Типология логических пропозиций
КУРС ЛЕКЦИЙ
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
доктор фил. н.,
доц. Осетрова Е. В.
СОСТАВИЛ:
Вальянов Н. А.
Красноярск, 2012
- Синтаксис. Введение в курс синтаксиса.
Предложение – синтаксическая единица, объект синтаксиса для коммуникации (для ситуации речи). Предложение – высказывание в ситуации речи.
Специфика предложения:
- «Грамматика»М. В. Ломоносова (1755). Самого слова «синтаксис» еще не было. В книге в основном анализ морфологии
- «Грамматика»А. А. Барсова. Здесь впервые появляется слово «синтаксис». Книга опубликована только в 20 веке. Над ней работал и В. В. Виноградов. Появляется понятие «словосочетание» (как синоним синтаксиса). Это характеризуется как нулевой этап развития синтаксиса.
- Логический этап (Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч)
«Предложение – это законченная мысль, а, следовательно, всякая законченная мысль - предложение». Но это не совсем так. Ведь существуют различные предложения, которые не имеют законченности мысли.
1) констатация факта
2) различные чувства и эмоции
- Психологический этап(Д.Н. Овсяннико-Куликовский)
1902 г. – «Грамматика»
«Предложение – особый психологический акт, который сопрягает несколько разных понятий». Это совсем другая наука. У Шахматова психологическим выступают подлежащее и сказуемое.
- Формальный этап
Формальная школа развивала идей предложения.
«Предложение как языковая особая конструкция».
1954 г. – В. В. Виноградов – ст. «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».
«Предикативность определяет специфику предложения и осуществляет общение» - отмечал В. В. Виноградов.
Предикативность – главнейшее свойство предложения, заключающееся в соотнесении содержания предложения с моментом речи.
- лицо (1 л. – говорящий; 2 л. – слушающий; 3 л. – все остальные)
- время;
- модальность.
Все эти три категории составляют грамматику глагола.
+ пространство (с т.з. грамматики – нулевое)
Ученые – лингвисты Шарль Балли и Эмиль Бенвенист также развивали эту идею.
Шарль Балли считал, что в предложении и тексте есть информационная и субъективная сторона, идущая от говорящего. Эмиль Бенвенист ввел понятие «субъективность».
Субъективность – коммуникативность – предикативность (характерная черта, основа - антропоцентричность).
Этим является предложение и отличается от других языковых единиц.
Синтаксис – наука, занимающаяся изучением устройств коммуникативных единиц (высказывание/предложение).
Предложение – единственная высшая языковая единица, которую люди используют при общении.
Предложение самостоятельно, имеет свои правила и законы.
Основное свойство предложения– атомарность, наличие определенного смысла, связанность.
Устройство в предложении не атомарно.
В 1964 году ученый Франтишек Данеш написал научную статью «О трехуровневом подходе к языку», где рассматривал трехуровневый принцип устройства предложения.
Ø Семантический (содержательный)
Отвечает за семантику и определенный смысл предложения. (что?)
Ø Актуальный (коммуникативный)
Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)
Ø Формальный (конструктивный)
Отвечает за форму предложения. (как? каким образом?)
Эти 3 уровня образуют единое целое в предложении.
Уильям Матезиус использовал семантические привентивы (использование интонационных конструкций)
Куда уехал Карл? – Карл уехал в Прагу
Карл уехал в Прагу? – Карлуехал в Прагу
Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу
Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу
Интонация – важнейшее средство коммуникации в устной речи.
Семантический (содержательный) синтаксис. Основные понятия.
1865 – 1880 – разразилась мощная дискуссия на страницах периодических изданий в области предложения.
1972 г. – Н. Д. Арутюнова написала статью в кн. «Общее языкознание». Отсюда семантический синтаксис берет свою историю. Н. Д. Арутюнова отметила, что «семантический синтаксис имеет право на существование».
В 1870-е годы начался семантический бум, яро обсуждали и изучали семантическую сторону синтаксиса, потом все это прекратилось. Формальный синтаксис оказал огромное давление, и его лингвисты изучали детально и подробно.
Содержательный уровень. Принцип устройства семантики.
Ш. Балли высказал идею о двоичности любого предложения.
Предложение включает информацию (диктум) и субъекта (модус), который произносит данную информацию.
- диктум – объективная часть предложения, собственно, информация.
- модус – субъективная часть информации (я-говорящий, я-думающий).
Лицо, время и модальность – минимальный модус в предложении.
