Язык как материя и форма мысли; Язык как средство выражения и передачи мысли.
С помощью материальных форм мы объективируем нашу мысль. Мысль становится непосредственно воспринимаемой. В связи с этим мы говорим о перцептивной функции языка (доведения до восприятия). Материальные формы языка могут быть различны (устная и письменная). Язык – орудие для выражения мысли. И мысль тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка, когда она – как сказали бы философы – опосредована и объективировалась для других. Язык передает не только интеллектуальную составляющую сообщения, но и чувства. На этом основании выделяются виды когнитивной функции: информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (передачи чувств и эмоций), волюнтивная (передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
В отличие от понятия и суждения, слово и предложение могут указывать на несущественные признаки и указывать на представление, а предложение – содержать вопрос или побуждение. Язык – средство выражения мысли. Основа мышления – логический строй мысли, правила оперирования понятиями и суждениями для достижения истины. Основа языка – грамматический строй, правила словоизменения, словообразования и построения предложений, для того чтобы точно выразить и ясно передать мысль.
Основные типы мышления. Форма мысли в их соотношении с языком.
Мышление – высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Виды:
· Практическое – акт мысли неотделим от трудовой деятельности, определённое или «ручное» мышление; для этого типа мышления звуковая форма не является обязательной.
· Наглядно-чувственное – осуществляется в форме представлений, остаточных образов. Представление сопровождается более или менее явными эмоциями и оценками; наряду с индивидуальными образами в нашем сознании присутствуют общие образы, схематически, включающие характерные признаки предмета – предпонятия; развито у правополушарников. Не всегда связано с языком.
· Абстрактное – осуществляется через понятия – формы абстрактного мышления, которые фиксируют общие или существенные признаки класса однородных предметов. Различают научные (совокупность всех известных науке на данный момент общих свойствв называемых явлений) и наивные (формируются в процессе человеческого общения в мире) формы. Также называют вербальным мышлением, т.к. мыслительные процессы протекают только в языковой форме.
Также как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.
· Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью для воссоздания воображения. Невербальное мышление есть у некоторых животный.
· Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории.
В речи и языке все подчинено мысли, некоторые стороны в структуре языка и в процессах речевой деятельности связаны с формулируемой в высказывании мыслью лишь косвенно, через целую цепочку посредствующих звеньев.
Внутренняя речь и её виды.
Внутренняя речь — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой). Особенности:
· сокращенность (свернутость);
· отсутствие вокализации;
· преобладание семантики над фонетикой;
· местоименность;
· внутренняя речь существует как кинестетический, слуховой или зрительный образ слова
Внутренняя речь проявляется на разных ступенях работы сознания. Признаки внутренней рнечи:
· фазовость (редуцированная (мысль мелькнула) и развернутая (законченная мысль))
· редуцированность (отсутствие законченных предложений)
· предикативность (преобладание сказуемых над подлежащими)
Для внутренней речи важны ассоциативные связи, т.е. легкий переход от одной мысли к другой. Период внутренней речи иногда очень короткий, поэтому ученые говорят о термине «речемыслительный процесс».
8. Понятие внутренней и внешней формы языка и концепции в. Гумбольдта. Теория лингвистической относительности.
Вильгельм фон Гумбольдт – немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Выдвинул оригинальную концепцию природы языка и поднял ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий. Гумбольдт дифференцировал понятие формы языка, разграничивая внешнюю и внутреннюю формы.
· Внешняя форма языка – это материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы. Внешняя форма языка – звуковой облик слов этого языка – способ представления знаний о мире в данном конкретном языке «языковое мировидение».
· Внутренняя форма слова – признак, положенный в основу слова (название предмета) и отражающий первоначальное, поверхностное понимание предмета. Внутренняя форма слова необходима в момент возникновения слова, но для его функционирования совсем необязательна и может даже мешать. Слова с прозрачной формой слова называют мотивированными. Слова, утратившие внутреннюю форму – немотивированные.
Вильгельм фон Гумбольдт одним из первых высказал мысль о том, что язык влияет на человека, и это влияние определяет его мышление. Он сравнивал язык с сеткой, набрасываемой на познавательную действительность, и это привело его к выводу о том, что разнообразие языков означает разнообразие типов мышления. В 20-м веке к этому тезису вернулись некоторые лингвисты. Возникло течение, которое назвали неогумбольдтизмом. И теория, определяющая роли языка, нашла свое выражение в данной теории. Её авторы выдвинули 2 тезиса:
· Люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир.
· Существует односторонняя причинная связь между языком и познавательными процессами, т.е. язык обусловливает познавательные процессы.
Таким образом, слово – это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков – это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир.