Направленые на закрепление у детей

Упражнения с пуговицами,

Дидактические игры

Направленые на закрепление у детей

Знаний об окружающем мире

И общих речевых навыков

___________________________________

Для работы с детьми 3-4 лет

Москва

Введение

Необходимость разработки упражнений с пуговицами назрела в процессе моей работы с детьми, имеющими диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). У таких детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы. Это и лексика, и грамматика, и связная речь, и звукопроизношение. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных дифференцировок, наблюдается истощаемость всех психических процессов, выражена моторная неловкость.

Данный материал подобран на закрепление полученных детьми знаний в процессе НОД (непосредственная образовательная деятельность) в соответствии с лексическими темами, с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошкольников 3-4 лет.

С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры, направленные на коррекцию и развитие сенсомоторной сферы (моторика рук, общая координация движений, закрепление понятий «цвет», «величина»). В связи с этим, большинство игр и упражнений подобраны с использованием мяча и пуговиц.

Новизна данной работы заключается в попытке обобщить и систематизировать игры, упражнения с пуговицами в сочетании с дидактическими играми и упражнениями направленных на формирование лексико-грамматических представлений, дифференциации родовых понятий, освоения грамматического строя речи, увеличения активного словаря, двигательной активности, темпа, ритма речи, коррекции психических процессов.

К каждой лексической теме предлагаются несколько приложений для индивидуальной работы ребенка с пуговицами. Приложения составлены с учетом усложнения, за счет увеличения количества пуговиц и предметов рисунка. Приложения представлены в черно-белом варианте, но в своей работе я предлагаю детям раскрашенные приложения. Это вызывает у детей больший интерес, в то же время позволяет закрепить большее количество задач по развитию речи и психических процессов.

Предполагаемая форма занятий подгрупповая и индивидуальная.

Адресовано воспитателям, логопедам дошкольных образовательных учреждений и родителям.

Лексическая тема «Детский сад. Игрушки»

Цель: расширить словарь по теме; закрепить обобщающее понятие «игрушки»; формировать понятие «один» - «много»; закрепить понимание и использование в речи существительных ед. и мн. числа в И.п.; формировать фразы из 2 слов; развитие мелкой моторики руки, развивать память, внимание; развивать умение слушать педагога и выполнять простые инструкции.

Содержание работы

1. Организационный момент

- Ребята, кто к нам едет, послушайте.

Педагог ставит запись, как заводится, едет, гудит машина.

- Кто же это едет? (это машина).

Педагог ввозит большой грузовик, в кузове лежат игрушки.

- Что же нам привез грузовик? Давайте посмотрим. Это что?

Педагог достает по одной игрушке из кузова и ждет, когда дети назовут ее.

- Это кукла, это мяч, это пирамидка, это флажок.

- Ребята, что привез нам грузовик? Как назвать одним словом все эти предметы? (это игрушки)

- У меня на доске висят картинки с изображением игрушек, которые привез грузовик. Посмотрите, все ли игрушки там есть или какой-то игрушки не хватает?

Дети должны определить, какой игрушки не хватает.

Упражнение «Возьми, не ошибись»

На доску педагог помещает картинки для работы с пуговицами, называет имя ребенка и предлагает взять картинку с игрушкой, которую он назовет:

- Саша, возьми картинку с изображением машинки и сядь за стол.

3. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 1,2,3)

4. После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

Приложение № 1:

-Что у тебя нарисовано на картинке? (Это кукла)

-Какого цвета у куклы платье? (Платье зеленого цвета)

- Какого цвета у куклы волосы? (Волосы желтого цвета)

- Что еще у куклы желтого цвета? (Еще у куклы желтые туфли)

-Сколько на картинке кукол? (Одна кукла)

- Что можно делать с куклой? (С куклой можно играть)

Работа с остальными приложениями ведется аналогично.

Игра с мячом «Один – много»

Педагог бросает мяч ребенку и называет предмет в единственном числе, ребенок ловит мяч и называет предмет во множественном числе:

Один мяч – много… мячей

Один кубик – много… кубиков и т.д.

или

Кукла-куклы

Машина-машины

Кубик-кубики и т.д.

Лексическая тема «Игрушки»

Приложение № 1

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Диаметр пуговиц 20 мм

Лексическая тема «Игрушки»

Приложение № 2

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Игрушки»

Приложение № 3

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Осень»

Цель: формировать представление об осени, ее признаках. Закрепить понятие «один» - «много»; учить согласовывать количественные числительные с существительными в В.п.; учить воспроизводить простой ритм; развивать моторику руки и пальце; развивать внимание, память.

