V. формирование связной речи
Лексико-грамматические отношения на синтаксической основе | Темы и содержание занятий | Тема по морфологии |
1. Синтаксические построения на основе пройденных грамматических категорий. 2. Логическое ударение. Подвижность ударения в русском языке. 3. Повторение: а) роль ударения в написании однокоренных слов; б) ударные и безударные гласные; в) расширение словаря путем подбора проверочных слов. | 4. Смыслоразличительная роль логического ударения в предложении. 5. Составление рассказа из данных предложений. 6. Составление рассказа из деформированных предложений. 7. Составление плана к данному рассказу (составить план, используя только глаголы; с использованием серии сюжетных картинок). 8. Составить рассказ по данному плану. 9. Составление рассказа по данному началу и концу. 10. Замена в тексте лица рассказчика. 11. Рассказы по опорным словам (существительным , глаголам). 12. Составление рассказа по сюжетной картинке, по картине известного художника. 13. Описательный рассказ. | МЕСТОИМЕНИЕ. Роль местоимения в развитии и обогащении устной и письменной речи. Практическое овладение взаимозаменой местоимения и других частей. Выработка правильного речевого оформления высказывания. |
Изучение орфограмм на основе принципов орфографии и их опознавательных
Признаков
С целью разработки системы логопедической работы по коррекции дизорфографии мы проанализировали орфограммы, в которых дети чаще всего допускают ошибки, принципы орфографии, которые соответствуют этим орфограммам, общие (частные) признаки орфограмм, а также предпосылки, необходимые для успешного овладения этими правилами (табл. 3).
Таблица 3
Oорфограммы, принципы орфографии
И их опознавательные признаки
Орфограмма и принцип орфографии | Общие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети) |
1. Безударные гласные (проверяемые) в корне слова – морфологический принцип письма. | А. безударность (отсутствие ударения на корневом гласном звуке). Б. гласные [а],[о],[е],[и] как наиболее «опасные». В. безударный гласный находится в корне. |
2. Звонкие и глухие проверяемые согласные в корне слова – морфологический принцип письма. | А. парные согласные по признаку «звонкости – глухости»: б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш. Б. уметь быстро находить и выделять корневую морфему в слове. В. место в корне (на конце корня или всего слова). Г. стыки морфем: приставки с корнем, корня с суффиксом. |
3. Непроизносимые согласные в корне слова – морфологический принцип. | А. «ошибкоопасные» звукосочетания буквосочетания – стн, сн, здн,зн, вст, лн. |
Окончание табл. 3
Орфограмма и принцип орфографии | Общие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают дети) |
Б. непрозносимый согласный находится в корне. | |
4. Разделительный ь Правило графики – обозначение звука (j) и мягкости согласного перед ним. | А. Наличие звука (j) после мягкого согласного. Б. наличие гласных букв е, я, ё, ю или звуков [э], [а], [о], [у]. |
5. Разделительный ъ. Правило графики и морфологический принцип. | А. наличие звука «j» после согласного. Б. наличие гласных букв я, е, ё, ю или звуков [а], [э], [о], [у]. В. место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня. |
6. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих – принцип дифференцирующих написаний. | А. наличие на конце слова шипящих согласных ж, ч, ш, щ. Б. часть речи – имя существительное. В. мужской род – женский род. Г. место орфограммы – корень. |
7. Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существитель- ных – морфологический принцип. | А. наличие безударной гласной е/и в окончании. Б. часть речи – имя существительное. В. место орфограммы – окончание. |
8. Правописание окончаний имен прилагательных -ого-, -его- (Р.п.) – морфологический принцип. | А. отсутствие ударения на окончании; Б. наличие звукосочетания в ударном или безударном варианте. В. место орфограммы – в окончании. Г. часть речи – имя прилагательное. |
СОДЕРЖАНИЕ КВАНТОВ
В соответствии с принципом квантования на основе анализа орфограмм, относящихся к морфологическому принципу, была определена последовательность усвоения квантов: