Схема морфологического разбора наречия
1. Докажите, что слово относится к самостоятельным частям речи.
2. Докажите, что слово является наречием.
3. Укажите начальную форму, если наречие может иметь формы степеней сравнения.
4. Определите лексико-грамматический разряд – и, если есть, подразряд наречия.
5. Если наречие представлено в контексте в форме сравнительной степени, объясните, как образована эта форма. Если наречие производное, укажите каким словообразовательным способом оно произведено. Если наречие проявляет грамматическую омонимию, поясните это на примерах.
Образец
Морфологического разбора наречия
Подойди, пожалуйста, ко мне поближе.
Поближе – 1. Это самостоятельная часть речи, так как выполняет номинативную функцию и является самостоятельным членом предложения; имеет морфемный состав и несет логическое ударение.
2. Это наречие, так как: а) обозначает признак действия. Из двух конкурирующих вопросов: куда? и как? – первый превалирует; б) грамматически не изменяется, за исключением того, что образует форму сравнительной степени; в) в предложении зависит от глагола-сказуемого, примыкает к нему, является обстоятельствомместа и степени (синкретический член предложения).
3. Начальная форма – близко.
4. Относится к лексико-грамматическому разряду обстоятельственных наречий – места, так как обозначает пространственный признак действия. Кроме этого данное наречие имеет дополнительную семантику определительности: указывает на степень приближения, поэтому проявляет синкретичность, являясь обстоятельственно-определительным. Указанная особенность обусловливает возможность образования формы сравнительной степени.
5. Поближе – форма сравнительной степени, образованная от основы близк/о/ + приставка ПО-и суффикс -Е. Приставка ПО- вносит в форму оттенок смягчительности. Само наречие образовано от качественного прилагательного при помощи суффикса -О.
Литература
Основная
1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972. (Наречие).
2. Русская грамматика. М., 1980. Ч. 1. (Наречие).
3. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В. 3 ч. М., 1987. Ч. 2. (Наречие).
Дополнительная
1. Аникина А.Б. Наречие в сочетании с глаголом // Вестник МГУ. Серия УП. 1964. № 4.
2. Астафьева Н.И., Козырева Т.Г. Современный русский язык: Наречие, категория состояния. Минск, 1981.
3. Власов А.К. О некоторых употреблениях наречий в языке художественной литературы // Учёные записки Таджикского университета. Т. 19. Серия филол. наук. Вып. 3. 1959.
4. Галаншина И.К. Функциональный статус наречий в системе частей речи: Автореф. дисс. ...канд. филол. наук. М., 1989.
5. Дымский А.С. О критериях разграничения предложно-
надежных сочетаний с наречиями // Филол. науки. 1978. № 6.
6. Иванникова Е.А. Об атрибутивном употреблении наречий // Синтаксис и стилистика. М., 1976.
7. Падучева Е.В. Наречие как кванторное слово // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. М., 1989.
8. Попов И.А. Пробле ии с глаголоми с глаголом // Вестник МГУ. мы семантической классификации наречий // Исследования по семантике. Уфа, 1983. Вып. 9. Общие вопросы семантики.
9. Салмина Д.В. Семантика наречий как гибридной части речи // Семантика переходности. Л., 1977.
10. Чеснокова Л.Д. Трудные вопросы морфологического разбора. М., 1957. (Наречие).
11. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избр. работы по русскому языку. М., 1957. (Наречие).
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Цель: убедить студентов в существовании данной части речи в современном русском языке: научить отличать слова категории состояния (КС) от омонимичных частей речи; усвоить семантические разряды этой части речи, синтаксическую и морфологическую специфику слов КС; разобрать спорные вопросы в понимании объема этой части речи; соотнести вузовское понимание данного семантико-синтаксического класса со школьным пониманием "особых" наречий.
Содержание
1. Из история изучения слов КС.
2. Общая характеристика и спорные вопросы в понимании данной части речи.
