Дифференциация родственных слов
В рамках этого направления ставились задачи:
А. Определение общего лексического значения родственных слов.
Б. Определение различий в значении родственных слов.
В. Определение общего и различного в звуковой структуре родственных слов.
Г. Сопоставление по значению и звучанию родственных слов.
Дифференциация родственных слов включалась в работу по формированию словообразования. Выделение этого направления обусловлено большой значимостью дифференциации родственных слов для усвоения написания многих орфограмм.
В процессе работы над родственными словами происходило дальнейшее формирование морфологических обобщений.
Предлагались следующие задания:
1. Выделить и запомнить родственные слова в стихотворении, в предложении, в тексте (сказке).
2. Найти и подчеркнуть родственные слова в письменном тексте.
3. Выбрать родственные слова среди сходных по звуковой структуре.
4. Найти «лишнее» слово.
5. Выделить группы родственных слов,
6. Закончить предложение родственными словами, образованными от данного слова.
7. Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что и у выделенных слов.
8. Определить родственные слова или нет.
9. Определить общую часть родственных слов.
10. Подобрать родственные слова с опорой на вопросы.
11. Подобрать родственные слова к заданным словам.
Развитие морфемного и морфологического анализа
При реализации данного направления решались следующие задачи:
А. Выделение корневой морфемы из слов.
Б. Выделение общих суффиксов из ряда слов.
В. Выделение общих префиксов из ряда слов.
Г. Определение морфемного состава слова.
Д. Определение морфологических критериев формы слова (морфологический разбор).
Система словообразовательных моделей языка усваивается на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является овладение словообразовательной моделью – типом и словообразованием по аналогии, что осуществляется: а) на основе сравнения слов с одинаковым аффиксом; б) через сравнение родственных слов.
Знания по морфемному членению слова позволяют школьнику целенаправленно искать орфограмму, так как он уже знает заранее, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, какие – в корне, какие – в суффиксе, какие – в окончании, а какие – на стыке морфем. Овладение этим третьим опознавательным признаком начинается уже в первом классе и продолжается длительное время в процессе овладения орфографией. Формирование морфемного анализа должно опережать процесс овладения многими орфограммами.
С целью развития морфемного анализа работа была направлена на нахождение морфем в словах; дифференциацию близких по написанию и значению морфем; усвоение знаний терминов; использование грамматической основы при усвоении написания орфограмм.
Предлагались следующие задания:
1. Подобрать к каждой схеме нужное слово.
2. Собрать слово из данных морфем (под, ник, окон,
и – «подоконники»).
3. К каждому слову подобрать однокоренные слова по схемам.
4. Составить новые слова.
№ | ПРИ- СТАВКА | КОРЕНЬ | СУФФИКС | ОКОН-ЧАНИЕ | СЛОВО |
залез | приготовить | ночка | коса | заготовка |
5. Отгадать слова. Например, в стихотворении:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречаешь.
Ответ: оценка.
6. Выделить значимые части слова: корень, приставку, суффикс (на речевом материале).
7. Разобрать слова по составу.
8. Выделить морфемы в близких по составу словах (подосиновик, подорожник, подоконник, подруга, подсказка, подумать, подсолнечник, подставка).
9. Придумать к данной схеме слова.
10. Найти среди слов нужное слово к заданному корню. Работа с карточками и фишками.
Каждому ребенку предлагается карточка, на которой по 6 слов с различными корнями. Дети закрывают фишками слова, которые соответствуют предъявленному логопедом корню. Корни лежат в отдельной стопке. Например, на карточке могут быть следующие слова: улов, приморозить, говорливый, понизить, перевоз, рыбалка.
Для морфологического разбора слов использовались «карточки-памятки» для каждой части речи, отрабатывались навыки выделения изменяющихся и постоянных признаков частей речи.
Формирование синтаксического компонента
Языковой способности
В задачи входило следующее:
А. Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения на практическом уровне.
Б. Определение характера предложения и синтаксических функций его членов в процессе метаязыковой деятельности.
Для формирования синтаксического компонента языковой способности учащимся предлагались следующие задания.
1. Составить предложения из слов в начальной форме (настоящая, зима, наконец, пришла).
2. Повторить предложение.
3. Исправить предложение (Птицы сидят на деревах. Великан ручками дотянулся до яблока.)
4. Образовать нужную форму заключенных в скобки слов, прочитать предложение (Ребенок ест (вкусная конфета)).
5. Образовать однокоренные слова от данного слова, вставить производные слова в предложение (к слову «волк»: Собрались старые …. Сбежались маленькие …, приплелась старая … – все слушают …).
6. Верификация словосочетаний. Определить и исправить неправильные словосочетания.
Коррекционная работа над предложением была направлена на формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения и включала упражнения над следующими конструкциями:
• субъект + предикат (Дети читают.);
• субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Дети читают книгу.);
• субъект + предикат + объект – прямое дополнение + объект – косвенное дополнение (Мама гладит платье утюгом.);
• субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Дети читают в саду.);
• субъект + предикат + признак состояния (Дети читают тихо.);
• атрибут + субъект + предикат (Старшие дети читают.);
• атрибут + субъект + предикат + объект, выраженный прямым дополнением (Старшие дети читают книгу.);
• атрибут + субъект + предикат + локатив, выраженный предложно-падежной конструкцией (Старшие дети читают в саду.);
• субъект + предикат, выраженный 2 глаголами (Дети любят читать.);
• сложносочиненные предложения с союзами -а-, -но-,
-и- (Яблоко красное, а лимон желтый. Дождь прошел, и солнце засияло.);
• сложноподчиненные предложения с придаточными места, цели, следствия и т.д.