Количество модусных субъектов– 1 (мин.), 2-3 (макс.)
3. Пропозиция – как единица измерения диктума.
Термин «пропозиция» ввела Н. Д. Арутюнова в 1970-е годы.
Пропозиция – «диктум минус модус».
ПР. = Д – М.
Пропозиция – глагол с его распространителями
Пропозиция – имя ситуации, имя некоего положения дел действительности (аналог ситуации).
Каждая пропозиция имеет форму и содержание.
Особенности пропозиции
1) пропозиция, как правило, оформляется через глагольные формы (т.е. предикативно)
2) пропозиция может быть выражена не только предикативно
3) может быть выражена сущ., и другими частями речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, прил. В функции предиката = сказуемого)
Предложение – предикативная единица (ПЕ)
4) Пропозиция – интеллектуальная модель ситуации. Это значит, что не всегда можно ставить знак = между пропозицией и ситуацией.
Петр избил Ивана
Иван был избит Петром
Петя и Ваня подрались
3 пропозиции – 1 ситуация (1 положение дел)
5) пропозиция единица не только диктума, но и модуса. Но оа нужна для анализа диктумной информации.
Функции пропозиции
Ø измерить диктум в количественном отношении предложений текста (можно определить количество информации)
Ø можно понять внутреннюю структуру диктума
Ø можно типологизировать пропозиции, понять языковую картину мира, национальный менталитет
Ø измерительная функция (мин. диктума, 1 пропозиция – монопропозитивное предложение)
Предложение может быть как монопропозитивным, так и полипропозитивным.
Исходя из этого, часто наблюдается ассиметрия между количеством пропозиций и предикативных единиц.
Список пропозитивных форм
- инфинитив (Учиться в СФУ!)
- спрягаемый глагол (Я учусь в СФУ)
- наречие (Студент дома)
- отглагольные существительные (Учеба в СФУ)
- причастие/деепричастие (Обученная СФУ/ Обучаясь в СФУ)
- квалификативы
- служебные слова
- синт. нуль
Структура пропозиции
Ø Собственно пропозитивные смыслы
Есть сама пропозиция, которая имеет форму предиката
Ø Внутрипропозитивные смыслы
Элементы содержания, которые детализируют пропозицию.
Ø Припозитивные смыслы
То, что может находиться рядом, вторгаться время от времени, в предложение.
Припозитивные смыслы имеют несколько характеристик: количественность, фазисность, интенсивность, негация.
1. количественность (квантитативность) – в основном числительное
2. фазисность (стадиальность)
Лекция началась. Лекция продолжается. Лекция окончилась.
3. интенсивность – высокое количество производительности продукта в единицу времени.
4. негация (отрицание) – частицы не, ни
Льюис Теньер отметил, что предложение – «драма в миниатюре».
Это ситуация, в которой есть свои участники, обстоятельства и их характеристика.
- участники (действующие лица)
- обстоятельства (место, время действия)
1) ситуация – пропозиция;
2) участники – актанты
3) обстоятельство – сирконстанты
4) характеристика - квалификативы
Пропозиция может отражать информацию как симметрично, так и ассиметрично (2 направления – количественный и качественный аспект).
Система актантных ролей
Ø Субъектные актантные роли
Агенс – главное действующее лицо.
Посессор – субъект обладающий
Каузатор – субъект, являющийся причиной чего-либо
Экзисциенс – субъект существования
Экспериенсив –субъект состояния
Коагенс – второй участник
Ø Объектные актантные роли
Деливератив – объект мыслей
Перцептив – объект восприятия
Деструктив – результат процесса разрушения
Объектив – объект, существовавший до начала ситуации
Результатив – являющийся результатом какой-либо деятельности
Пациенс – лицо как объект воздействия
Контенсив – объект содержания
Партитив – часть чего-либо
Объект характеристики
Ø Роли-инструменты
Собственный инструмент – то, с помощью чего совершается действие
Средство– то, что расходуется
Роли-адресаты
Адресат – тот, кому направлена информация
Бенефициент – лицо, в пользу или во вред которому совершается какое-либо некое действие
Сирконстанты – элементы, которые составляют внутреннюю структуру пропозиции.
Ø Темпоратив (обстоятельство времени)
Ø Локатив (обстоятельство места)
Квалификативы – признаки, свойства и характеристика.
Контаминация модуса и диктума
- Модус на территории диктума
- Диктум на территории модуса
Типология пропозиций
Выделяют событийные и логические пропозиции.
