Типология логических пропозиций

КУРС ЛЕКЦИЙ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

доктор фил. н.,

доц. Осетрова Е. В.

СОСТАВИЛ:

Вальянов Н. А.

Красноярск, 2012

  1. Синтаксис. Введение в курс синтаксиса.

Предложение – синтаксическая единица, объект синтаксиса для коммуникации (для ситуации речи). Предложение – высказывание в ситуации речи.

Специфика предложения:

  • «Грамматика»М. В. Ломоносова (1755). Самого слова «синтаксис» еще не было. В книге в основном анализ морфологии
  • «Грамматика»А. А. Барсова. Здесь впервые появляется слово «синтаксис». Книга опубликована только в 20 веке. Над ней работал и В. В. Виноградов. Появляется понятие «словосочетание» (как синоним синтаксиса). Это характеризуется как нулевой этап развития синтаксиса.
  • Логический этап (Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч)

«Предложение – это законченная мысль, а, следовательно, всякая законченная мысль - предложение». Но это не совсем так. Ведь существуют различные предложения, которые не имеют законченности мысли.

1) констатация факта

2) различные чувства и эмоции

  • Психологический этап(Д.Н. Овсяннико-Куликовский)

1902 г. – «Грамматика»

«Предложение – особый психологический акт, который сопрягает несколько разных понятий». Это совсем другая наука. У Шахматова психологическим выступают подлежащее и сказуемое.

  • Формальный этап

Формальная школа развивала идей предложения.

«Предложение как языковая особая конструкция».

1954 г. – В. В. Виноградов – ст. «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предикативность определяет специфику предложения и осуществляет общение» - отмечал В. В. Виноградов.

Предикативность – главнейшее свойство предложения, заключающееся в соотнесении содержания предложения с моментом речи.

- лицо (1 л. – говорящий; 2 л. – слушающий; 3 л. – все остальные)

- время;

- модальность.

Все эти три категории составляют грамматику глагола.

+ пространство (с т.з. грамматики – нулевое)

Ученые – лингвисты Шарль Балли и Эмиль Бенвенист также развивали эту идею.

Шарль Балли считал, что в предложении и тексте есть информационная и субъективная сторона, идущая от говорящего. Эмиль Бенвенист ввел понятие «субъективность».

Субъективность – коммуникативность – предикативность (характерная черта, основа - антропоцентричность).

Этим является предложение и отличается от других языковых единиц.

Синтаксис – наука, занимающаяся изучением устройств коммуникативных единиц (высказывание/предложение).

Предложение – единственная высшая языковая единица, которую люди используют при общении.

Предложение самостоятельно, имеет свои правила и законы.

Основное свойство предложения– атомарность, наличие определенного смысла, связанность.

Устройство в предложении не атомарно.

В 1964 году ученый Франтишек Данеш написал научную статью «О трехуровневом подходе к языку», где рассматривал трехуровневый принцип устройства предложения.

Ø Семантический (содержательный)

Отвечает за семантику и определенный смысл предложения. (что?)

Ø Актуальный (коммуникативный)

Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)

Ø Формальный (конструктивный)

Отвечает за форму предложения. (как? каким образом?)

Эти 3 уровня образуют единое целое в предложении.

Уильям Матезиус использовал семантические привентивы (использование интонационных конструкций)

Куда уехал Карл? – Карл уехал в Прагу

Карл уехал в Прагу? – Карлуехал в Прагу

Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу

Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу

Интонация – важнейшее средство коммуникации в устной речи.

Семантический (содержательный) синтаксис. Основные понятия.

1865 – 1880 – разразилась мощная дискуссия на страницах периодических изданий в области предложения.

1972 г. – Н. Д. Арутюнова написала статью в кн. «Общее языкознание». Отсюда семантический синтаксис берет свою историю. Н. Д. Арутюнова отметила, что «семантический синтаксис имеет право на существование».

В 1870-е годы начался семантический бум, яро обсуждали и изучали семантическую сторону синтаксиса, потом все это прекратилось. Формальный синтаксис оказал огромное давление, и его лингвисты изучали детально и подробно.

Содержательный уровень. Принцип устройства семантики.

Ш. Балли высказал идею о двоичности любого предложения.

Предложение включает информацию (диктум) и субъекта (модус), который произносит данную информацию.

- диктум – объективная часть предложения, собственно, информация.

- модус – субъективная часть информации (я-говорящий, я-думающий).

Лицо, время и модальность – минимальный модус в предложении.

Количество модусных субъектов– 1 (мин.), 2-3 (макс.)

3. Пропозиция – как единица измерения диктума.

Термин «пропозиция» ввела Н. Д. Арутюнова в 1970-е годы.

Пропозиция – «диктум минус модус».

ПР. = Д – М.

Пропозиция – глагол с его распространителями

Пропозиция – имя ситуации, имя некоего положения дел действительности (аналог ситуации).

Каждая пропозиция имеет форму и содержание.

Особенности пропозиции

1) пропозиция, как правило, оформляется через глагольные формы (т.е. предикативно)

2) пропозиция может быть выражена не только предикативно

3) может быть выражена сущ., и другими частями речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, прил. В функции предиката = сказуемого)

Предложение – предикативная единица (ПЕ)

4) Пропозиция – интеллектуальная модель ситуации. Это значит, что не всегда можно ставить знак = между пропозицией и ситуацией.

Петр избил Ивана

Иван был избит Петром

Петя и Ваня подрались

3 пропозиции – 1 ситуация (1 положение дел)

5) пропозиция единица не только диктума, но и модуса. Но оа нужна для анализа диктумной информации.

Функции пропозиции

Ø измерить диктум в количественном отношении предложений текста (можно определить количество информации)

Ø можно понять внутреннюю структуру диктума

Ø можно типологизировать пропозиции, понять языковую картину мира, национальный менталитет

Ø измерительная функция (мин. диктума, 1 пропозиция – монопропозитивное предложение)

Предложение может быть как монопропозитивным, так и полипропозитивным.

Исходя из этого, часто наблюдается ассиметрия между количеством пропозиций и предикативных единиц.

Список пропозитивных форм

- инфинитив (Учиться в СФУ!)

- спрягаемый глагол (Я учусь в СФУ)

- наречие (Студент дома)

- отглагольные существительные (Учеба в СФУ)

- причастие/деепричастие (Обученная СФУ/ Обучаясь в СФУ)

- квалификативы

- служебные слова

- синт. нуль

Структура пропозиции

Ø Собственно пропозитивные смыслы

Есть сама пропозиция, которая имеет форму предиката

Ø Внутрипропозитивные смыслы

Элементы содержания, которые детализируют пропозицию.

Ø Припозитивные смыслы

То, что может находиться рядом, вторгаться время от времени, в предложение.

Припозитивные смыслы имеют несколько характеристик: количественность, фазисность, интенсивность, негация.

1. количественность (квантитативность) – в основном числительное

2. фазисность (стадиальность)

Лекция началась. Лекция продолжается. Лекция окончилась.

3. интенсивность – высокое количество производительности продукта в единицу времени.

4. негация (отрицание) – частицы не, ни

Льюис Теньер отметил, что предложение – «драма в миниатюре».

Это ситуация, в которой есть свои участники, обстоятельства и их характеристика.

- участники (действующие лица)

- обстоятельства (место, время действия)

1) ситуация – пропозиция;

2) участники – актанты

3) обстоятельство – сирконстанты

4) характеристика - квалификативы

Пропозиция может отражать информацию как симметрично, так и ассиметрично (2 направления – количественный и качественный аспект).

Система актантных ролей

Ø Субъектные актантные роли

Агенс – главное действующее лицо.

Посессор – субъект обладающий

Каузатор – субъект, являющийся причиной чего-либо

Экзисциенс – субъект существования

Экспериенсив –субъект состояния

Коагенс – второй участник

Ø Объектные актантные роли

Деливератив – объект мыслей

Перцептив – объект восприятия

Деструктив – результат процесса разрушения

Объектив – объект, существовавший до начала ситуации

Результатив – являющийся результатом какой-либо деятельности

Пациенс – лицо как объект воздействия

Контенсив – объект содержания

Партитив – часть чего-либо

Объект характеристики

Ø Роли-инструменты

Собственный инструмент – то, с помощью чего совершается действие

Средство– то, что расходуется

Роли-адресаты

Адресат – тот, кому направлена информация

Бенефициент – лицо, в пользу или во вред которому совершается какое-либо некое действие

Сирконстанты – элементы, которые составляют внутреннюю структуру пропозиции.

Ø Темпоратив (обстоятельство времени)

Ø Локатив (обстоятельство места)

Квалификативы – признаки, свойства и характеристика.

