Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами.

  1. Генеративная фонология.
  2. Английская фонетическая школа.
  3. Московская фонологическая школа.
  4. Копенгагенский структурализм.
  5. Ленинградская фонетическая (фонологическая) школа.
  6. Копенгагенский структурализм.

Генеративная фонология.

Описание звуковой системы языка, полученное в рамках традиционной фонологии, - это статистическая, классификационная модель владения звуковой системой. Существенно иную задачу решает новая фонология, возникшая в 60х годах в США в рамках порождающей грамматики. (Наибольшее значение для её становления имела книга американских лингвистов Н.Хомского и М.Халле «Звуковая модель английского языка» 1968.)

Генеративная лингвистика – одна из ветвей формального направления в лингвистике, возникшая под влиянием идей Ноама Хомского в 50-60 гг. 20 в. и основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определённого типа. Исходным и базовым для генеративной лингвистики типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики, иногда сокращённо называемые трансформационными грамматиками или порождающими грамматиками. Эта теория возникла в США как реакция на американский дескриптивизм и метод синтаксического анализа по непосредственно составляющим. Генеративная грамматика выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: чётко различаются «компетенция» - знание языка и «употребление» - использование языка в речевой деятельности. Трансформационная порождающая грамматика описывает, прежде всего, компетенцию говорящего. Структура этой грамматики имеет 3 основные компонента: синтаксический, семантический и фонологический, из которых главным, центральным, является синтаксис, а семантика и фонология выполняют по отношению к синтаксису интерпретирующие функции. В трансформационную порождающую грамматику вводится 2 уровня синтаксического представления: глубинный (deep, так называемая глубинная структура) и поверхностный (surface, так называемая поверхностная структура); задачей синтаксического описания является исчисление всех глубинных и поверхностных структур, а также установление меду ними строгого соответствия.

Синтаксис содержит базовый и трансформационный субкомпоненты. База – это система элементарных правил, предположительно близких для разложения языков, - исчисляет ограниченное множество глубинных структур, прототипов будущих предложений. Первое правило базы S=› NP + VP разлагает исходный символ предложения S на последовательность составляющих: NP- именную группу (являющуюся группой подлежащего) и VP – глагольную группу. Каждому из разложимых далее символов соответствует некое правило базы, содержащее этот символ в своей левой части и указывающее в правой части, каково возможное разложение этого символа. В правой части возможны как нетерминальные, так и терминальные (конечные, далее неразложимые) символы. К терминальным относятся, в частности, символы частей речи: V - глагол, N - имя, Adj. - прилагательное, Det. - артикль. Правила базы применяются рекурсивно, пока не будет получена цепочка терминальных символов с их структурной характеристикой, представляемой в виде так называемого размеченного дерева непосредственно составляющих или в виде размеченной скобочной записи.

Трансформационный субкомпонент порождает поверхностные структуры предложений из структур, полученных в результате действия базовых правил. Если глубинная структура состоит из системы вставленных друг в друга предложений, то трансформационные правила применяются циклически, начиная с наиболее глубоко вставленных предложений (таких, от которых уже не зависят никакие придаточные) и кончая главным предложений.

После трансформационного субкомпонента работает фонологический субкомпонент, обеспечивающий фонетическую интерпретацию предложения. На выходе фонологического компонента предложение преобразуется в цепочку фонетических символов (сокращённо представляющих матрицу фонетических признаков). Причём

Формально в общем виде правила трансформационной порождающей грамматики имеют вид: А => Z/X –Y, т.е. являются правилами подстановки, указывающими, что символ А преобразуется в цепочку символов Z, когда находятся в окружении Х слева и У справа.

Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru

СХЕМА УСТРОЙСТВА ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ПОРОЖДАЮЩЕЙ ГРАММАТИКИ.

Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru Различные трактовки понятия фонемы фонологическими школами. - student2.ru

В школе трансформационной грамматики «фонологический компонент» общеязыковой системы неразрывно связан с синтаксисом, в то время как в «догенеративистских» концепциях «фонология» как ступень в иерархической системе уровней (или как аспект лингвистики) соотносилась непосредственно с морфологией. Отрицание процедуры анализа, начинающейся с установления самых маленьких единиц (фонем) и проходящей стадию определения морфем (через морфы) в процессе определения более крупных единиц, позволяет генеративистам миновать эти стадии и переходить от синтаксиса непосредственно к фонологии. По определению Хомского, язык – это колоссально сложная система, и довольно очевидно, что любая попытка представить непосредственно набор грамматических фонемных последовательностей сделает грамматику настолько сложной, что она станет практически бесполезной. По этой причине лингвистическое описание происходит в терминах системы «уровней репрезентаций». Вместо того, чтобы устанавливать фонемическую структуру предложений непосредственно, лингвист устанавливает элементы такого «более высокого уровня», как морфемы, и определяет отдельно морфемную структуру предложений и фонемную структуру морфем. Это рассуждение предшествует развитию дальнейших постулатов, согласно которым к установлению фонематической структуры следует идти в обратном порядке: от предложения (как синтаксической единицы) или морфемы – к фонеме.

Согласно языковой схеме, составленной на основе положений трансформационной грамматики, область фонетики предназначается для интерпретации поверхностных структур. Соотношение фонологической и фонетической областей не ясно из предложенной схемы и может быть объяснено с помощью анализа других работ, выполненных в ключе генеративной фонологии.

Согласно этим работам, фонология (соответствующая в трансформационной грамматике уровню глубинной структуры) не отражает языковой реальности, существующей независимо от носителя языка, но отражает языковую реальность, якобы существующую в мозгу носителя языка (но, на самом деле, вполне произвольно вкладываемую в неё исследователем). Носитель языка превращает, в свою очередь, эту якобы реальность (истинность которой невозможно проверить никакими индуктивными методами) в другую языковую реальность, лежащую на поверхности (и, напротив, поддающуюся объективному анализу), называемую в ГГ фонетическим уровнем. Новизна генеративной фонологии в поиске соотношения материального и лингвистического заключается исключительно во введении уровня глубинных структур, представленного в терминах фонем. Особенностью этого уровня между тем является то, что фонемы этого уровня существуют якобы в нашем подсознании и не являются объектом непосредственного наблюдения. Видимо, поэтому их индуцирование не связано с действительно наблюдаемыми фактами как чисто материальной, так и лингвистической реальности и часто совершенно не соответствует им. Можно провести параллель с психологическим подходом к фонеме Б. де Куртене.

Задача генеративной фонологии – моделирование процедуры построения звуковой оболочки высказывания по его семантической и грамматической характеристике.

По существу, это модель звукового поведения человека в аспекте синтеза речи. Такая модель включает 2 компонента: словарь знаковых единиц (прежде всего морфем) и правила построения высказываний из словарных единиц. Проблема определения фонемного состава языка решается как часть проблемы записи оболочек знаковых единиц словаря. Формализованное описание такого типа может использоваться как один из блоков компьютерной программы, синтезирующей звучащую речь. В отличие от традиционных фонологических описаний это – динамическая модель владения звуковой системой.

Из сказанного ясно, что традиционная статическая фонология и новая динамическая фонология имеют разные цели. Первая ориентирована скорее на задачи описательного языкознания: установление фонематической системы разных языков (в том числе в процессе полевого исследования), их типологическое и историческое изучение, тогда как вторая – на создание формальной модели языка, которая может использоваться при решении компьютерных задач, в особенности ориентированных на компьютерные технологии.

Наши рекомендации