Образец полного морфологического разбора имени прилагательного
Она страдала, хоть была прекрасна
И молода, хоть жизнь её текла
В роскошной неге, хоть была подвластна
Фортуна ей; хоть мода ей несла
Свой фимиам, - она была несчастна.
Блаженнее стократ её была,
Читатель, новая знакомка ваша,
Простая, добрая моя Параша.
(А.С. Пушкин)
Простая– 1. Это знаменательная часть речи, т.к. слово выполняет номинативную функцию, имеет ГК и систему словоизменения, является самостоятельным членом предложения, имеет морфемный состав; может нести на себе фразовое ударение.
2. Это имя прилагательное, т.к. называет непроцессуальный признак предмета; имеет зависимые от существительного ГК рода числа, падежа, а также ГК степени сравнения; в предложении является согласованным определением.
3. Начальная форма – простой.
4. Данное слово относится к ЛГР качественных прилагательных, так как: а) называет характеризующий признак предмета, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени; б) имеет краткую форму (прост), формы степеней сравнения (проще/более простой – простейший/самый простой); в) сочетается с наречием степени (очень простой); г) является словообразовательно непроизводным, образует наречие на –О (просто вела себя), образует абстрактное существительное (Её простота удивляла меня),образует формы объективной оценки (простоватый); д) вступает в синонимические и антонимические отношения (простодушный, бесхитростный - хитрый, лукавый).
5. Стоит в полной форме ж.р., ед.ч., им.п., выражающей флексией –АЯ и указывающей на отнесённость данного прилагательного к существительному «Параша», стоит в форме положительной (исходной) степени сравнения, указывающей на типичную, обычную степень проявления признака.
6. Тип склонения твёрдый.
7. В предложении зависит от слова «Параша», связь – полное согласование, зависимых слов нет, синтаксическая функция – согласованное определение.
Блаженнее– 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет номинативную функцию, является самостоятельным членом предложения, имеет ГК (степени сравнения), имеет морфемный состав и фразовое ударение.
2. это имя прилагательное, т.к. обозначает непроцессуальный признак предмета, имеет ГК степеней сравнения, связано по смыслу с существительным «Параша», в предложении является именной частью сказуемого.
3. Начальная форма – блаженный.
4. Данное слово относится к ЛГР качественных прилагательных, так как: а) называет характеризующий признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени; б) имеет краткую форму (блажен), положительную и превосходную степень (блаженный – самый блаженный); в) сочетается с наречием степени (совершенно блаженная улыбка); г) является словообразовательно непроизводным, образует наречие на –О (блаженно улыбаясь), образует абстрактное существительное (блаженство), образует формы субъективной оценки (блаженненький); д) вступает в синонимические и антонимические отношения (счастливый, удачливый - несчастливый).
5. Стоит в форме простой сравнительной степени, выражающейся формообразующим суффиксом -её-, обозначающей проявление признака в данном предмете в большей степени, чем в другом. Не имеет ГК рода, числа падежа.
6. Склонение отсутствует.
7. В предложении зависит от слова «фортуна», зависимое слово – «её», связь – управление, в предложении – именная часть сказуемого.
Подвластна – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет номинативную функцию, имеет ГК и систему словообразования, является самостоятельным членом предложения, имеет морфемный состав и фразовое ударение.
2. Это имя прилагательное, т.к. называет непроцессуальный признак предмета, имеет зависимые от существительного ГК рода и числа, является именной частью сказуемого.
3. Начальная форма – подвластный.
4. Данное слово относится к ЛГР качественных прилагательных, так как: а) называет характеризующий признак предмета; б) имеет полную и краткую формы (подвластный - подвластен); в) сочетается с наречием степени (полностью подвластна); г) образует абстрактное существительное (подвластность): д) вступает в синонимичные и антонимичные отношения (зависимый, подчинённый - неподвластный).
5. Стоит в краткой форме, имеет параллельную полную форму, употреблено в форме ед.ч., ж.р., выражающейся флексией –А и указывающей на зависимость данного слова от существительного «фортуна». ГК падежа краткая форма не имеет.
6. –
7. В предложении зависит от слова «фортуна», зависимое слово –«ей», связь управление, в предложении – именная часть сказуемого.