Контаминация модуса и диктума

- Модус на территории диктума

- Диктум на территории модуса

Типология пропозиций

Выделяют событийные и логические пропозиции.

Событийные Логические
Описание некоего положения дел (процессов, событий, явлений, фактов) – революция, кризис, возрождение. Связь между событиями - результаты умственных операций
1. Отношение к модусу
-вводятся модусом наблюдения (я вижу, слышу, чувствую) -вводятся модусом умственных операций (я догадываюсь, понимаю, считаю, думаю)
2. Структура пропозиций
Актанты Сирконстанты Квалификативы Только 1 тип актанта – объекты умственных операций и факультативно в их состав включаются абстрагированные имена и элементы.
3. Способы выражения
Слова пропозитивной семантики (знаментальные части речи - сущ., прил., глагол) Служебные части речи – предлоги и союзы

Модус

Модус принято делить на 4 большие категории:

1) метакатегории

2) актуализационные категории

3) квалификативные категории

4) социальные категории

Метакатегории (метасмыслы) фиксируют отношение говорящего к высказыванию (к какому-либо текстовому содержанию).

1) речевой жанр (условие, утверждение, угроза)

к любому тексту можно выстроить жанровую классификацию. Жанры – цель высказывания.

М. М. Бахтин «Проблема речевых жанров»

Речевой жанр определяется по цели высказывания.

Выделяют 4 типа речевых жанров:

Ø информативные (оповещение, рассказ, повесть);

Ø императивные (просьба, требование, приказ, призыв, мольба);

Ø оценочные (похвала, комплимент, выговор, хула)

Ø этикетные (поздравление, соболезнование, прощание)

2) смыслы говорения и называния

3) метасмыслы (метатекстовый показатель)

- слова, выражения, целые предложения, которые помогают четко организовать текст с т.з. логики. (итак, в общем, в целом, можно сказать, во0первых, во-вторых, и т.д.)

Актуализационные категориификсируют отношение говорящего к информации сквозь призму момента общения (понятие «предикативность»).

Автор – главный участник модусной ситуации.

Время семантическое ≠ время грамматическое (не всегда) .

Месяц назад иду, я значит, и вижу, как собаки волком воют.

Квалификативные категориификсируют отношение говорящего к информации в действительности

Автор квалифицирует речевую ситуацию.

3 типа:

  • авторизация (источник информации)
Типы авторизации Способы воплощения «я», автор текста «эксперт» «народ»
Конкретный / единичный Я ДРУГОЕ
Я, мне кажется, с моей точки зрения, на мой взгляд, и т.д. ФИО эксперта, его должность.  
Неопределенный   По мнению экспертов, компетентный источник в лице ученых утверждает, один знакомый человек утверждает В народе говорят, что… по слухам многих…, считатется, что,
Групповой/корпоративный Мы + все формы косв.п. (с нами, с нащей точки зрения, нам кажется, что…) По сообщениям РИА-Новости, инженеры утверждают, бухгалтеры думают, что… Красноярцы, россияне, горожане считают, что
  • персуазивность (уверенность/неуверенность автора в достоверности информации, которую он излагает)
  • оценочность (оценка событий/речевой ситуации)

Бывает диктумная и модусная.

Социальные категориификсируютотношение говорящего к слушающему и к самому себе.

Здесь важно обращение, система личного имени.

Категоричность – степень интенсивности, с которой описывается тот или иной смысл говорения или описывалась ситуация речевого общения.

Актуальный синтаксис. Основные понятия. Тема и рема.

Актуальный (коммуникативный) синтаксис

Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)

Позволяет нам соотнести информацию с моментом речи, сориентировать, выделить главную информацию.

Актуальный синтаксис – более точное понятие. Нацелен на коммуникацию. Обеспечивает ситуацию общения.

Это относительно новая часть лингвистики, которая появилась в 1930-егоды.

Чешский лингвист У. Матезиус обратил внимание на вопрос (для определения актуальной информации – обстоятельства общения и цель говорящего. Он выделил 2 основные единицы коммуникативного синтаксиса – тему и рему. Однако в свое время он придумал другие названия этим единицам (основа – ядро; прошлое – будущее; пережитое-искомое; старое-новое). Отсюда и появились два термина, обозначающие старое и новое.

Тема – старая часть информации.

Рема – новая часть информации.

Эти два термина придумал Карл Боост.