Событийные | Логические |
Описание некоего положения дел (процессов, событий, явлений, фактов) – революция, кризис, возрождение. | Связь между событиями - результаты умственных операций |
1. Отношение к модусу | |
-вводятся модусом наблюдения (я вижу, слышу, чувствую) | -вводятся модусом умственных операций (я догадываюсь, понимаю, считаю, думаю) |
2. Структура пропозиций | |
Актанты Сирконстанты Квалификативы | Только 1 тип актанта – объекты умственных операций и факультативно в их состав включаются абстрагированные имена и элементы. |
3. Способы выражения | |
Слова пропозитивной семантики (знаментальные части речи - сущ., прил., глагол) | Служебные части речи – предлоги и союзы |
Модус
Модус принято делить на 4 большие категории:
1) метакатегории
2) актуализационные категории
3) квалификативные категории
4) социальные категории
Метакатегории (метасмыслы) фиксируют отношение говорящего к высказыванию (к какому-либо текстовому содержанию).
1) речевой жанр (условие, утверждение, угроза)
к любому тексту можно выстроить жанровую классификацию. Жанры – цель высказывания.
М. М. Бахтин «Проблема речевых жанров»
Речевой жанр определяется по цели высказывания.
Выделяют 4 типа речевых жанров:
Ø информативные (оповещение, рассказ, повесть);
Ø императивные (просьба, требование, приказ, призыв, мольба);
Ø оценочные (похвала, комплимент, выговор, хула)
Ø этикетные (поздравление, соболезнование, прощание)
2) смыслы говорения и называния
3) метасмыслы (метатекстовый показатель)
- слова, выражения, целые предложения, которые помогают четко организовать текст с т.з. логики. (итак, в общем, в целом, можно сказать, во0первых, во-вторых, и т.д.)
Актуализационные категориификсируют отношение говорящего к информации сквозь призму момента общения (понятие «предикативность»).
Автор – главный участник модусной ситуации.
Время семантическое ≠ время грамматическое (не всегда) .
Месяц назад иду, я значит, и вижу, как собаки волком воют.
Квалификативные категориификсируют отношение говорящего к информации в действительности
Автор квалифицирует речевую ситуацию.
3 типа:
- авторизация (источник информации)
Типы авторизации Способы воплощения | «я», автор текста | «эксперт» | «народ» |
Конкретный / единичный | Я | ДРУГОЕ | |
Я, мне кажется, с моей точки зрения, на мой взгляд, и т.д. | ФИО эксперта, его должность. | ||
Неопределенный | По мнению экспертов, компетентный источник в лице ученых утверждает, один знакомый человек утверждает | В народе говорят, что… по слухам многих…, считатется, что, | |
Групповой/корпоративный | Мы + все формы косв.п. (с нами, с нащей точки зрения, нам кажется, что…) | По сообщениям РИА-Новости, инженеры утверждают, бухгалтеры думают, что… | Красноярцы, россияне, горожане считают, что |
- персуазивность (уверенность/неуверенность автора в достоверности информации, которую он излагает)
- оценочность (оценка событий/речевой ситуации)
Бывает диктумная и модусная.
Социальные категориификсируютотношение говорящего к слушающему и к самому себе.
Здесь важно обращение, система личного имени.
Категоричность – степень интенсивности, с которой описывается тот или иной смысл говорения или описывалась ситуация речевого общения.
Актуальный синтаксис. Основные понятия. Тема и рема.
Актуальный (коммуникативный) синтаксис
Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)
Позволяет нам соотнести информацию с моментом речи, сориентировать, выделить главную информацию.
Актуальный синтаксис – более точное понятие. Нацелен на коммуникацию. Обеспечивает ситуацию общения.
Это относительно новая часть лингвистики, которая появилась в 1930-егоды.
Чешский лингвист У. Матезиус обратил внимание на вопрос (для определения актуальной информации – обстоятельства общения и цель говорящего. Он выделил 2 основные единицы коммуникативного синтаксиса – тему и рему. Однако в свое время он придумал другие названия этим единицам (основа – ядро; прошлое – будущее; пережитое-искомое; старое-новое). Отсюда и появились два термина, обозначающие старое и новое.
Тема – старая часть информации.
Рема – новая часть информации.
Эти два термина придумал Карл Боост.
В области коммуникативного синтаксиса стоит выделить таких лингвистов, как Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба. Они занимались изучением различных аспектов в области актуального синтаксиса.