Содержание работы

Игра «Дождик»

Педагог предлагает детям имитировать капание дождя, изменяя силу голоса и темп речи. Они повторяют речевой материал сначала вместе со взрослым, затем – вслед за ним:

Начинается тихий дождик-

Кап. Кап. (тихо, медленно)

Кап. Кап. (быстрее)

Кап-кап-кап (очень быстро)

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

Кап!

Кап! Кап!

Кап! Кап! Кап!

Можно дать детям по кубику в каждую руку и отстукивать ритм об стол.

Лексическая тема «Осень»

Приложение № 4

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Осень»

Приложение № 5

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Овощи»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме; формировать обобщающее понятие «овощи»; учить использовать в речи согласования «красный помидор», «зеленый огурец»; закрепить понятия «один», «много»; развивать моторику руки и пальце; развивать внимание, память.

Содержание работы

Приложение № 6

- Какой овощ ты «раскрасил» пуговицами? (Это помидор)

- Какого цвета стал помидор? (Помидор стал красного цвета).

- Сколько на картинке помидоров? (Один).

- Сколько пуговиц тебе понадобилось? (Много пуговиц).

- Назови, что еще нарисовано на картинке кроме помидора? (Морковь, капуста, огурец, лук)

- Как, одним словом назвать все эти предметы? (Это овощи)

Работа с остальными приложениями ведется аналогично.

4. Педагог проводит игру с мячом «Овощное-не овощное»

Педагог бросает детям по очереди мяч и называет название овощей вперемешку с разными словами. Ребенок ловит мяч и отвечает, если это название овоща, то он говорит «овощ», если какой то другой предмет, то ребенок говорит «не овощ».

Лексическая тема «Овощи»

Приложение № 6

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Овощи»

Приложение № 7

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru



Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Овощи»

Приложение № 8

Диаметр пуговиц 20 мм

 
Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Фрукты»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме; формировать понятие «фрукты»; учить строить фразу из 2 слов по заданному вопросу; закрепить понятия «один», «много»; учить использовать в речи согласования «красное яблоко», «зеленая груша »; развивать моторику руки и пальце; развивать внимание, память.

Содержание работы

Чтение стихотворения

- Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком в нем говорится?

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень груши он любил,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл,

Бум-бум-бум!

- Какой фрукт любил ёжик? (Ёжик любил груши).

- Какой звук издавал барабан ёжика? (Проговорить с детьми бум-бум-бум громко и тихо).

- Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено? (дети перечисляют названия фруктов нарисованных на картинках).

- А как, одним словом назвать все эти предметы? (Это фрукты).

Педагог предлагает детям «раскрасить» с помощью пуговиц.

2. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 9,10,11)

3. После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Какой фрукт ты «раскрасил» пуговицами? (Это яблоко)

- Какого цвета стало твоё яблоко? (Яблоко стало красного (желтого, зеленого) цвета).

- Сколько на картинке яблок? (Одно яблоко).

- Сколько пуговиц тебе понадобилось, чтобы «раскрасить» яблоко? (Много пуговиц).

- Назови, что еще нарисовано на картинке кроме яблока? (Груша, банан, апельсин, лимоны)

- Как, одним словом назвать все эти предметы? (Это фрукты)

Лексическая тема «Деревья»

Цель: уточнить и расширить словарь детей по теме; продолжать учить детей отвечать на вопросы фразой их 2-3 слов; продолжать учить считать до 2, соотносить количество предметов с числом; развитие мелкой и общей моторики руки.

Содержание работы:

Чтение потешки

Педагог читает детям потешку, демонстрируя к ней иллюстрацию:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит котик на дубу.

Сидит котик на дубу

Играет во трубу

Во серебряную…

- Ребята про кого эта потешка? (Про котика).

- На чем сидит котик? (На дереве).

-Что делает котик? (Играет на трубе).

- Котик сидит на дереве, это дерево называется дуб. Посмотрите, какой у него широкий ствол, большие ветки.

- А что на ветках? (Это листья).

- Какого цвета листья? (Листья желтые, зеленые).

- У каждого дерева свои листочки, все они разные. Разной формы, разной величины.

Педагог показывает детям картинки с разными листьями, с которыми дети будут работать.

- Этот лист с дуба, он дубовый. Этот лист с клена, он кленовый, этот лист с березы, он березовый.

