Современное состояние психолингвистики
На развитие современной психолингвистики большое влияние оказала американская психолингвистика. В начале своего развития она ориентировалась в на бихевиоризм и на структурализм.
Лингвистический период в психолингвистике связан с развитием трансформационно-генеративной грамматики Ноэма Хомского (Noam Chomsky). Считая, что язык — это "множество (конечное или бесконечное) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и построено из конечного множества элементов", Хомский полагал, что "каждое предложение может быть представлено в форме конечной последовательности фонем (или букв)". В его грамматике существуют особого рода правила или операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как к единому целому. Поэтому многие исследователи считают теорию Хомского формальным гипотетическим построением, данным в виде логического исчисления. Хомский различал языковую способность (linguistic competence) как знание языка и языковую активность (linguistic performance) как процессы речевой активности. Он также выдвинул тезис о врожденности языковых структур.
Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамматики о том, что в центре лингвистической теории должна находиться языковая компетенция, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцентрировали усилия на изучении понимания языка в ущерб исследованиям по производству речи.
Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался постепенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой определить место языка среди прочих фундаментальных процессов. Когнитивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, перестали занимать центральное место в психолингвистических исследованиях; за ними теперь признавалась лишь частичная роль в процессах использования и усвоения речи, наряду с другими когнитивными и поведенческими модулями.
Современный период развития психолингвистики совпал с развитием когнитивных наук. Психолингвистика стала частью дисциплин, которые пытаются ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они используются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие решений.
Отечественная психолингвистика ориентируется и на описание процессов преобразования смысловой информации и описание становления и функционирования языкового сознания, являющегося системой образов действительности и получающих свое языковое обозначение в речевой деятельности человека как носителя сознания.
Тема 3.ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ
ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ
Человеческая речь — лишь малая часть коммуникативных средств типа чириканья, шипенья, рычания, фырканья, свиста, жестов, жужжания и им подобных, которые можно встретить в царстве животных. Но у животных и насекомых за каждым сигналом закреплено определенное значение, и комбинации сигналов, которые могли бы образовать более сложные структуры, не встречаются.
ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ
Людей давно привлекала возможность научить животных использовать человеческий язык.
В 1940-х годах самку-шимпанзе воспитывали вместе с ребенком. Через три года обезьяна Вики смогла произносить только 4 слова: mama, papa, up, cup.
Обезьяну по имени Сара обучали общению с помощью 130 магнитных карточек, среди которых были обозначение цвета ("красный", "синий"), фруктов ("банан", "персик"), действия ("мыть", "резать, "брать") ( некоторые функции (например, "вопрос"). Типичной фразой могло быть: "Вопрос банан красный", на что Сара отвечала отрицательно.
Шимпанзе Лану учили простому искусственному языку, в котором было семь цветных и девять геометрических форм, обозначающих объекты и действия. Лана должна была нажимать определенные клавиши на клавиатуре компьютера, чтобы создать предложение типа "Пожалуйста, машина, дай молока". Лана порождала сотни предложений такого рода.
В 1964 году была сделана попытка научить дельфина так выдыхать воздух, чтобы получаемые звуки имитировали звуки человеческого языка. Молодой самец-дельфин Элвар научился производить звуки типа "squirt".
В 1979 г. была разработана специальная программа для двух дельфинов. Феникса учили пониманию звукового языка, Акекамаи — жестовому. Их научили 30 словам — именам объектов, действий и даже прилагательным. Дельфины научились приносить трубу и/или обруч, а также выполнять действия типа "Поднеси обруч к трубе". Это позволило утверждать, что дельфины могут усвоить порядок слов.
В 1966 г. была сделана попытка научить детеныша шимпанзе модифицированному американскому языку глухонемых. Через четыре года Вашо уже использовала 130 жестов и порождала двух- и трехсложные высказывания типа "Go sweet" (буквально "Идем сладкое", что значило в контексте эксперимента "Пойдем за клубникой") и "Open food drink" ("Открыть <холодильник, где есть> еда <и> пить").
Горилла Коко использовала 375 жестов американского языка глухонемых и известна тем, что создала такие метафоры как глаз-шляпа для маски, белый-тигр для зебры и палец-браслет для кольца. Шимпанзе, которого назвали Nim Chimpsky, обучали модифицированному языку глухонемых. Обезьяна смогла создавать двух-, трех- и четырехсловные предложения типа "Еще пить", "Развлеки Нима", "Банан есть Ним", "Есть, пить, есть, пить", "Банан мне есть банан".