3. Источники слов KС; грамматическаяомонимия их с другими частями речи.
4. Лексические разряды слов КС.
Знания, умения, навыки: знать основные факты из истории изучения слов КС, спорные моменты в исследовании этой части речи; уметь отграничивать слова КС от омонимичных форм имени прилагательного, наречий и существительных, используя знания о синтаксической и семантической специфике данного морфологического класса слов; знать группы непроизводных слов КС; уметь определять лексические подразряды и выполнять морфологический разбор данной части речи.
Задания
А. 1. Выявите в данных предложениях слова КС, охарактеризуйте их,: особо отметьте те из них, которые являются словообразовательно непроизводными; объясните морфологические особенности подчеркнутых слов.
1) После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнеекоторого трудно что-нибудь выдумать. 2) Но при всем этом простодушии не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека, много видевшего и, что называется «бывалого». 3) Лет Домне Платоновне, по ее собственному показанию, все вертелось околосорока пяти, но по свежему ее бодрому виду ей никак нельзя было дать более сорока. 4) Пора, говорю, Леканида Петровна, вставать: чай, – говорю, – на конфорке стоит, а я мой друг, ухожу (Из произведений Н.С. Лескова).
2. Определите принадлежность подчеркнутых слов к частям речи, графически обозначьте члены предложения.
1) Унылая пора! Очей очарованье... (А.С. Пушки). Пора добраться до картечи... (М.Ю. Лермонтов. 2) Он так говорил – смех было слушать. Слушателей душил смех. 3) Грех не беда, молва – нехороша. Над старостью смеяться грех (А.С. Грибоедов). 4) Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И.С. Крылов). Где проводишь свой досуг? 5) Не время сидеть сложа руки. Время не ждет. 6) Но нашим дамам, видно, лень / Сойти с крыльца и над Невою блеснуть
холодной красотою (А.С. Пушкин). Непостижимая лень овладела всеми чувствами его: хотел рисовать – кисти выпадали из рук (М.Ю. Лермонтов).
3. Определите, чем является выделенное слово: кратким прилчгательным или словом КС. Обоснуйте свой ответ.
1) На душе было легко от этих мыслей и от ощущения, что все вокруг подвластно. 2) Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепаные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова. 3) Все это было очень таинственно. 4)И почему-то мне стало грустно от этого. 5) Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. Для того, чтобы оно стало понятно, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. 6) Лес становился глуше и сумрачней. 7) Но молнии сверкали все реже, а вскоре и совсем погасли. 8) С каждым днем становилось теплее (Из произведений К. Паустовского).
4. Найдите вданных предложениях слова КС, определите их лексические разряды. Выполните полный морфологический разбор двух слов КС, омонимичных имени существительному и имени прилагательному.
1) Ничем нельзя польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад (М.Ю. Лермонтов). 2) В начале улицы еще было ветрено, и дорога была заметена, но в середина деревни стало тихо, тепло и весело (Л. Толстой). 3) Но Елена Николаевна! Разве ее возможно понять? И.С. Тургенев). 4) В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (А.С. Грибоедов). 5) Нечего вам тут делать, уходите. 6) Не слышно шуму городского (А.С. Пушкин). 7) Дома и хворать легче. 8) Крышка вам! Спасайтесь! 9) Костер горел уже не так ярко, и каждому было лень встать и подложить хворосту (А.П. Чехов).
5. Какая семантика объединяет подчеркнутые в тексте слова? Почему эту семантику можно назвать текстообразующей? Определите принадлежность этих слов к частям речи. Найдите в тексте местоименные наречия, укажите их семантические группы. Укажите морфологические особенности слов, выделенных полужирным шрифтом.
Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то по ночам. Луна светит. Тихо... Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие светлые, огромные, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже не думается, что-то другое: чудится, ждется что ли. Притаишься где-нибудь на задаx огородов, в лопухах,– сердце замирает необъяснимой тайной радостью. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей (В.М. Шукшин).
