Что собой представляет классификация межфразовых связей по трём типам языковых средств?
Лексические средства - а) повторы, б) повторы, сопровождающиеся изменением грамматической функции и формы слова (учить -ученье), в) синонимические повторы (иммунитет-невосприимчивость), г) перифастические повторы д) местоименная замена (Королёв-он-ему), е) обобщение с помощью указательного местоимения или указательного местоимения + обобщающее слово. Грамматические средства - порядок слову единство грамматических времён, а также аспектных и видовых форм глагола в смысловом отрывке, союзы, союзные и вводные слова. Стилистические средства - состоит прежде всего из повторов целевых выражений, частей предложений, предложений, а также параллелизма конструкции.
Какая связь называется дистантной? Контактной?
Важнейшей характеристикой межфразовых связей является их дистантность- связь, которая характеризуется большим расстоянием (дистанцией) между одинаковыми понятиями.Оппозицией дистантности служит контактная связь, то есть смысловое единство двух соседних предложений.
Что понимается под сложным синтаксическим целым (ССЦ)?
ССЦ - это единица смысловой сегментации текста, в основе которой лежат дистантные связи между составляющими её частями, то есть смысловое единство любого объёма, начиная от двух предложений и кончая любым литературным произведением большой формы.
Как можно охарактеризовать сверхфразовое единство (СФЕ)?
СФЕ-принято считать, что тематичность текста находит выражение в установлении статуса СФЕ, точно также как выделение супрасинтаксических связей приводит к установлению единицы ССЦ. Понятие СФЕ используется в методике смысловой компрессии текста.
Какие типы соответствий абзаца и СФЕ Вам известны?
В плане сопоставления абзаца и СФЕ можно указать следующие основные типы соответствий:
абзац = СФЕ, абзац < СФЕ, абзац > СФЕ.
Глава 6. Реферирование как многоэтапный аналитико-синтетический процесс
Какие этапы реферирования Вы знаете?
Основные этапы:
· подготовительный, связан с общим анализом первичного документа и определением его информативности. Перед референтом стоят 2 задачи: определить тематическую направленность текста, понять и осмыслить работу в целом.
· осуществляются аналитические операции с текстом, в ходе которых осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате и определяется способ свёртывания в соответствии с целевым назначением будущего реферата.
· производится синтез свёрнутой информации и завершается оформление текста вторичного документа.
Процесс реферирования представляют как последовательное осуществление шести этапов:
· Ознакомительное чтение, предварительный анализ.Изучение ПД начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом реферируемой работы (введением или предисловием), рубриками внутри текста, выводами и авторским резюме. Осуществляется беглый просмотр графиков, таблиц формул.
· Внимательное чтение, углублённый анализ.Референт должен ловчить чёткое представление о реферируемой работе и её свойствах, достоинствах и недостатках, применяющихся методах, основных результатах и цели, а также выводах автора, степени реализации достижений и области их применения. В ходе углублённого анализа выделяются элементы (новые идеи и гипотезы, аргументы, пояснения, примеры), которые обязательно должны быть отражены в реферате, и определяется вид: степень свёртывания.
· Определение структуры реферата
· Определение вида реферата - общин или целевой специализированный, расширенный или краткий, текстовый, табличный или смешанный.
· Синтез информации, компоновка оптимально сжатого и обобщённого текста в соответствии с требованиями к структуре и стили реферата.
· Оформление реферата
Каковы цели каждого этапа?
Цель предварительного анализа - получение представления о первичном документе в целом, его проблематике и структуре. Определяется также целевая направленность читательского адреса.
Цель внимательного чтения, углублённого анализа - выделение ключевых элементов содержания и исключение несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию первичного документа.
Цель определения структуры реферата - выбор соответствующих языковых и стилистических средств.
Цель синтеза информации - необходимо обеспечить последовательность изложения основного смыслового содержания реферируемого документа, связность и логичность представления информации, доступность текста реферата.
Цель оформление реферата –оформитьв соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95 или специальных инструкций.
Цель определения вида реферата -принять в расчёт: тип ПД, его тематические и объёмные характеристики; содержательную ценность реферируемой работы; цели и задачи процедуры свёртывания; категории потребителей информации; характер информационного запроса; специализации референта и его квалификации.