По мнению Пиаже и ряда других ученых, у животных отсутствует общий интеллект, необходимый для обучения сложному языку. По мнению же Хомского, животные не могут говорить в силу отсутствия у них языковых способностей, не относящихся к собственно интеллектуальным.
ДЕТИ-МАУГЛИ
Считается, что дети, оказавшиеся вне человеческого общества, среди животных (wild children, feral children, mowgli children), практически не имеют шансов стать нормальными людьми. Но в истории есть примеры того, как такие дети все-таки возвращались к нормальной жизни.
Виктору — Дикому Мальчику из Авейрона — было лет 11-12, когда его нашли. Он не мог произнести ни одного человеческого звука. Мальчика учили говорить и вести себя среди людей, но он так и не научился говорить, хотя мог читать специально написанные для него на карточках слова, а затем даже начал писать сам. Девочку по имени Дженни (13,5 лет) нашли в 1970 г. запертой комнате, где ее держал отец с 1,5 лет в течение 12 лет. По уровню умственного развития она не превосходила маленького ребенка. И все же Дженни смогла научиться использовать речь в тех же целях, что и другие дети, играть с другими детьми в игры с использованием языка и даже обманывать. В 1938 г. была обнаружена девочку, которая прожила со своей глухонемой матерью до шести с половиной лет. И лишь через полтора года Изабелла смогла произносить первые слова, а затем и сложные по конструкции осмысленные предложения. Американка Элен стала после болезни слепой и одновременно глухой в год и 7 месяцев. Ее обучали языку, притрагиваясь к ней и поднося ее руку к предметам. Элен научилась говорить и читать по азбуке Брайля для слепых. Впоследствии она даже написала книгу "История моей жизни".
Итак, дети-маугли не смогут научиться жить серди людей, если они были вне социальной среды до 6 лет или вернулись к людям позднее 11 лет. Именно возраст с 6 до 11 лет считается критическим для возможностей усвоения родного языка (critical age for language acquisition).
ОСВОЕНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКОМ
Совершенно очевидно, что только человеческое общество делает ребенка говорящим, ни одно животное не заговорит — в каких бы условиях его ни воспитывали. При этом, несмотря на определенную ограниченность умственных способностей ребенка, он овладевает сложнейшей структурой родного языка за какие-нибудь три-четыре года. Более того, ребенок, сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, довольно скоро "подводит" его под известную ему грамматику практически без сознательной помощи родителей или с очень незначительной их помощью. Ребенок достаточно быстро становится полноправным членом своего языкового общества, способным производить и понимать бесконечное число новых для него предложений.
ДОРЕЧЕВОЙ ЭТАП
У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций. 0-1,5 месяца — крик; 1,5 месяца — гуление(а-аа, уу-у); 2-3 месяца — гуление (г-у, ш-т, бу-у, зы); 4 месяца — свирель (аль-ле-е-лы, агы-аы); 7-8,5 м-цев — лепет (ба-ба, да, да); 8,5-9,5 — модулированный лепет — слоги типа мама, папа, дада с разнообразными интонациями. Освоение артикуляции звуков речи начинается с полуторамесячного возраста, и для овладения ею требуется почти три года. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются своего рода игрой.
Обычно при первых же проявлениях гуления мать начинает "разговаривать" с младенцем. Ребенок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию все более сложных предречевых реакций. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, разговаривающего с ним. Девочки начинают говорить несколько раньше — на 8-9 месяце, тогда как мальчики — на 11-12 месяце жизни. К 6 месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного языка.
Дальнейшее развитие речи ребенка выглядит так:
9,5 м.- 1г.6м. — Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (в значении "кушать") Звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова); 1 г. 8 м.-1 г. 9 м. — формы множественного числа. В возрасте 10 месяцев ребенок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова в фразу ("Мама, дай") появляются позднее (в полтора года). Затем усваивается повелительное наклонение глаголов (Иди-иди! Дай-дай!). Считается, что когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.
ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ФОРМЫ
Усвоение ребенком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык, ребенок осваивает сразу фонемы. Кроме того, ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Однако использует он заимствованные от взрослых средства по-своему.