В области коммуникативного синтаксиса стоит выделить таких лингвистов, как Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба. Они занимались изучением различных аспектов в области актуального синтаксиса.

Типология рем

ü принципиально новая рема

R новое определяется всеми безошибочно. Это принципиально новая часть информации.

Куда уехал Карл? Карл уехал в Прагу.

ü авторская рема

эта рема соответствует авторской и выделяется за вычетом менее важного из высказывания. В основном в монологах.

Лето выдалось на редкость жаркое

ü рема контраста

создает «теневые» высказывания.

Я был удивлен. [Промолчали все студенты]. И Павел промолчал.

(Восстановлена пресупозиция)

Одолжите мне Ваш конспект (а никакой другой).

Она все-таки сдала зарубежную литературу.

Средства выделения рем

ü порядок слов

ü интонация

Важнейшее средство коммуникативного членения, выделения ремы (фразовое ударение, акцентное выделение, пауза, артикуляция)

ü частицы

- ставятся перед R ядром

- отделяет Т от R

ü парцелляция(обслуживает и работает на рему)

Текстообразующая роль ремы

ü Предметная рема

В комнате стояли шкафы с книгами.

На полке находились цветы.

ü Акциональная рема

Пришел! Увидел! Победил!

В центре информация действия или движения.

ü Статальная рема

Более объективная.

На улице ни души. У нее болит голова. В аудитории душно и не комфортно.

ü Качественная

Более субъективная.

Она сделала хорошую лабораторную. У меня сын выше твоего.

ü Персональная (персонажная)

В университете я встретила Никиту. На отдыхе мы познакомились с Анной.

ü Импрессивная

Явная импрессия, субъективная оценка.

Лабораторная у этого студента отвратительная.

ü Рема места

Завтра я поеду в Москву. Я направляюсь в командировку в Астрахань.

ПП, СПП, ССП, БСП

по количеству основ в П.

- подл + сказ.

- подл + ОЧП

- сказ + ОЧП

Главную и зависимую часть разделяют союзы, запятые

Союзы

- временные (тогда - когда)

- уступки (хотя, несмотря на)

- условия (если, то.., )

- причины (из-за, так как, потому что)

- следствия

- и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица логических пропозиций

Тип пропозиции Сферы жизни Пропозиция существования Пропозиция состояния Пропозиция движения Пропозиция действия Пропозиция восприятия
физическая Здесь есть студенты. Он голоден. Студент идет в институт. Он сделал табурет. Она проглотила таблетку.
психическая Бывают обиды, которые не забываются. Она печальна и грустна. Грусть и тоска вползли в мою душу. Они играли мне на нервах. Мама чувствовала, что происходит что-то не то.
интеллектуальная Есть три версии произошедшего. Мной овладело недоумение. Мне пришла в голову мысль. Они придумали новое транспортное средство. Егор воспринял эту новость радостно.
социальная У каждого есть свой предел риска. Он женат. Этот студент вышел в люди. Учительница сделала школьникам замечание  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КУРС ЛЕКЦИЙ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

доктор фил. н.,

доц. Осетрова Е. В.

СОСТАВИЛ:

Вальянов Н. А.

Красноярск, 2012

  1. Синтаксис. Введение в курс синтаксиса.

Предложение – синтаксическая единица, объект синтаксиса для коммуникации (для ситуации речи). Предложение – высказывание в ситуации речи.

Специфика предложения:

  • «Грамматика»М. В. Ломоносова (1755). Самого слова «синтаксис» еще не было. В книге в основном анализ морфологии
  • «Грамматика»А. А. Барсова. Здесь впервые появляется слово «синтаксис». Книга опубликована только в 20 веке. Над ней работал и В. В. Виноградов. Появляется понятие «словосочетание» (как синоним синтаксиса). Это характеризуется как нулевой этап развития синтаксиса.
  • Логический этап (Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч)

«Предложение – это законченная мысль, а, следовательно, всякая законченная мысль - предложение». Но это не совсем так. Ведь существуют различные предложения, которые не имеют законченности мысли.

1) констатация факта

2) различные чувства и эмоции

  • Психологический этап(Д.Н. Овсяннико-Куликовский)

1902 г. – «Грамматика»

«Предложение – особый психологический акт, который сопрягает несколько разных понятий». Это совсем другая наука. У Шахматова психологическим выступают подлежащее и сказуемое.

