться с разными смысловыми приращениями как художественный прием: как символ "невыразимого" (Вдали, вдали Звенело, гасло, уходило И отделялось от земли... И умерло; Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте. Прильнуло к дрожащему сердцу (А.Блок)); употребление неопределенно-предметной формы предиката вместо неопределенно-личной придает личным действиям оттенок неодушевленно-механический: За дверями уже постукивало, поскрипывало, разговаривало и смеялось - контора без трех минут девять работала на полном ходу (В.Липатов).
Разновидность неопределенно-личной модификации - конструкция с субъектно-локативной формой, содержащей указание на некоторое множество лиц по их территориальной, административной, социальной принадлежности, в глагольных и некоторых именных, чаще адъективных, предложениях, например: В министерстве недовольны; На станции готовятся к юбилею; В этом доме всегда рады гостям;На работе должны его поддержать:
[Фамусов:] В Москве прибавят вечно втрое (А.Грибоедов); Очень шумят у нас в классах (А.Чехов); На канонерке странника обыскали (К.Паустовский); Узнав о намерении ребят, в лесхозе были очень довольны. Прислали машину (Е.Пермяк); Аналогичные результаты отметили в Челябинске, а позже и в ряде московских клиник (Наука и жизнь, N 4 1982).
С точки зрения соотношения говорящего и действующего лиц предложения с неопределенным субъектом характеризуются признаком эксклюзивности, исключенности: говорящий не входит в круг возможных субъектов действия.
Если примеры позволяют предположить реальное вхождение говорящего в круг, обозначенный локативно-субъектной формой (В этом доме вам всегда помогут, В нашей семье вам всегда рады), достаточно сравнить их с прямым способом выражения говорящего (Мы вам всегда поможем, Мы вам всегда рады), - становится очевидным различие: либо имеется в виду действительная исключенность, отсутствие говорящего, либо используется синтаксический прием, допускающий в разных экспрессивных целях отстраненно