слово взрослого | слово ребенка | слово взрослого | слово ребенка |
bad | bat | cup | dap |
cut | dat | lamb | bap |
Для ребенка тут существует только 2 класса согласных фонем: b — d, t — p.
Когда речь идет о фонологии, ясно, что ребенку даже необязательно уметь произносить звук, чтобы воспринимать необходимые контрасты.
(1) Recently a three year old child told me her name was Litha. I answered "Litha?" / — No, Litha. / — Oh, Lisa. / — Yes, Litha.
Говорить о сформированности артикуляционного аппарата можно только при достижении ребенком шести лет.
СВЯЗЬ ЗВУЧАНИЯ СО СМЫСЛОМ
При восприятии звукового облика морфемы у ребенка формируется на основе наглядного представления образная связь звучания с предметными отношениями. Ребенок как бы "нащупывает" правильное произнесение нужного ему слова, руководствуясь обобщением, которое он сделал. Поэтому и появляются слова типа мыха (большая мышь) и лога (большая ложка). На вопрос "Что больше, кит или кот?" — дети как правило отвечают "Кот". Звук И у детей ассоциируется с чем-то маленьким, а звук О — с большим. Этот факт говорит о том, что ребенок ориентируется на внешние, звуковые свойства знаков. Поэтому в речи ребенка и наблюдаются звукоподражательные слова. Потом дети отступают от звукоподражательных слов в пользу слов, принятых в языке, и тогда возникают двойные наименования типа "ав-ав-собака".
АКТИВНЫЙ РОСТ ЗАПАСА СЛОВ
Когда ребенок может сползать по ступенькам спиной (в полтора года), кажется, что ребенок вот-вот заговорит и понимает уже очень многое из того, что ему говорят. Его словарь пока не велик — от 3 до 50 слов, но он уже пытается общаться. В возрасте 1г.10м. — 2 г. (когда он прыгает на двух ногах) словарь ребенка доходит по 300 слов. Имена существительные составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи — 14%, союзов нет. Словарь расширяется очень быстро, новые слова появляются каждый день. Около двух лет у детей возникает период вопросов "Что это?". На протяжении первой половины второго года жизни ребенок усваивает большое количество название предметов и действий, но все они относятся пока к отдельным предметам, они еще не получают обобщающего значения. В возрасте около 3-х лет кажется, что он достиг своего пика прибавки лексикона — словарь расширяется очень быстро, достигая тысячи слов.
ОВЛАДЕНИЕ МОРФОЛОГИЕЙ
Существует следующая последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка: число существительных; уменьшительная форма существительных; категория повелительности; падежи; категория времени; лицо глагола. Здесь очевиден путь от менее абстрактных, конкретных форм к более абстрактным. Овладевание морфологическими элементами языка происходит так: сначала появляется биби, потом бибика благодаря тому, что ребенок выделяет суффикс -ка из разных слов (ложка, шапка, тарелка) и присоединяет его к своим словам. Причём, биби — это и машина, и ехать, и берегись. Затем бибика — только машина.
С момента овладения морфологическим механизмом языка обобщение словаря идёт за счёт овладения конструированием слова. Ребенок обнаруживает нормативное чувство правила, "чувство грамматичности", которое вызывает самокоррекцию: В реке было много рыбов .. рыбей... много рыбы.
Устойчивость и сформированность правила может быть проверена экспериментально, если заставить ребенка применить это правило к заведомо незнакомому языковому материалу. Так детям показывали картинки с изображениями фантастических животных, которые якобы имели названия в виде несуществующих слов (квазислов). Ребенку показывали такую картинку и говорил : This is wug. Затем показывали картинку с изображением нескольких таких зверей и спрашивали: "What is this?". Если ребенок отвечал These are wugs или These are three wugs, значит он овладел способом выражения множественного числа.
ОШИБКИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ
В речи детей существуют ошибки, которые настолько распространены и закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей (*зажгал свет — вместо зажёг свет).
В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребенка. Например, все русские дети в определенном возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю. Такие формы не изобретены ребенком — он постоянно слышит ломаю, ломаешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю, хватаешь, разрешаю и ему проще использовать одну стандартную форму глагола. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола:
(2) — Игорек, вставай, я тебя давно бужу.
— Нет, я еще поспу, — отвечает трехлетний мальчик.
