Тема: СИСТЕМА ПЕРФЕКТА В КОНЪЮНКТИВЕ

Теория: §§ 203, 204, 206, 214-217, 249, 252-254 (конъюнктив), 398, 400-405 в учебнике, §§ 1.2, 2.2, 2.3 в пособии «Латинский конъюнктив»

1. Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе (конъюнктив):

- perfectum conjunctīvi actīvi;

- plusquamperfectum conjunctīvi actīvi.

Морфологические показатели вида, времени, лица, числа, залога.

2. Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве (конъюнктив):

- perfectum conjunctīvi passīvi;

- plusquamperfectum conjunctīvi passīvi.

3. Глагол “esse” и сложные с ним в perfectum conjunctīvi actīvi et plusquamperfectum conjunctīvi actīvi.

4. Употребление и значение конъюнктива в независимом предложении:

a) conjunctivus prohibitīvus (запрещения) – условия употребления, примеры, перевод на русский язык;

b) conjunctivus concessīvus (уступки) – условия употребления, примеры, перевод;

c) conjunctivus dubitatīvus (сомнения) – условия употребления, примеры, перевод;

d) conjunctivus potentiālis (возможности) – условия употребления, примеры, перевод.

Практика:

1. Учить лексический минимум 24-го раздела (с.295--296).

2. Читать, переводить и учить наизусть 5--6 куплеты «Gaudeāmus», с.328, сделать морфолого-синтаксический анализ глагольных форм и определить значение конъюнктива в простом предложении.

3. Читать и переводить текст “De corvo et vulpe”, с.295, в котором выполнить морфолого-синтаксический анализ глаголов в конъюнктиве, определить обороты, указать тип изученных придаточных предложений, объяснить значение конъюнктива в простом предложении.

4. В пособии «Латинский конъюнктив» сделать упр. 1, с. 12—15 (statuo 3, invenio 4 только во временах системы перфекта), упр. 3, с. 15, упр. 6, с. 16.

5. Учить крылатые выражения:

1) Ante victoriam ne canas triumphum.До победы не торжествуй.

2) Nemĭnem cito laudavĕris, nemĭnem cito accusavĕris. Никого поспешно не хвали,

никого поспешно не обвиняй (поговорка).

3) Quod tibi fiĕri non vis, altĕri ne fecĕris. Чего не желаешь себе, не делай

другому (римский историк Лампридий).

4) Fiat lux! Да будет свет! (Библия;

в расширенном смысле –

о грандиозных свершениях).

5) Amōrem canat aetas prima! Пусть юность поет о любви

(римский поэтПроперций).

Ср.: И, первой нежностью томима,

Мне муза пела, пела вновь

(Amōrem canat aetas prima)

Все про любовь, да про любовь (А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»).

ЗАНЯТИЕ №14 (2-й семестр)

Тема: ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВВОДИМЫЕ СОЮЗОМ CUM («когда», «так как», «хотя»)

Теория: §§ 407-412, 437, 438, 441, 445, 446, 449, 450 в учебнике; §§ 3.4.3, 3.4.4, 3.4.5 в пособии «Латинский конъюнктив»

1. Союз cum temporāle (временной) – «когда», «в то время как», «после того, как» – вводит придаточные времени с индикативом. Условия употребления, примеры, перевод на русский язык.

2. Союз cum historĭcum (исторический) – «когда», «в то время, как», «после того, как» – вводит придаточные времени, требует употребления конъюнктива по consecutio tempŏrum. Условия употребления, примеры, перевод.

3. Союз cum causāle (причины) – «так как», «потому что» – вводит придаточные причины, требует употребления конъюнктива по consecutio tempŏrum. Условия употребления, примеры, перевод.

4. Союз cum concessīvum (уступки) – «хотя», «несмотря на то, что» - вводит придаточные уступки, требует употребления конъюнктива по consecutio tempŏrum. Условия употребления, примеры, перевод.

Практика:

1. Учить лексический минимум 25-го раздела (с.298-299).

2. Читать, переводить и учить наизусть 7-й куплет “Gaudeāmus”, с.328, сделать морфолого-синтаксический анализ глагольных форм, объяснить употребление конъюнктива в простом предложении.

3. Читать и переводить текст “De Socrătis discipulo”, с.298, объяснить употребление оборотов, указать тип придаточных, объяснить употребление consecutio tempŏrum.

4. В пособии «Латинский конъюнктив» сделать упр. 4, с. 43—44 (предложения №4, 10, 11, 15).

5. Учить крылатые выражения:

1) Sine irā et studiō. Без гнева и пристрастия (Тацит).

2) Conditio sine quā non. «Условие, без которого нет», то есть условие,

без которого невозможно что-либо,

необходимое условие.

3) Si non vis intellĕgi, non debes legi. Если ты не хочешь быть понятым, то и читать

тебя не стоит (в ученом мире очень известен

рассказ об одном филологе, который после долгих

и бесплодных усилий одолеть сатиры Персия

(который признан самым трудным между римскими

авторами), бросил их в сторону и сказал именно так).

4) Albo lapillo diem notāre. День, который следует отметить белым камешком

(у древних римлян был обычай отмечать счастливый

день белым камешком).

5) Cum tacent, clamant. Тем, что они молчат, они кричат (Цицерон).

ЗАНЯТИЕ №15 (2-й семестр)

Наши рекомендации