Б. 1. Составьте предложения со словами: тихо, грустно, мрачно, светло, – учитывая и формы сравнительной степени так, чтобы проявилась омонимия наречия, слов КС и краткого имени прилагательного.
2. Определите, какие из данных слов не могут выступать в роли слов КС. Почему? И какие слова выступают только в роли словКС?
Безветренно, никак, совестно, ласково, надо, кротко, нельзя, негде, громко, тихо, можно, стыдно, правда, безнадежно, душно, несмело, должно, недосуг.
3. В чем спорность морфологического статуса подчеркнутых слов? Объясните подробно. Выполните кратко морфологический разбор слов, выделенных полужирным шрифтом.
1) Хорошо, если бы брызнул дождь (А.П. Чехов). 2) Читать лежа вредно. 3) На свете счастья нет, но есть покой и воля (А.С. Пушкин). 4) Известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет (И.С. Тургенев). 5) Слышно, как на ключзапирают все двери, как потом отъезжают экипажи (А.П. Чехов). 6) Приказано было отступать и мы должны были это сделать. 7) Никого меж тем не видно… (А.С. Пушкин). 8) По лицу его было видно, что он хотел говорить и ждал для этого удобной минуты (А.П. Чехов). 9) Ему было досадно, что за его больше чем двадцатилетнюю службу не дали ни пенсии, ни единовременного пособия (А.П. Чехов). 10) Досадно, что вы не были на занятии.
4. В стихотворении М.И. Цветаевой «Над вороным утесом» найдите словообразовательные окказионализмы, определите их частеречную принадлежность. Какие семантические изменения произошли в связи со словотворчеством?
Макс, мне было так верно
ждать на твоем крыльце…на твоем крыльце... словотворчеством?нализмы, ить и ждал для этого удобной минутыо...ем человека, много видевшего и, счто называ
Макс, мне было так лестно
лезть за тобою черт знает куда.
Макс, мне было так братски...
…………………………………..
До чего мне вольно было
в обхвате двух рук твоих,
В первых встречных царстве
– и сам суди, Макс,
До чего мне вечно
Было в твоей груди.
Пусть ни единой травинки, –
Площе, чем на столе, –
Макс, мне будет так мягко
Спать на твоей скале.
Контрольные вопросы
1. Почему комплексный подход к выделению частей речи особенно важен для таких морфологических классов, как слова КС и
наречия?
2. Сопоставьте объем части речи слов КС, выделяемых в учебнике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова и в книге В.В. Виноградова "Русский язык (Грамматическое учение о слове)". Какие слова остались за пределами данной части речи в вузовском учебнике? Почему?
3. *Прокомментируйте слова В.В. Виноградова: "Причина развития и распространения категории состояния кроется в противоречии между морфологическими и синтаксическими свойствами имен".
4. В чем "семантический отрыв" (А.В. Исаченко) слов КС типа грустно, жалко, тихо, весело от кратких прилагательных и наречий?
5. Какие из слов КС невступают в омонимические отношения с другими частями речи (и поэтому составляют структурное ядро этой части речи? Что можноназвать семантическим ядром этой части речи?
6. Какие признаки спрягаемых глаголов Проявляют слова КС?
7. Почему выделение данной части речи подтверждает мысль А.А. Шахматова о том, что "морфология занимается застывшим синтаксисом"?
8. Почему олова КС называет: "безлично-предикативными словами", "модальными предикативами", "безсубъектными прилагательными", "предикативными наречиями", "особыми наречиями"?
9. На каком основании, по вашему мнению, А.В. Исаченко
относит к данной части речи слова есть, нет, называя их
"предикативами наличия"?
10. На каком основании Г.А. Золотова выделяет слова категории оценки?
11. Как связан объем слов КС с количеством лексических разрядов внутри данной части речи?