Литература
Основная
1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. словообразование. Морфология//Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. II. (Имя прилагательное).
2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1980 (любое издание). Имя прилагательное.
3. Грамматика русского языка. М., 1960. Т. I. (Имя прилагательное).
4. Русская грамматика. М., 1908. Т. I. (Имя прилагательное).
5. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.
6. Милославский И.Г. Морфологические категории в русском языке. М., 1981. Гл. 4. Имя прилагательное.
Дополнительная
1. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка: Русский язык и советское общество. М., 1968. § 158 – 170.
2. Вольф Е.М. Грамматика и семантика имён прилагательных. М., 1978. Введение.
3. 3. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1979. Ч. I. (Степени качества имён прилагательных. Краткая форма имён прилагательных).
4. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991. (Имя прилагательное).
5. Земская Е.А. Относительные прилагательные как конструктивный элемент номинативной системы современного русского языка // Грамматические исследования: Функционально-стилистический аспект. Морфология. Словообразование. Синтаксис. М., 1991.
6. Иванникова Е.А. О характере отношения как признаке относительных прилагательных//Русский язык в школе. 1974. №5.
7. Полянский А.Н. Мера и степень признака в современном русском языке//Русский язык в школе. 1980. №6.
8. Еськова Н.А. Об одном случае разграничения описательных конструкций и аналитических форм (сочетание сильнее/всего)// Филологические науки. 1971. №3.
9. Еськова Н.А. Образование синтетических форм степеней сравнения в современном русском языке//Развитие грамматики и лексики современного языка. М., 1964.
10. Карцевский С.О. Сравнение //Вопросы языкознания. 1976. №1.
11. Ильенко С.Г. О значении простых аналитических форм степеней сравнения и исходная форма прилагательного // Учёные записи ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1957. Т. 130.
12. Карабань И.А. Значения форм степеней сравнения и исходная форма прилагательного // Филологические науки. 1969. № 4.
13. Шведова Н.Ю. Полные и краткие формы имён прилагательных в составе сказуемого в современном русском литературном языке// Учён.зап. Моск.ун-та. Вып. 150. Русский язык. М., 1952.
14. Шелякин М.А. Полные и краткие формы прилагательных. Синтаксическое и функциональное различие полных и кратких форм прилагательных в позиции предиката // Лопатин В.В., Милославский И.Г., Шелякин М.А.. Современный русский язык. Теоретический курс: Словообразование. Морфология. М., 1989.
ЗАНЯТИЕ № 8
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Цель: познакомится с разными подходами к объёму имени числительного; выявить семантическую и грамматическую специфику количественных числительных как ядра данной части речи; определить положение порядковых, неопределённо-количественных и других слов с количественным значением по отношению к ядру, выявить их особенности; сопоставить дробные и собирательные числительные с собственно количественными.
Содержание
1. Семантические, морфологические и синтаксические особенности количественных числительных как ядра данной части речи. Грамматические особенности слов один, два, тысяча, миллион, миллиард.
2. Вопрос о собирательных и дробных числительных как подразрядах количественных. Частеречная принадлежность слова оба.
3. Вопрос о порядковых числительных.
4. Квалификация слов с неопределённо-количественным значением.
5. Структурные разряды числительных.
6. Склонение числительных.
Знания, умения, навыки: уметь отличать числительные от других счётных слов и обосновывать свою точку зрения, аргументированно анализировать числительное, правильно склонять любое из них, употреблять собирательные числительные с существительными, уметь определять синтаксическую связь между числительным и существительным, знать структурные разряды числительных.
Задания
А.
1. Ограничьте числительные от других частей речи. Аргументируйте свою точку зрения. а) Дважды, бездна, восемь, столько, обе, одиннадцатый, мало, тысяча, двухсоткилометровый, третье; б) О вбухал в дело тысячи. Этот воробышек – одна забава для вас. Восьмой десяток мне пошёл. Трое вышло из леса. Ваня – первый ученик..
2. Просклоняйте, выделив окончание, указав главное и зависимое слово, тип синтаксический связи: полтора ведра, 389 студентов, четверо котят.