Типология рем
ü принципиально новая рема
R новое определяется всеми безошибочно. Это принципиально новая часть информации.
Куда уехал Карл? Карл уехал в Прагу.
ü авторская рема
эта рема соответствует авторской и выделяется за вычетом менее важного из высказывания. В основном в монологах.
Лето выдалось на редкость жаркое
ü рема контраста
создает «теневые» высказывания.
Я был удивлен. [Промолчали все студенты]. И Павел промолчал.
(Восстановлена пресупозиция)
Одолжите мне Ваш конспект (а никакой другой).
Она все-таки сдала зарубежную литературу.
Средства выделения рем
ü порядок слов
ü интонация
Важнейшее средство коммуникативного членения, выделения ремы (фразовое ударение, акцентное выделение, пауза, артикуляция)
ü частицы
- ставятся перед R ядром
- отделяет Т от R
ü парцелляция(обслуживает и работает на рему)
Текстообразующая роль ремы
ü Предметная рема
В комнате стояли шкафы с книгами.
На полке находились цветы.
ü Акциональная рема
Пришел! Увидел! Победил!
В центре информация действия или движения.
ü Статальная рема
Более объективная.
На улице ни души. У нее болит голова. В аудитории душно и не комфортно.
ü Качественная
Более субъективная.
Она сделала хорошую лабораторную. У меня сын выше твоего.
ü Персональная (персонажная)
В университете я встретила Никиту. На отдыхе мы познакомились с Анной.
ü Импрессивная
Явная импрессия, субъективная оценка.
Лабораторная у этого студента отвратительная.
ü Рема места
Завтра я поеду в Москву. Я направляюсь в командировку в Астрахань.
ПП, СПП, ССП, БСП
по количеству основ в П.
- подл + сказ.
- подл + ОЧП
- сказ + ОЧП
Главную и зависимую часть разделяют союзы, запятые
Союзы
- временные (тогда - когда)
- уступки (хотя, несмотря на)
- условия (если, то.., )
- причины (из-за, так как, потому что)
- следствия
- и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица логических пропозиций
Тип пропозиции Сферы жизни | Пропозиция существования | Пропозиция состояния | Пропозиция движения | Пропозиция действия | Пропозиция восприятия |
физическая | Здесь есть студенты. | Он голоден. | Студент идет в институт. | Он сделал табурет. | Она проглотила таблетку. |
психическая | Бывают обиды, которые не забываются. | Она печальна и грустна. | Грусть и тоска вползли в мою душу. | Они играли мне на нервах. | Мама чувствовала, что происходит что-то не то. |
интеллектуальная | Есть три версии произошедшего. | Мной овладело недоумение. | Мне пришла в голову мысль. | Они придумали новое транспортное средство. | Егор воспринял эту новость радостно. |
социальная | У каждого есть свой предел риска. | Он женат. | Этот студент вышел в люди. | Учительница сделала школьникам замечание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КУРС ЛЕКЦИЙ
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
доктор фил. н.,
доц. Осетрова Е. В.
СОСТАВИЛ:
Вальянов Н. А.
Красноярск, 2012
- Синтаксис. Введение в курс синтаксиса.
Предложение – синтаксическая единица, объект синтаксиса для коммуникации (для ситуации речи). Предложение – высказывание в ситуации речи.
Специфика предложения:
- «Грамматика»М. В. Ломоносова (1755). Самого слова «синтаксис» еще не было. В книге в основном анализ морфологии
- «Грамматика»А. А. Барсова. Здесь впервые появляется слово «синтаксис». Книга опубликована только в 20 веке. Над ней работал и В. В. Виноградов. Появляется понятие «словосочетание» (как синоним синтаксиса). Это характеризуется как нулевой этап развития синтаксиса.
- Логический этап (Ф. И. Буслаев, Н. И. Греч)
«Предложение – это законченная мысль, а, следовательно, всякая законченная мысль - предложение». Но это не совсем так. Ведь существуют различные предложения, которые не имеют законченности мысли.
1) констатация факта
2) различные чувства и эмоции
- Психологический этап(Д.Н. Овсяннико-Куликовский)
1902 г. – «Грамматика»
«Предложение – особый психологический акт, который сопрягает несколько разных понятий». Это совсем другая наука. У Шахматова психологическим выступают подлежащее и сказуемое.
- Формальный этап
Формальная школа развивала идей предложения.
«Предложение как языковая особая конструкция».
1954 г. – В. В. Виноградов – ст. «Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения».
«Предикативность определяет специфику предложения и осуществляет общение» - отмечал В. В. Виноградов.
Предикативность – главнейшее свойство предложения, заключающееся в соотнесении содержания предложения с моментом речи.
- лицо (1 л. – говорящий; 2 л. – слушающий; 3 л. – все остальные)
- время;
- модальность.
Все эти три категории составляют грамматику глагола.
+ пространство (с т.з. грамматики – нулевое)
Ученые – лингвисты Шарль Балли и Эмиль Бенвенист также развивали эту идею.
Шарль Балли считал, что в предложении и тексте есть информационная и субъективная сторона, идущая от говорящего. Эмиль Бенвенист ввел понятие «субъективность».
Субъективность – коммуникативность – предикативность (характерная черта, основа - антропоцентричность).
Этим является предложение и отличается от других языковых единиц.
Синтаксис – наука, занимающаяся изучением устройств коммуникативных единиц (высказывание/предложение).
Предложение – единственная высшая языковая единица, которую люди используют при общении.
Предложение самостоятельно, имеет свои правила и законы.
Основное свойство предложения– атомарность, наличие определенного смысла, связанность.
Устройство в предложении не атомарно.
В 1964 году ученый Франтишек Данеш написал научную статью «О трехуровневом подходе к языку», где рассматривал трехуровневый принцип устройства предложения.
Ø Семантический (содержательный)
Отвечает за семантику и определенный смысл предложения. (что?)
Ø Актуальный (коммуникативный)
Выводит предложение в ситуацию речи (для чего? с какой целью)
Ø Формальный (конструктивный)
Отвечает за форму предложения. (как? каким образом?)
Эти 3 уровня образуют единое целое в предложении.
Уильям Матезиус использовал семантические привентивы (использование интонационных конструкций)
Куда уехал Карл? – Карл уехал в Прагу
Карл уехал в Прагу? – Карлуехал в Прагу
Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу
Карлуехал в Прагу? –Карлуехал в Прагу
Интонация – важнейшее средство коммуникации в устной речи.
Семантический (содержательный) синтаксис. Основные понятия.
1865 – 1880 – разразилась мощная дискуссия на страницах периодических изданий в области предложения.
1972 г. – Н. Д. Арутюнова написала статью в кн. «Общее языкознание». Отсюда семантический синтаксис берет свою историю. Н. Д. Арутюнова отметила, что «семантический синтаксис имеет право на существование».
В 1870-е годы начался семантический бум, яро обсуждали и изучали семантическую сторону синтаксиса, потом все это прекратилось. Формальный синтаксис оказал огромное давление, и его лингвисты изучали детально и подробно.
Содержательный уровень. Принцип устройства семантики.
Ш. Балли высказал идею о двоичности любого предложения.
Предложение включает информацию (диктум) и субъекта (модус), который произносит данную информацию.
- диктум – объективная часть предложения, собственно, информация.
- модус – субъективная часть информации (я-говорящий, я-думающий).
Лицо, время и модальность – минимальный модус в предложении.
Количество модусных субъектов– 1 (мин.), 2-3 (макс.)
3. Пропозиция – как единица измерения диктума.
Термин «пропозиция» ввела Н. Д. Арутюнова в 1970-е годы.
Пропозиция – «диктум минус модус».
ПР. = Д – М.
Пропозиция – глагол с его распространителями
Пропозиция – имя ситуации, имя некоего положения дел действительности (аналог ситуации).
Каждая пропозиция имеет форму и содержание.
Особенности пропозиции
1) пропозиция, как правило, оформляется через глагольные формы (т.е. предикативно)
2) пропозиция может быть выражена не только предикативно
3) может быть выражена сущ., и другими частями речи (глагол, причастие, деепричастие, наречие, прил. В функции предиката = сказуемого)
Предложение – предикативная единица (ПЕ)
4) Пропозиция – интеллектуальная модель ситуации. Это значит, что не всегда можно ставить знак = между пропозицией и ситуацией.
Петр избил Ивана
Иван был избит Петром
Петя и Ваня подрались
3 пропозиции – 1 ситуация (1 положение дел)
5) пропозиция единица не только диктума, но и модуса. Но оа нужна для анализа диктумной информации.