  • Формальный этап

Формальная школа развивала идей предложения.

«Предложение как языковая особая конструкция».

1954 г. – В. В. Виноградов – ст. «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».

«Предикативность определяет специфику предложения и осуществляет общение» - отмечал В. В. Виноградов.

Предикативность – главнейшее свойство предложения, заключающееся в соотнесении содержания предложения с моментом речи.

- лицо (1 л. – говорящий; 2 л. – слушающий; 3 л. – все остальные)

- время;

- модальность.

Все эти три категории составляют грамматику глагола.

+ пространство (с т.з. грамматики – нулевое)

Ученые – лингвисты Шарль Балли и Эмиль Бенвенист также развивали эту идею.

Шарль Балли считал, что в предложении и тексте есть информационная и субъективная сторона, идущая от говорящего. Эмиль Бенвенист ввел понятие «субъективность».

Субъективность – коммуникативность – предикативность (характерная черта, основа - антропоцентричность).

Этим является предложение и отличается от других языковых единиц.

Синтаксис – наука, занимающаяся изучением устройств коммуникативных единиц (высказывание/предложение).

Предложение – единственная высшая языковая единица, которую люди используют при общении.

Предложение самостоятельно, имеет свои правила и законы.

Основное свойство предложения– атомарность, наличие определенного смысла, связанность.

Устройство в предложении не атомарно.

В 1964 году ученый Франтишек Данеш написал научную статью «О трехуровневом подходе к языку», где рассматривал трехуровневый принцип устройства предложения.

Ø Семантический (содержательный)

Отвечает за семантику и определенный смысл предложения. (что?)

Ø Актуальный (коммуникативный)

Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)

Ø Формальный (конструктивный)

Отвечает за форму предложения. (как? каким образом?)

Эти 3 уровня образуют единое целое в предложении.

Уильям Матезиус использовал семантические привентивы (использование интонационных конструкций)

Куда уехал Карл? – Карл уехал в Прагу

Карл уехал в Прагу? – Карлуехал в Прагу

Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу

Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу

Интонация – важнейшее средство коммуникации в устной речи.

Семантический (содержательный) синтаксис. Основные понятия.

1865 – 1880 – разразилась мощная дискуссия на страницах периодических изданий в области предложения.

1972 г. – Н. Д. Арутюнова написала статью в кн. «Общее языкознание». Отсюда семантический синтаксис берет свою историю. Н. Д. Арутюнова отметила, что «семантический синтаксис имеет право на существование».

В 1870-е годы начался семантический бум, яро обсуждали и изучали семантическую сторону синтаксиса, потом все это прекратилось. Формальный синтаксис оказал огромное давление, и его лингвисты изучали детально и подробно.

Содержательный уровень. Принцип устройства семантики.

Ш. Балли высказал идею о двоичности любого предложения.

Предложение включает информацию (диктум) и субъекта (модус), который произносит данную информацию.

- диктум – объективная часть предложения, собственно, информация.

- модус – субъективная часть информации (я-говорящий, я-думающий).

Лицо, время и модальность – минимальный модус в предложении.

Количество модусных субъектов– 1 (мин.), 2-3 (макс.)

3. Пропозиция – как единица измерения диктума.

Термин «пропозиция» ввела Н. Д. Арутюнова в 1970-е годы.

Пропозиция – «диктум минус модус».

ПР. = Д – М.

Пропозиция – глагол с его распространителями

Пропозиция – имя ситуации, имя некоего положения дел действительности (аналог ситуации).

Каждая пропозиция имеет форму и содержание.

Особенности пропозиции

1) пропозиция, как правило, оформляется через глагольные формы (т.е. предикативно)

2) пропозиция может быть выражена не только предикативно

3) может быть выражена сущ., и другими частями речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, прил. В функции предиката = сказуемого)

Предложение – предикативная единица (ПЕ)

4) Пропозиция – интеллектуальная модель ситуации. Это значит, что не всегда можно ставить знак = между пропозицией и ситуацией.

Петр избил Ивана

Иван был избит Петром

Петя и Ваня подрались

3 пропозиции – 1 ситуация (1 положение дел)

5) пропозиция единица не только диктума, но и модуса. Но оа нужна для анализа диктумной информации.