3. Перепишите, раскрывая скобки и употребляя слова в нужной форме. 1) (Две, двое) (студентка, студент) получили денежную премию. 2) (Четыре, четверо) (сутки, день) длилось это путешествие. 3) (Они, заключённые) было (шесть, шестеро). 4) Он привёз из поездки (три, трое) (снимки, часы). 5) По направлению к лесу бежало (пять, пятеро) (волчата, волки). 6) Возьми (три, трое) (варежки, мячи). Назовите группы существительных, с которыми могут сочетаться собирательные числительные. Какие из них не встретились в данном упражнении? Составьте с ними предложения.
4. Укажите структурный разряд числительных, выделите унификсы и субморфы. Одиннадцать, двухсотый, трое, шестьдесят восемь, о трёхстах семидесяти семи, к пятьсот девяносто третьему, семерыми.
5.Выполните полный морфологический анализ числительных. В течение следующих двух дней пароход дважды садился на мель, и двести километров мы идём трое суток (Обручев).
Б.
1. Подчеркните одной чертой слова, которые «Русская грамматика» относит к именам числительным, волнистой линией – слова, которые относит к числительным школьный учебник, пунктирной линией – другие счётные слова. Какую функцию они выполняют в данном тексте?
Знаменитый шведский чемпион Бьерн Борг, бросивший теннис восемь лет назад, приступил к тренировкам.
По крайней мере тренируется он упорно: каждый день по два часа с юным спарринг-партнёром и столько же времени один. За последние семь месяцев не выкурено ни одной сигареты, не выпито ни капли алкоголя. Чтобы избежать расспросов и прочей шумихи, Борг 22 августа перебрался в Лондон. Здесь первыми из журналистов его и отыскали репортёры из французской газеты «Экип».
В своё время Борг побеждал в нескольких неофициальных мировых первенствах на травяных и земляных кортах. Но в последний раз он сыграл в турнире аж 31 марта 1981 года.
Может, снова вспомнить о любимом деле заставили финансовые неурядицы. К концу спортивной карьеры личное состояние любимца публики и многих спортивных фабрикантов оценивалось в 100 миллионов долларов или, может быть, капельку меньше. Но пара разводов – Борг женат в третий раз – и вот он «стоит» всего миллионов 12-15. Или просто захотелось тряхнуть стариной?
Укажите тип синтаксической связи у всех счётных слов.
Выполните полный морфологический анализ двух числительных разных разрядов (на выбор).
2. Составьте фразы, в которых бы слово «один» использовалось как числительное, прилагательное, местоимение, частица.
3. Почему говорят: три волка, но трое волчат; пятеро людей, но пять человек; двое ножниц, но два ножа; творожная масса, но народные массы?
4. Перепишите, заменяя цифры словами. Знак «плюс» и «минус» замените подходящими глаголами? а) от 16 – 5, к 539 + 786; из 1237 – 29; б) Высшая точка СССР на Западном Памире равна 7 495 метрам. Озеро Байкал расположено на высоте 453 метров и занимает площадь более 31,5 тысячи квадратных километров.
5. В чём заключается смысловое различие между приводимыми примерами? Приду в 5 часов. – Приду часов в 5. В парке посадили 100 деревьев. – У тебя всегда 100 отговорок. Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокурором город (М. Булгаков). – Мильоны вас, нас тьмы и тьмы (А. Блок).
6. Согласны ли вы со следующей схемой? Аргументируйте свою позицию.
Имя числительное |
Стр. 53
Контрольные вопросы
1. Какие вы знаете подходы к объёму имени числительного? Чем они обусловлены?
2. Какой разряд безоговорочно относят к ядру имени числительного? Почему?
3. Какие аргументы можно привести в защиту позиции школьного учебника относительно порядковых числительных?
4. Как вы считаете, собирательные числительные – самостоятельный разряд имён числительных или числительных или подразряд количественных? Обоснуйте свой ответ.
5. Школьный учебник относит дробные числительные к ЛГР количественных . Какие ещё точки зрения на эти слова вы знаете?
6. Какие структурные разряды имён числительных вы знаете? Как учитывается структура имён числительных при определении объёма этой части?
7. Какие ещё разряды слов, по вашему мнению, можно отнести к имени числительному?
8. В чём проявляется своеобразие числительных один, два, тысяча, миллион, миллиард? Какие точки зрения на частеречную отнесённость этих слов вы знаете?
9. * Как вы представляете себе поле количественности в русском языке?