Функции пропозиции
Ø измерить диктум в количественном отношении предложений текста (можно определить количество информации)
Ø можно понять внутреннюю структуру диктума
Ø можно типологизировать пропозиции, понять языковую картину мира, национальный менталитет
Ø измерительная функция (мин. диктума, 1 пропозиция – монопропозитивное предложение)
Предложение может быть как монопропозитивным, так и полипропозитивным.
Исходя из этого, часто наблюдается ассиметрия между количеством пропозиций и предикативных единиц.
Список пропозитивных форм
- инфинитив (Учиться в СФУ!)
- спрягаемый глагол (Я учусь в СФУ)
- наречие (Студент дома)
- отглагольные существительные (Учеба в СФУ)
- причастие/деепричастие (Обученная СФУ/ Обучаясь в СФУ)
- квалификативы
- служебные слова
- синт. нуль
Структура пропозиции
Ø Собственно пропозитивные смыслы
Есть сама пропозиция, которая имеет форму предиката
Ø Внутрипропозитивные смыслы
Элементы содержания, которые детализируют пропозицию.
Ø Припозитивные смыслы
То, что может находиться рядом, вторгаться время от времени, в предложение.
Припозитивные смыслы имеют несколько характеристик: количественность, фазисность, интенсивность, негация.
1. количественность (квантитативность) – в основном числительное
2. фазисность (стадиальность)
Лекция началась. Лекция продолжается. Лекция окончилась.
3. интенсивность – высокое количество производительности продукта в единицу времени.
4. негация (отрицание) – частицы не, ни
Льюис Теньер отметил, что предложение – «драма в миниатюре».
Это ситуация, в которой есть свои участники, обстоятельства и их характеристика.
- участники (действующие лица)
- обстоятельства (место, время действия)
1) ситуация – пропозиция;
2) участники – актанты
3) обстоятельство – сирконстанты
4) характеристика - квалификативы
Пропозиция может отражать информацию как симметрично, так и ассиметрично (2 направления – количественный и качественный аспект).
Система актантных ролей
Ø Субъектные актантные роли
Агенс – главное действующее лицо.
Посессор – субъект обладающий
Каузатор – субъект, являющийся причиной чего-либо
Экзисциенс – субъект существования
Экспериенсив –субъект состояния
Коагенс – второй участник
Ø Объектные актантные роли
Деливератив – объект мыслей
Перцептив – объект восприятия
Деструктив – результат процесса разрушения
Объектив – объект, существовавший до начала ситуации
Результатив – являющийся результатом какой-либо деятельности
Пациенс – лицо как объект воздействия
Контенсив – объект содержания
Партитив – часть чего-либо
Объект характеристики
Ø Роли-инструменты
Собственный инструмент – то, с помощью чего совершается действие
Средство– то, что расходуется
Роли-адресаты
Адресат – тот, кому направлена информация
Бенефициент – лицо, в пользу или во вред которому совершается какое-либо некое действие
Сирконстанты – элементы, которые составляют внутреннюю структуру пропозиции.
Ø Темпоратив (обстоятельство времени)
Ø Локатив (обстоятельство места)
Квалификативы – признаки, свойства и характеристика.
Контаминация модуса и диктума
- Модус на территории диктума
- Диктум на территории модуса
Типология пропозиций
Выделяют событийные и логические пропозиции.
Событийные | Логические |
Описание некоего положения дел (процессов, событий, явлений, фактов) – революция, кризис, возрождение. | Связь между событиями - результаты умственных операций |
1. Отношение к модусу | |
-вводятся модусом наблюдения (я вижу, слышу, чувствую) | -вводятся модусом умственных операций (я догадываюсь, понимаю, считаю, думаю) |
2. Структура пропозиций | |
Актанты Сирконстанты Квалификативы | Только 1 тип актанта – объекты умственных операций и факультативно в их состав включаются абстрагированные имена и элементы. |
3. Способы выражения | |
Слова пропозитивной семантики (знаментальные части речи - сущ., прил., глагол) | Служебные части речи – предлоги и союзы |
Типология логических пропозиций
Логические пропозиции принято подразделять на пропозиции характеризации, идентификации, деиндентификации и релятивные.
Пропозиции характеризации | Пропозиции идентификации |
Приписывание предмету дополнительных качеств - анкетная характеризация - таксономическая характеризация (указание на принадлежность предмету признака, свойства) - качественная характеризация (близка к оценке) | Наложение полного уподобления |
Пропозиция деиндентификации | Релятивные пропозиции |
Неуподобление | Пропозиции связываемые, устанавливаемые отношения между 2 и более объектами. |