Глава 2 закономерности структурной организации метакогнитивных процессов

Данная глава, как можно было видеть из проведенного выше анализа, должна нести «двойную нагрузку» в общем содержании книги. С одной стороны, – и это ее главная задача, она должна быть направлена на раскрытие закономерностей и особенностей собственно структурной организации метакогнитивных процессов (т.е. реализовывать структурный план общей стратегии их исследования). Однако, с другой стороны, именно в ней – в этой организации – и именно сквозь «призму» структурного изучения должен быть реализован и еще один – метасистемный план исследования. Такая тесная и, по существу, нераздельная связь структурного и метасистемного планов по отношению именно к метакогнитивным процессам очень характерна и для их природы, и для их адекватного понимания. Вместе с тем, данный тезис требует, разумеется, дополнительных пояснений.

Как известно, метасистемный план (аспект) изучения какого-либо явления, процесса требует установления некоторой – более общей по отношению к нему системы и выявления того, какими новыми особенностями оно обладает в контексте этой – более общей системы. Лишь в ней (т.е. в метасистеме) то или иное явление, процесс приобретают свое истинное, «конкретно-системное» бытие; обнаруживают не только свою качественную определенность, но и качественные спецификации. И лишь в ней – в этой онтологически представленной (т.е. выступающей не как гносеологическая абстракция, а как объективная реальность) метасистеме изучаемое явление, процесс обнаруживают свою истинную природу и обретают полноту содержания. Все это – своеобразные методологические аксиомы; однако их реализация по отношению к изучению метакогнитивных процессов должна учитывать ряд дополнительных обстоятельств, обусловленных спецификой самих этих процессов.

Во-первых, они по своей психологической природе (т.е. атрибутивно) не только допускают, но и, фактически, требуют их соотнесения не с какой-либо одной, а сразу с несколькими метасистемами. В качестве таких метасистем могут выступать и реально выступают и личность в целом, и система деятельности, и когнитивная подсистема психики и мн. др. В каждой из них они обретают свои онтологические основания – детерминанты для формирования и функционирования; однако всякий раз, т.е. при включении в разные метасистемы эти детерминанты являются специфическими. Тем самым не только затруднительно, но, вероятно, – и не вполне корректно пытаться устанавливать какую-либо _ «единичную» метасистему для этих процессов. Они – в своем метасистемном бытии принципиально полисистемны. Более того, сами метасистемы, в которые они включаются, также соорганизованы между собой. Поэтому можно говорить о некоторой иерархии метасистем, по отношению к которым и «в которых» реализуется вся совокупность метапроцессов.

Во-вторых, следует учитывать и то, что опять-таки по самой своей природе метакогнитивные процессы как раз и являются теми средствами (или даже — механизмами), благодаря которым обеспечивается сама метасистемность как таковая. Например, метакогнитивные процессы, будучи направлены на организацию когнитивной системы психики (т.е. на нее – в качестве своего предмета и, следовательно, принадлежа ей), в то же время – по определению – означают «выход» за ее границы. Данная особенность метакогнитивных процессов достаточно подробно рассмотрена нами в [120, 123].

В-третьих, среди всех метасистем, в которые реально включены эти процессы, существует, разумеется, и такая, которая является как бы «ближайшей» к ним и наиболее специфичной им. Это, естественно, система психических процессов, в целом, и когнитивных процессов, в частности. Метапроцессы и «просто» процессы (т.е. «первичные» процессы) немыслимы друг без друга, а первые – в структурном плане – являются, фактически, результатом дополнительной организации, усложнения и трансформации вторых. Поэтому и структура метапроцессов неразрывна со всей системой психических процессов; выступает по отношению к ней своеобразной «наложенной» структурой. Именно поэтому вопрос о специфике «метасистемного бытия» рассматриваемого здесь класса процессов в значительной степени эквивалентен вопросу о месте и роли метапроцессов в общей – структурно-уровневой организации системы психических процессов.

Итак, можно видеть, что для выявления закономерностей структурной организации метакогнитивных процессов необходима постановка более общей проблемы – проблемы структурной организации системы психических процессов и выяснения той роли, которую играет в ней рассматриваемый класс процессов. Разумеется, в своем полном объеме эта проблема является беспрецедентной по своей сложности и объему – она должна поэтому рассматриваться не столько как конкретная исследовательская задача, сколько как общий ориентир, направление исследований. Ниже будут проанализированы те материалы, которые были получены нами при ее изучении.



Наши рекомендации