Формирование текстового обобщения
Текстовое обобщение – категория, характеризующая сверхфразовое единство с точки зрения его композиционного строения. В создании дискурса текстовое обобщение реализуется как умение разворачивать тему в целостный тематический блок и, наоборот, сворачивать содержание сверхфразового единства или предложения к одной номинации. И в том, и в другом случае в структуре текста необходим элемент, который Н.И.Жинкин называл смыкающим [1956]. Только в одном случае смыкающий элемент реализует риторическую фигуру расширения, в другом – сужения. Фигура расширения осуществляется при помощи инициальных фраз (текстовых зачинов). Напомним, что воплощением фигуры сужения в речи служат предикатные повторы, т.е. лексико-семантические повторы, построенные на замещении не какого-то одного слова или словосочетания, а содержания целого предложения, тематического блока или даже фрагмента текста.
Инициальные фразы призваны обозначать тему будущего микротекста. Они тяготеют к началу сверхфразового единства, но не всегда занимают позицию первого предложения. Предикатные повторы – смыкающий элемент дискурса, предназначенный для обобщения содержания предшествующего предложения или части текста с тем, чтобы завершить некое речевое задание и повернуть повествование в новое русло.
Инициальные фразы.
Рассмотрим в динамике функциональные особенности инициальных фраз в спонтанных текстах школьников.
В устных дискурсах 6-7-летних детей текстовые зачины встречаются крайне редко. Вот типичные образцы начал описаний младшеклассников.
Одна девочка/ поливает де.../ деревья// А мальчик носит ведра//...
Здесь елка/ и здесь выкладывают игрушки/ и сажают на елку//...
Тут вот мальчик// Лесенка// А он на ней сидит//...
Только в 23% текстов есть слабые попытки создания инициальных фраз. Приведем примеры.
Здесь дяденьки/ спасают мальчиков// Мальчики гуляли и провалились//
Тут нарисовано/ идут пионеры// В лес идут// Со своим вожатым//...
Отметим, что в тех случаях, где есть попытка создания текстового зачина, тема будущего высказывания передается расчлененно: инициальная фраза содержит в себе обозначение субъекта действия и предикат.
В описаниях 10-11-летних подростков число текстов, содержащих инициальные фразы возрастает (64%). Посмотрим на примерах.
На этой картине изображено/ как ребята/ отряд пионеров пошли в поход// И раскладываются на берегу озера//...
На этой картине изображено/ как мальчики ловят рыбу//...
Как и в описаниях младшеклассников, тема будущего текста намечается здесь главным образом при помощи двучленной предикативной единицы. Такого типа инициальные фразы встретились в 46% всех текстов. В 18% появляется иной принцип оформления смыкающего элемента – посредством нерасчлененной номинации события. Например.
На картинке изображен/ изображена/ подготовка к Новому году// Дети наряжают елку//...
В дискурсах старших подростков количество текстов с инициальными фразами еще больше увеличивается (95%). Собственно говоря, практически все описания школьников этого возраста имеют текстовый зачин. При этом подавляющее большинство инициальных фраз носит номинативный характер (73%). Покажем на примерах.
Тут изображено спасение утопающих//...
На этой картине изображена/ изображена работа детей/ значит/ в поле//...
Текстов с инициальными фразами предикативного типа значительно меньше (22%).
На картинке нарисовано/ как дети сажают деревья//...
Приведенные факты позволяют сделать предварительные выводы о становлении в спонтанной монологической речи текстового обобщения. В дискурсах 6-7-летних первоклассников можно встретить лишь слабые попытки определения темы будущего описания. К подростковому возрасту более половины текстов начинаются инициальной фразой. Однако 10-11-летние школьники для обобщенного обозначения ситуации используют предикативную конструкцию. К старшему подростковому возрасту практически все дискурсы содержат текстовые зачины. Причем старшеклассники в своих инициальных фразах чаще прибегают к требующему большей степени текстового обобщения номинативному способу определения темы будущего описания.
Предикатные повторы.
Обратимся к другому способу реализации текстового обобщения – к предикатным повторам. В спонтанных описаниях школьников они, как правило, представлены указательными местоимениями и делексикализованными словами (это, все это, это дело и т.п.)
Как и следовало ожидать, в дискурсах 6-7-летних младшеклассников частотность употребления такого типа повторов мизерна (0,17%).
К 10-11-летнему возрасту число предикатных повторов в спонтанных описаниях возрастает (0,53%). Нужно отметить, что здесь как правило замещается не целый микротекст, а лишь его часть или одно предшествующее предложение. Посмотрим на примере.
На этой картинке/ изображен отряд пионеров// Он идет вместе с пионервожатой// Они идут через рощу// Это было летом//...
В дискурсах старшеклассников предикатные повторы употребляются еще чаще (1,11%). Степень обобщенности здесь также возрастает: повтор замещает теперь уже, как правило, не одно предложение, а все предшествующее сверхфразовое единство. Приведем пример.
На этой картинке изображена/ изображена работа детей/ значит/ в поле// Школьники/ пионеры пропалывают грядки// На заднем плане изображена/ виднеется река// Солнечный день// Они уже работают долгое время/ так как видны результаты их труда// Дело происходит летом//
Обобщая приведенный материал, можно отметить следующее. Спонтанная монологическая речь 6-7-летних младшеклассников практически не знает текстового обобщения посредством сужения. К подростковому возрасту дети овладевают предикатными повторами. Однако их использование еще не имеет регулярного характера, а степень обобщения невелика: повтор обычно замещает одно или несколько отдельных предложений микротекста. К старшему подростковому возрасту не только увеличивается количество используемых предикатных повторов, но и изменяется их качество: теперь, как правило, замещается не отдельное предложение, а сверхфразовое единство целиком.