Педагог предлагает каждому ребенку взять тот лист, который ему больше нравится, и «раскрасить» его с помощью пуговиц.

2. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение №12,13,14)

3.После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Что изображено на твоей картинке? (Дерево и листочки, листопад)

- На чем росли листики? (На дереве)

- Сколько деревьев на твоей картинке? (Одно дерево)

- Сколько листиков ты закрыл пуговичками? (Много)

- Какого цвета листочки? (Листочки желтого (красного) цвета)

- Сколько листиков под деревом? (Один листик (два, три листика))

Лексическая тема «Грибы»

Цель: закрепить понятия «один», «много»; расширить словарь за счет прилагательных (красный, серый, большой, маленький); развивать мелкую и общую моторики руки; развивать зрительное внимание, память, мышление.

Содержание работы:

Игра «По грибы пойдем»

Педагог предлагает детям отправиться в лес, собирать грибы:

Мы пошли в лесочек (дети идут по кругу)

Мы нашли грибочек,

А грибочек маленький,

А грибочек красненький,

Он под деревом сидит (приседают),

И на нас он глядит (берут в руки 1 гриб)

Педагог просит детей подойти к столу положить грибочек и взять тарелку с пуговицами того же цвета, что и найденный гриб, затем сесть за стол.

2. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 15, 16, 17)

3.После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Какого цвета шляпка у твоего гриба (Шляпка красного (желтого) цвета)

- Какого цвета ножка у твоего гриба? (Ножка белого цвета)

- Посмотри внимательно на картинку, есть ли на ней еще грибы? (Да).

- Закрой пуговичками все маленькие грибы на картинке.

- Сколько на картинке больших грибов? (Один гриб)

- Сколько на картинке маленьких грибов? (Много маленьких грибов, четыре маленьких грибов). Как ласково назвать маленький гриб? (Грибочек)

Игра «Собери цветок»

Педагог на полу раскладывает лепестки от 3 цветков, на которых изображены геометрические фигуры. На столе лежат серединки от цветков с изображением 3 геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник.

Педагог произносит слова:

Мы немножко поиграем,

По дорожке пробегаем.

Раз-два-три,
свой цветочек ты найди!

Педагог предлагает проверить правильность выполнения задания, вспоминает с детьми название геометрических фигур.

2. Заполнение пуговицами геометрических фигур (см. приложение 18,19,20)

3. После выполнения задания, педагог задает детям вопросы:

- Что изображено на твоей картинке? (Это солнце)

- Каким цветом стало солнце? (Желтым цветом)

- На какую фигуру похоже солнце? (Солнце похоже на круг)

- Посмотри внимательно на картинки внизу листа. Что еще бывает круглым? (Мяч, арбуз, воздушный шар, конфеты)

4. Игра «Найди такую же фигуру»

На столе разложены картинки с изображением геометрических фигур, рубашками вверх. Под легкую музыку или звук музыкального инструмента дети бегут вокруг стола. Как только музыка заканчивается ребенок берет 1 картинку.

На веревочке прикрепленными прищепками висят картинки с такими же геометрическими фигурами, что и на столе (картинки можно прикрепить магнитами к доске).

Задача ребенка найти пару одинаковых картинок и назвать их.

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник»

Приложение № 18

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Геометрические фигуры:

круг, квадрат, треугольник»

Приложение № 19

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Геометрические фигуры:

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru круг, квадрат, треугольник»

Приложение № 20

Диаметр пуговиц 20 мм

Лексическая тема «Одежда»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме; формировать понятие «одежда»; продолжать закреплять знания о цвете; учить произносить простую фразу из 2-3 слов; развивать тонкую моторику руки; развивать внимание, память, мышление.

Содержание работы:

Лексическая тема «Обувь»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме; формировать обобщающее понятие «обувь»; продолжать закреплять знания о цвете; учить произносить простую фразу из 2-3 слов; развивать тонкую моторику руки; развивать внимание, память, мышление.

Содержание работы:

Игра «Сундучок»

- Я принесла вам сегодня сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит? (Педагог выслушивает предположения детей)

- Давайте посмотрим (педагог предлагает каждому ребенку достать по 1 картинке, выставить ее на наборное полотно и называть, что на ней изображено)

- Ребята, как одним ловом назвать все эти предметы? (Это обувь)

Лексическая тема «Зима»

Цель: закрепить знания детей по теме «Зима»; формировать восприятия речевого ритма; учить подбирать имена существительные к глаголам; уточнить понимание конструкции и употребления в речи предлога «на»; обозначающим действие, учить выполнять движения в соответствии с текстом; развивать тонкую моторику руки; развивать внимание, память, мышление.

Содержание работы:

1. Упражнение «В гости к нам зима пришла»

Педагог читает стихотворение и предлагает детям, когда они услышат слово «снег», хлопать в ладоши. Сначала педагог тренируется с детьми, произнося слово 1 раз, 1 хлопок, 2 раза-2 хлопка подряд. Затем не торопясь, в умеренном темпе начинает читать стихотворение:

Раз, два, три, раз, два, три

На картинку посмотри.

В гости к нам зима пришла,

Много снега принесла.

Вот на крышах снег.

На деревьях снег.

На дорожках снег, снег,

На машинах снег, снег,

И на горке снег, снег, снег,

И на елке снег, снег, снег,

И под елкой снег, снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Первый раз педагог читает стихотворение в медленном темпе, а второй раз в более быстром, чтобы хлопки получались ритмичнее.

2. Упражнение «Покажи и назови»

Педагог выкладывает на доске картинки с изображением: елки, снега, снеговика, воробья, мальчика. Педагог называет действие, а дети показывают или называют изображение на картинке соответствующее действию.

Растет….(елка)

Падает…(снег)

Слепили….(снеговика)

Клюет….(воробей)

Катается….(мальчик)

- В какое время года мы можем видеть, как идет снег, дети катаются на санках, лепят снеговиков? (Зимой).

3. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 28, 29)

4. После выполнения задания, педагог задает детям вопросы:

-Что изображено на картинке? (На картинке снеговик, птички)

- Где сидят птички? Птички сидят на снеговике (на снегу)

-Что часто идет зимой? (Часто идет снег)

-Сколько снежинок на картинке? (Много снежинок)

-Сколько снеговиков на картинке? (Один снеговик).

- Как ты думаешь, кто слепил снеговика? (Ответ ребенка)

- Из чего лепят снеговиков? (Из снега)

- В какое время года идет снег, лепят снеговиков? (Зимой)

5. Координация слова с движением «Ты медведя не буди».

Как на горке снег, снег   И под горкой снег, снег И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег, А под елкой спит медведь. Тише, тише! Не буди, Сядь на место, не шуми! Руки поднимают вверх – потягиваются Приседают руки вперед, встают Руки разводят в стороны книзу Приседают руки в стороны, книзу Палец к губам Встают и тихо садятся на место  

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Зима»

Приложение № 28

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Зима»

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Приложение № 29

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Игра «Что изменилось?»

-Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Я уберу, какую-то игрушку, а вы угадайте, чего не стало?

- А теперь я добавлю игрушку, а вы угадайте, что я добавила.

- А теперь я поменяю местами игрушки, а вы отгадайте, какие я поменяла.

Упражнение «мой, моя, мое»

- Давайте мы, теперь повесим эти игрушки на елку. Каждый из вас подойдет, возьмет игрушку и скажет: «это мой шар», «это моя шишка, это моё яблоко» и повесит на елку.

4. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 30,31,32)

5. После выполнения задания, педагог задает детям вопросы:

- К какому празднику все готовятся? (К Новому году)

- Что у тебя изображено на картинке? (На картинке елка)

- Что у ёлки на макушке? (Звезда)

- Чем ты украсил ёлку? (Игрушками, шарами)

- Чем еще украшена елка? (колокольчиками, бусами)

- Какого цвета на елке игрушки? (Называет цвета)

-Какой формы шары? (Круглые)

-Какая теперь елочка? (Нарядная)

- А что лежит под елочкой? (Подарки)

- Сколько подарков под елкой? Два (три, четыре) подарка.

6. Упражнение «Подберем рифму»

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…(снег). А на улице мороз, Щиплет щёки, щиплет…(нос). Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную …(лепили). Зимним вечером видна В небе желтая…(луна) Дети поднимают руки и постепенно опускают их вниз Трут нос руками     Изображают, что лепят Разводят руки по кругу

Лексическая тема «Новый год»

Приложение № 30

Диаметр пуговиц 15 и 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Новый год»

Приложение № 31

Диаметр пуговиц 15 и 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Л

Лексическая тема «Новый год»

Приложение № 32

Диаметр пуговиц 15 и 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Упражнение «Найди пару»

Педагог просит ребенка внимательно посмотреть на предметы внизу листа и закрыть пуговицами два одинаковых предмета (шарфа, шапки, варежки).

Игра с мячом «У кого рога?»

Педагог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает:

- У коровы есть рога? (да, у коровы есть рога)

- У свиньи есть рога? (нет, у свиньи нет рогов)

И т.д.

3.Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 36, 37, 38)

4. После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Какое животное ты «раскрасил» пуговицами? (Это собака)

- Собака это домашнее или дикое животное? (Домашнее животное)

- Какие животные еще изображены на картинке? (Свинья, коза, лошадь, корова)

- Как называют этих животных? (Это домашние животные)

Далее педагог может попросить назвать детенышей названных животных или поиграть в игру «Кого не стало?». Для этого педагог большой пуговицей закрывает изображение животного, а ребенок называет, кого не стало.

Загадывание загадок

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением леса и диких животных.

- Ребята, что изображено на картинке? (Это лес)

- В лесу живут разные животные. Я вам буду загадывать загадки про них, а вы попробуйте их отгадать:

1. Маленький, беленький

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц)

2. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

3. Шустрый, маленький зверек

По деревьям прыг да скок. (Белка)

4. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – красота!

А зовут ее….(Лиса)

- Молодцы ребята, всех животных отгадали. Ребята, как называют животных, которые живут в лесу? (Дикие животные)

2. Игра с мячом «Назови детеныша»

Педагог бросает каждому ребенку мяч с просьбой назвать животному его детеныша:

У медведя….медвежонок.

У лисы…..лисенок

И т.д.

3. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 39, 40,41)

4.После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Кто изображен на твоей картинке? (Белочка с бельчатами)

- Сколько бельчат на картинке? (Три бельчонка)

- Как ты думаешь, почему на картинке еще изображены орешки? (Белки любят, есть орехи)

- Как ты думаешь, что еще любят, есть белочки? (Ответ ребенка)

-Где живут белки? (В лесу, в дупле, на дереве)

- Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные).

Игра «Четвертый лишний»

- Какие животные здесь изображены? Какое животное лишнее? Почему?

Игра «Найди маму»

Часть детей получают картинки с изображением домашних птиц, часть детей – с изображением детенышей птиц. Дети ходят по кругу (свободно по комнате) произнося слова:

Мы гуляем, мы гуляем,

И картинки собираем.

Раз, два, три, четыре, пять

Малышей и мам, искать!

Далее педагог говорит:

- Наши уточки с утра….Кря-кря-кря!

-Наши гуся с утра….Га-га-га!

-Наши курочки с утра….Ко-ко-ко! (Куд-куда?)

- Наши индюки с утра…Бу-бу-бу!

6. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение №42, 43, 44

3. После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Кто изображен на картинке? (Курица и цыплята)

- Что делает курица? (Ответ ребенка)

- Как ты думаешь, что делают цыплята? (Гуляют, клюют, пищат…)

- Сколько цыплят на картинке? Два (три, четыре) цыпленка.

- Какого цвета цыплята? (Цыплята желтого цвета)

- Курица это дикое или домашнее животное? Почему?

Игра «Повтори, не ошибись»

Педагог показывает игрушку (картинку) птенца и говорит детям:

Маленький цыпленок (индюшонок, гусенок, утенок) научился пищать. Слушайте внимательно, а потом громко и четко повторите то, что скажет цыпленок:

Пи! Пи-пи! Пи-пи-пи! Бу! Бу-бу! Бу-бу-бу! Га! Га-га! Га-га-га! Кря! Кря-кря! Кря-кря-кря!

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Домашние птицы»

Приложение № 42

Диаметр пуговиц 15 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Домашние птицы»

Приложение № 43

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Диаметр пуговиц 15 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Домашние птицы»

Приложение № 44

Диаметр пуговиц 15 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема: «Посуда»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «посуда»; формировать умение согласовывать качественные прилагательные с именами существительными; закрепить восприятие эталонов красного, синего, зеленого, желтого цветов; развивать физиологическое дыхание; развивать память, внимание, мышление, моторику.

Содержание работы:

Игра «Собери чашку»

- Ребята, сегодня мишка вас приглашает вас на чай. Но вот беда, когда он доставал чашки для чая, он их разбил. Помогите мишке собрать чашки.

Детям раздают по 1 половинке чашки, вторую они должны найти и на фланелеграфе собрать чашку из двух половинок. Педагог каждому ребенку задает вопрос:

- Какого цвета получилась чашка? (Чашка красного цвета)

И т.д.

Лексическая тема «Весна»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме; закрепить знания о признаках весны; развивать силу голоса; развивать память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Содержание работы:

Подвижная игра «Проталинки»

Педагог объясняет детям, что когда тает снег, появляется много ручейков. Но среди ручейков есть сухие места, проталинки.

На полу разложены 3-4 обруча. Дети перепрыгивают из обруча в обруч, чтобы не «намочить ноги».

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Лексическая тема «Весна»

Приложение № 48

Диаметр пуговиц 20 мм

Лексическая тема «Весна»

Приложение № 49

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Дом»

Цель: закрепить словарь по теме; продолжать учить давать полный ответ на поставленный вопрос; формировать у детей чувство темпа; развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Содержание работы:

Игра с мячом «Один – много»

Дом – дома

Крыша – крыши

Дверь – двери

Окно – окна

Труба-трубы и т.д.

4. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 50,51)

Девочка и мальчик потерялись в лесу. Педагог предлагает детям помочь девочке и мальчику найти дорогу домой.

5.После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Кто потерялся в лесу? (Девочка).

- Куда приведет дорожка девочку? (К домику).

- Давай рассмотрим этот домик. Что есть у домика? (Ответ ребенка)

Если ребенок затрудняется ответить, то педагог сам показывает пальцем на части дома и спрашивает: «Что это?»

5. Подвижная игра «Маленькие ножки».

- Давайте и мы походим с вами по дорожкам:

Топ-топ-топ –

Медленно топают ножки.

Топ-топ-топ –

Чуть быстрее идут по дорожке.

Топ-топ-топ. Топ-топ-топ .

Очень быстро идут по дорожке

Топ-топ-топ. Топ-топ-топ . Топ-топ-топ.

А теперь они бегут по дорожке.

Ох-ох-ох. Устали ножки

Быстро бегать по дорожке.

Педагог может использовать музыкальный инструмент.

Лексическая тема: «Дом»

Приложение № 50

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru



Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема: «Дом»

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Приложение № 51

Диаметр пуговиц 20 мм



Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Подвижная игра «Самолеты»

Каждому ребенку на шею вешают медальон с самолетом разного цвета. В группе в четырех углах ставятся стулья, это «дом» для самолетов. На каждом стуле обозначен самолет определенного цвета. Педагог вместе с детьми произносят слова:

Самолеты загудели   Самолеты полетели.     Самолеты на посадку!   Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, произносят длительно «уууууу» Руки разводят в стороны, начинают бежать по кругу (врассыпную) Дети подбегают к тому стульчику, на котором самолет такого же цвета, что и на медальоне.

Лексическая тема «Транспорт»

Приложение № 52

Диаметр пуговиц 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Лексическая тема «Транспорт»

Приложение № 53

Диаметр пуговиц 15мм и 20 мм

Направленые на закрепление у детей - student2.ru



Лексическая тема «Транспорт»

Приложение № 54

Диаметр пуговиц 20 мм



Направленые на закрепление у детей - student2.ru

Направленые на закрепление у детей - student2.ru



Лексическая тема «Цветы»

Цель: закрепить понятие «цветы»; развитие мелодичности голоса, учить менять диапазон голоса соответствии с данной конструкцией; уточнить понимание конструкции и употребления в речи предлога «под»; учить продолжительному ротовому выдоху; развивать внимание, память, общую и мелкую моторику, пространственное восприятие

Содержание работы:

Упражнение «Жук»

У педагога проволока (палочка), на которой прикреплен жук. Педагог сообщает детям, что когда жук близко приближается к ромашке, он громко жужжит, когда отлетает от нее далеко, он тихо жужжит.

4. Заполнение пуговицами пустого пространства(см. приложение № 58, 59, 60)

5. После того, как дети справились с заданием, педагог задает каждому ребенку вопросы:

- Как называется цветок на твоей картинке? (Это ромашка).

- Что у ромашки белого цвета? (Лепестки)

- Что у ромашки желтого цвета? (Серединка)

- Что у ромашки зеленого цвета? (Стебель и листок)

- Где находится гусеница (жук, божья коровка)? (Под цветком, под ромашкой)

Игра «Цветы»

Каждому ребенку на шею одевается медальон с изображением цветка. На полу в четырех углах расположены конусы с изображением этих цветов.

Дети стоят в центре комнаты:

Ветер пролетал – «ш-ш-ш» И цветы к<

Наши рекомендации