Функции пропозиции

Ø измерить диктум в количественном отношении предложений текста (можно определить количество информации)

Ø можно понять внутреннюю структуру диктума

Ø можно типологизировать пропозиции, понять языковую картину мира, национальный менталитет

Ø измерительная функция (мин. диктума, 1 пропозиция – монопропозитивное предложение)

Предложение может быть как монопропозитивным, так и полипропозитивным.

Исходя из этого, часто наблюдается ассиметрия между количеством пропозиций и предикативных единиц.

Список пропозитивных форм

- инфинитив (Учиться в СФУ!)

- спрягаемый глагол (Я учусь в СФУ)

- наречие (Студент дома)

- отглагольные существительные (Учеба в СФУ)

- причастие/деепричастие (Обученная СФУ/ Обучаясь в СФУ)

- квалификативы

- служебные слова

- синт. нуль

Структура пропозиции

Ø Собственно пропозитивные смыслы

Есть сама пропозиция, которая имеет форму предиката

Ø Внутрипропозитивные смыслы

Элементы содержания, которые детализируют пропозицию.

Ø Припозитивные смыслы

То, что может находиться рядом, вторгаться время от времени, в предложение.

Припозитивные смыслы имеют несколько характеристик: количественность, фазисность, интенсивность, негация.

1. количественность (квантитативность) – в основном числительное

2. фазисность (стадиальность)

Лекция началась. Лекция продолжается. Лекция окончилась.

3. интенсивность – высокое количество производительности продукта в единицу времени.

4. негация (отрицание) – частицы не, ни

Льюис Теньер отметил, что предложение – «драма в миниатюре».

Это ситуация, в которой есть свои участники, обстоятельства и их характеристика.

- участники (действующие лица)

- обстоятельства (место, время действия)

1) ситуация – пропозиция;

2) участники – актанты

3) обстоятельство – сирконстанты

4) характеристика - квалификативы

Пропозиция может отражать информацию как симметрично, так и ассиметрично (2 направления – количественный и качественный аспект).

Система актантных ролей

Ø Субъектные актантные роли

Агенс – главное действующее лицо.

Посессор – субъект обладающий

Каузатор – субъект, являющийся причиной чего-либо

Экзисциенс – субъект существования

Экспериенсив –субъект состояния

Коагенс – второй участник

Ø Объектные актантные роли

Деливератив – объект мыслей

Перцептив – объект восприятия

Деструктив – результат процесса разрушения

Объектив – объект, существовавший до начала ситуации

Результатив – являющийся результатом какой-либо деятельности

Пациенс – лицо как объект воздействия

Контенсив – объект содержания

Партитив – часть чего-либо

Объект характеристики

Ø Роли-инструменты

Собственный инструмент – то, с помощью чего совершается действие

Средство– то, что расходуется

Роли-адресаты

Адресат – тот, кому направлена информация

Бенефициент – лицо, в пользу или во вред которому совершается какое-либо некое действие

Сирконстанты – элементы, которые составляют внутреннюю структуру пропозиции.

Ø Темпоратив (обстоятельство времени)

Ø Локатив (обстоятельство места)

Квалификативы – признаки, свойства и характеристика.

Контаминация модуса и диктума

- Модус на территории диктума

- Диктум на территории модуса

Типология пропозиций

Выделяют событийные и логические пропозиции.

Событийные Логические
Описание некоего положения дел (процессов, событий, явлений, фактов) – революция, кризис, возрождение. Связь между событиями - результаты умственных операций
1. Отношение к модусу
-вводятся модусом наблюдения (я вижу, слышу, чувствую) -вводятся модусом умственных операций (я догадываюсь, понимаю, считаю, думаю)
2. Структура пропозиций
Актанты Сирконстанты Квалификативы Только 1 тип актанта – объекты умственных операций и факультативно в их состав включаются абстрагированные имена и элементы.
3. Способы выражения
Слова пропозитивной семантики (знаментальные части речи - сущ., прил., глагол) Служебные части речи – предлоги и союзы

Типология логических пропозиций

Логические пропозиции принято подразделять на пропозиции характеризации, идентификации, деиндентификации и релятивные.

Пропозиции характеризации Пропозиции идентификации
Приписывание предмету дополнительных качеств - анкетная характеризация - таксономическая характеризация (указание на принадлежность предмету признака, свойства) - качественная характеризация (близка к оценке) Наложение полного уподобления
Пропозиция деиндентификации Релятивные пропозиции
Неуподобление Пропозиции связываемые, устанавливаемые отношения между 2 и более объектами.

Наши рекомендации