За когнитивной оценкой ситуации следует выработкамеханизмов преодоления стресса.
Если у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественноизбеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией,то у человека при преодолении стресса включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения (Lazarus R.S., 1984).
А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем иликопинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом визучении формирования активного совладающего поведения — стратегий разрешения проблем. Активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческимпроцессом, в результате которого формируется общаясоциальная компетентность личности (D'Zurilla T.J., Nezu A., 1982).
Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.
1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.
2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.
3. Генерация альтернатив, разработка многочисленныхвозможных вариантов решения проблемы.
4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.
5. Выполнение решения с последующей проверкой,подтверждением его эффективности.
Проблеме совладания со стрессом посвящено множествоисследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческихстратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками.В этих работах определяются стили совладающего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения.
Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладающих поведенческих стратегий иотносительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к егоухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избегание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения (NakanoК.,1991).
В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возрастаповышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (Petrosky M., BirkimerJ., 1991).
Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия негативныхощущений, а стратегии, ориентированные на проблему,направлены на изменение реальной ситуации. Крометого, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии(избегание, обвинение ит.п.),которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992),а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущениесобственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг-стратегий.(Felton B.J., RevensonT.A., 1987).
Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н.Эндлер и Д.Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессииболее эмоционален и более ориентирован на избегание.Однакои мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой болеесклонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990).
По данным Н.Кьюпера с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективныестратегии поведения, способствующие возникновениюдепрессии. Установлено также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадекватные стратегии, преимущественно самоизоляцию(Kuiper N.,1989).
Т.А. Вилле исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые включают действия, способствующие или неспособствующие употреблению психоактивных веществ.Поведение, направленное на избегание контактов с людьми,употребляющиминаркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшаетвероятность наркотизации. Поиск социальной поддержки у лиц, неупотребляющих наркотики, способствует прекращению наркотизации. Поведение же, направленное на реализациюповеденческой стратегии«поиск удовольствия»,поискподдержки у наркоманов, способствует усилению наркотизации (WillsТ. А.,1985).
Интерес исследователей к проблеме совладания сострессом привел к тому, что за последние15лет увеличилось число работ, авторы которых пытались не толькоизучить, но и измерить копинг-поведение, создавая дляэтой цели специальные анкеты.
Авторы опросников чаще всего исходили из потребности исследовать:
1. отдельные, конкретные ситуационные копинг-стратегии;
2. стратегии, разделенные по основным сферам психической деятельности (когнитивные, эмоциональные, поведенческие);
3. базисные стратегии копинг-поведения, включающиекогнитивные, поведенческие и эмоциональные варианты реагирования на стресс и объединенные из отдельных ситуационно-специфических копинг-стратегий по принципу активности-пассивностисовладания со стрессом;
4. отдельные ситуационно-специфические копинг-стратегии и базисные копинг-стратегии, для чего в опросники включались шкалы, нацеленные на изучение тех и других и типов стратегий.
В1978году Л. Перлин и К. Шулер впервые использовали метод интервью для измерения копинг-поведения взрослых испытуемых. Они выделили три копинг-стиля,соответствующих основным сферам психической деятельности: поведенческие ответы, которые изменяют ситуацию;ответы, которые изменяют значение или оценку ситуации;ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений(Pearlin L.I., SchoolerС,1978).
Р. Лазарус и С. Фолькман создали опросный лист«Способы копинга» (1980),состоящий из118пунктов,который в последующем в различных модификацияхстал одним из наиболее популярных инструментов измерения копинг-поведения. Методика определяет8видов ситуационно-специфических копинг-стратегии: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки,уход-избегание, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка, принятие ответственности (Lazarus R.S., Folkman S., 1980).
В последующие годы были разработаны различные варианты опросников для изучения копинг-поведения. А. Биллингс и Р. Моос создали опросник, с помощью котороговыделили три вида копинга: нацеленный на оценку; нацеленный на проблему; нацеленный на эмоции (Billings A.G., Moos R.H., 1984).Е. Хеймпредложил методику исследования особенностей копинг-поведения, дифференцированных по основным сферам психической деятельности, в которой выделялось более25ситуационно-специфическихкопинг-стратегий. Эти стратегии были разделены на тригруппы: более адаптивные, менее адаптивные и имеющие неопределенное влияние на адаптацию (Heim E., 1988).