Пиктография, идеография, алфавитное письмо.
Первым историческим типом письма была пиктография (от лат. pictus - картинный, нарисованный и греч. graphō - пишу), то есть рисуночное, или картинное, письмо. Знаки пиктографического письма называются пиктограммами, а наскальные рисунки - петроглифами (от греч. petra - скала, камень и glyphē - резьба). Пиктограммы выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных. Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, его художественное достоинство не имело существенного значения. Первостепенную важность имело то, чтобы рисунок что-то сообщал и это сообщение правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.
+: понятна любому человеку, легко воспринимается
-: не обозначает конкретные вещи, затрудненность толкования, разные толкования одного и того же сообщения.
Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако, она широко применяется в рекламах, на витринах, в дорожных знаках, в олимпийской символике и т.д., то есть выполняет вспомогательную роль.
В силу этих и некоторых иных факторов пиктография на известной ступени развития общества перестала удовлетворять потребности письменного общения. На ее почве возникает более совершенный тип письма - письмо идеографическое.
Термин идеография (от греч. idea - понятие и graphō - пишу) указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия. В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также порядок слов. Знаки идеографического письма называются идеограммами.
Идеографическое письмо имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков, а также готовый набор таких знаков, одинаковый для всех пишущих.
Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма привела к тому, что каждый изобразительный знак пиктографии, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, выступая в качестве его обозначения. Пиктограммы, постепенно утрачивая свою прежнюю наглядность, начинают выступать как условные знаки. Таким путем пиктографическое письмо преобразовалось в более совершенное письмо идеографическое. Процесс этот занял, вероятно, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается письмо идеографическое.
Первой ступенью развития идеографического письма является рисуночная идеография. На этой ступени рисунки могли иметь два значения - прямое и переносное., В прямом значении рисунки выступали как пиктограммы, например, рисунки "глаз", "змея", "черепаха" обозначали соответственно глаз, змею и черепаху. В переносном значении эти рисунки: являлись уже идеограммами, обозначая не глаз, змею, черепаху, а соответственно зрение, жизнь, успех.
Рисуночная идеография послужила основой для возникновения иероглифического письма, которое рассматривают как высший этап в развитии идеографии. Иероглифическое письмо, или иероглифика, возникло впервые, по-видимому, в Египте около IV тысячелетия до н.э. Начертательные з знаки этого письма называются иероглифами. Начальным этапом египетского иероглифического письма считают рисуночную идеографию. Каждый рисунок египтян первоначально имел прямое значение, то есть обозначал то, что было нарисовано: дом, птицу, животное, человека и тому подобное. И лишь позднее рисунки приобретают определенную символику, то есть переносное з значение.
Идеография оказалась довольно устойчивой системой письма. Дошедшим до нашего времени иероглифическим письмом является китайское письмо, чему способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское иероглифическое письмо, так же как египетское и шумерское, является одним из древнейших в мире.
Любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись, по происхождению не менее древняя, чем египетские иероглифы. Эта система письма употреблялась в Месопотамии, а позднее распространилась по всей Передней Азии. Клинопись иногда называют письменами на глине, поскольку материалом для этого письма служили глиняные плитки. На них при помощи деревянного или тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. При легком нажиме писцом на резец на мягкой глине оставалось характерное углубление, утолщенное вверху, в месте нажима, и все более заостренное и менее глубокое внизу, по следу оттягивания резца. Такие углубления по своему внешнему виду напоминали клинья, поэтому система письма и получила название клинописи.
Буквенно-звуковым обычно называют такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук - фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим.
Графическими знаками этого типа письма являются буквы. Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: консонантно-звуковой разновидности и вокализованно-звуковой.
Алфавиты. Алфавит (от греч. alphábētos) - это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке.