Язык включает в себя психический компонент
Бодуэн де Куртене полагал, что "как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений. 1) Первый элемент — фонации. 2) Второй элемент — психический. 3) Третий элемент — церебрации. Бодуэн писал: "Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами".
По его мнению, только индивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный язык, племенной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, гипотетически равнодействующую отдельных индивидуальных языковых мышлений.
По мнению Г.Пауля, все языковые средства хранятся в сфере бессознательного в виде сложнейшего психического образования, состоящего из разнообразных сцеплений представлений. Это обуславливает возможность повторного появления в сознании того, что уже в нем было, а отсюда и возможность понимания или произнесения того, что ранее уже понималось или произносилось. Из этого следует, по его мнению, что "всякая грамматическая категория возникает на основе психологической.
В предметном мышлении мы, по Штейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлениях объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познанных признаков этих предметов. Штейнталь писал: "Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем пред ставить себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора".
Штейнталь выдвинул и понятие языкового мышления, полагая, что в нем мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Получаемое представление — явление вдвойне субъективное.
По мнению В.Вундта, речь представляет собой вербализацию невербальной мысленной картины и основана не только не ассоциациях как на непроизвольном связывании слов, но и на апперцепции как на произвольном внимании.
Пауль полагал, что всякое психическое взаимодействие совершается в недрах индивида, поэтому следует признать, что в действительности существует лишь индивидуальная психология и никакая этнопсихология не может быть ей противопоставлена.
По мнению Штейнталя, языкознание, относится к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому, как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов. Язык определяется им как "выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков". Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Штейнталь полагал, что "даже простые звуки, артикуляции, обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению".
2.4. ЯЗЫК — ЭТО УСЛОВИЕ МЫСЛИ
Для Шлейхера язык есть "мышление, выраженное звуками", "язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления", "язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий, и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. Язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса"; "язык— это воспринимаемый ухом симптом деятельности целого комплекса материальных отношений в построении мозга и речевых органов с их нервами, костями, мускулами и др."
Штейнталь утверждал, что слово и понятие, предложение и суждение, грамматические категории и логические категории не являются и не могут являться тождественными. Он отстаивал положение о различных типах мышления, каждому из которых соответствует своя логика.
А.А.Потебня считал, что "область языка далеко не совпадает с областью мысли". Он писал, что "сновидения большей частью слагаются из воспоминаний чувственных восприятий, нередко не сопровождаются ни громкою, ни беззвучною речью. Творческая мысль живописца, ваятеля, музыканта невыразима словом и совершается без него, хотя и предполагает значительную степень развития, которая дается только языком".