Наличие ошибок не подтверждает теорию, согласно которой говорящий действует по модели стимул — реакция. Ребенок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление называется свехгенерализаци — распространение нового правила на старый языковой материал, подчиняющийся другим правилам. Так, ребенок говорит: шёла вместо шла; пени вместо пни; два салазка, одна деньга.
Среди других наиболее типичных ошибок русских детей также следующие:
Употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на "-а"). Я попила чай, Я пошла — говорят и мальчики.
Изменение имен существительных по падежам.
(3)Возьмем все стулы и сделаем поезд, — предлагает один малыш другому.
— Нет, — возражает тот, — здесь мало стулов.
Образование творительного падежа путем присоединения к корню существительного окончания -ом независимо от рода существительного: иголком, кошком, лошком.
Ошибки в родовых окончаниях имен существительных *лошaдиха < лошадь; *коров < бык; *людь < человек; *кош < кот.
Употребление сравнительной степени имен прилагательных от имен существительных: *хорошее, *плохее, *высокее, *короткее (по примеру общепринятых форм: длиннее, смешнее, весомее).
Ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять.
СЛОВОТВОРЧЕСТВО
Первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. Выделяются несколько принципов, по которым дети образуют новые слова: а) часто какого-нибудь слова используется как целое слово (слова-осколки): пах (запах); прыг (прыжок). б) Присоединение к корню слова "чужого" окончания — тоже очень распространенный способ создания ребенком новых слов типа пургинки (снежинки), правдун (говорящий правду), пахнота (запах). в) Одно слово составляется из двух ("синтетические слова"). При создании "синтетических слов" происходит сцепление тех, частей слова, которые звучат сходно: вкуски = вкусные + куски; колоток = молоток + колотить; улиционер = улица + милиционер.
Итак, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать.
ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИСОМ
С. Эрвин-Трипп писала: "Чтобы стать носителем языка, нужно выучить правила. То есть нужно научиться вести себя так, как будто ты знаешь эти правила". Ребенок очень умело делает вид, что он знает правила взрослого языка.
Сначала ребенок говорит словами, которые обладают коммуникативной силой предложений, но являются однословными предложениями. Мама! — это слово может значить и Мама, дай, и Вот мама, и Я хочу есть и многое другое. Затем начинается период двусоставных предложений. Ребенок не просто соединяет слова в предложения случайным образом, а в его речи появляются два функциональных класса слов. Первый класс — это "опорные слова" (pivot words), или операторы. Этот список слов небольшой и сравнительно замкнутый. Второй класс — "открытый", он более широкий, многие из слов этого класса были однословными предложениями. Для создания двусоставного предложения выбирается слово из "опорного" класса (оно является семантической основой предложения), а значение варьируется за счёт второго слова из "открытого класса".
(4) More + milk, cookie, high, not (закрытый список + открытый список).
Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтаксических форм, которые могут выполнять разные функции: объединение (I see a cup and a glass); атрибуция (Это праздничная шляпа); принадлежность (Это носки Кати); местоположение (Свитер на стуле); отношение субъект-объект (Катя бросает мячик).
Затем появляются иерархические конструкции. Ребенок начинает говорить с группы сказуемого, а потом меняет её на группу подлежащего-сказуемого.
(5) Andrew wants ... Andrew wants this.
При этом развитие синтаксиса связно с включенностью ребенка в общение со взрослыми.
ОВЛАДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА
Статус значения слова состоит в том, что слово находится между мыслью и формой слова. Психологическая структура значения определяется не столько тем, что означает слово по словарю, сколько тем, какова система соотношений и противопоставления слов в процессе их употребления, в речевой деятельности. Структура значения слова определяется тем окружением, в которое оно попадает в речи и тем, какое свойство объекта оно отражает. Поэтому всякий раз, именуя какой-либо предмет или действие, ребенок относит его к определенному классу предметов или действий, создаёт образ предмета.
Сначала ребенок не может дать определение слову, хотя уже и в состоянии выделить слово из потока речи. В словах для него преобладает наглядный компонент: Завод — это где большая труба. Ребенок с трудом определяет слова с абстрактным компонентом типа животное, мебель, работа. Слово для трехлетнего ребенка продолжает оставаться конкретным. Дети также с трудом осваивают метафоричность, переносные значения слов.