Схема морфологического разбора деепричастия
1. Доказать принадлежность слова к знаменательной части речи.
2. Доказать, что данное слово – глагольная форма.
3. Доказать, что это особая гибридная форма глагола, указав, кроме глагольных, признаки наречия.
4. Указать начальную форму и объяснить, как образовано деепричастие.
5. Охарактеризовать ГК вида и залога, указать, какие временные отношения передаёт данное деепричастие.
Образец морфологического разбора деепричастия
Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).
Снявши – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет самостоятельную номинативную функцию, может выступать в качестве самостоятельного члена предложения, проявляет некоторые грамматические категории, имеет морфемный состав.
2. Это глагольная форма, т.к. обозначает добавочное действие, имеет специфические для глагола морфологические категории вида и залога, передаёт значение относительного времени; выступает в предложении как второстепенное сказуемое (деепричастный оборот легко трансформируется в предикативную часть).
3. Это особая глагольная форма – деепричастие, поскольку помимо глагольных признаков имеет свойства наречия: не изменяется и выполняет функцию обособленного обстоятельства времени и условия.
4. Начальная форма – снять. Деепричастие образовано от основы инфинитива при помощи суффикса -вши (прост.).
5. Деепричастие СВ, т.к. в содержании глагольной формы есть указание на внутренний предел действия (как результат). Видовая пара: снять - снимать (чередование в корне, суффиксация; сняв – снимая). Деепричастие участвует в выражении действительного залога: оно образовано от переходного глагола (указывает на то, что действие направлено на прямой объект, и управляет формой существительного в вин. п. без предлога); обозначает активное действие обобщённого субъекта (он не назван), прямо переходящего на объект (голову). Само деепричастие не имеет времени, но с его помощью выражается относительное время: деепричастие называет действие, предшествующее по времени действию, обозначенному глаголом-сказуемым. Но так как деепричастный оборот входит в пословицу, относится к обобщённому субъекту, то всё высказывание характеризуется отнесённостью к вневременным отношениям.
Литература
Основная
1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. 2.
2. Русская грамматика. М., 1980. Т.1. §§ 1589 – 1593.
3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.
4. Милославский И.Г. Морфологические категории русского языка. М., 1981. Гл. 6.
5. Русский язык: Учебник для 7 класса средней школы. М., 1992.
Дополнительная
1. Вавилова В.А. Литературно-стилистические нормы образования и употребления деепричастий в современном русском языке // Русский язык в современном русском языке // Русский язык в школе. 1970. № 6.
2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972, 1980. § 27.
3. Дерибас Л.А. Видо-временные значения деепричастий в современном русском языке // Русский язык в школе. 1954. № 5.
4. Историческая грамматика русского языка: Морфология. Глагол. М., 1984. С. 386 – 390.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Адвериализация. Деепричастие.)
6. Одинцова М.П. О грамматическом значении деепричастия в современном русском языке // Вопросы грамматики русского языка: Функциональный анализ морфологических структур. Иркутск, 1974.
7. Русский язык: Энциклопедия. М., 1978. Адвербиализация.
8. Савина В.М. О соотношении деепричастного и глагольного действия в осложнённых предложениях // Русский язык в школе. 1974. № 5.
9. Семченкова З.П. Выражение временных отношений деепричастными конструкциями в современном русском языке // Слово и словосочетание как компоненты структуры предложения. М., 1978.
10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1976.
11. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1981.
12. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. Л., 1991.
13. Якобсон Р.О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. М., 1972.
Контрольная работа
Каждый вариант включает три задания. Первое формулируется для каждого варианта отдельно. Второе выполняется единообразно: следует подробно охарактеризовать по предложенным ранее образцам грамматические категории одного спрягаемого глагола (на выбор) и выполнить полный морфологический анализ причастия и деепричастия. Третье задание предполагает выявление особенностей морфологии двух подчёркнутых слов.
Вариант 1
1. Укажите отношение следующих глаголов к классу и спряжению: думать, лечь, брить, сохнуть, бить, горевать, согнать.
2. Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдём туда, где ручеёк,
Виясь, бежит зелёным лугом
К реке сквозь липовый лесок,
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поёт; цветёт шиповник…
(А.С. Пушкин)
Вариант 2
1. Укажите особенности спряжения данных глаголов: почтить, есть, застелить, хотеть, бежать, дать, взять.
2. Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чащу,
не помня зла, за благо воздадим.
(А.С. Пушкин)
Вариант 3
1. Образуйте от следующих глаголов деепричастия (объясняя операции образования). Какие из этих глаголов не образуют деепричастий? Почему? Иметь, лить, нахмуриться, стричь, шить, смеркаться, заниматься, петь.
2. Недвижен он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
(А.С. Пушикн)
Вариант 4
1. Определите разряды возвратных глаголов. Особо отметьте глаголы, которые не употребляются без постфикса –ся: забавляться, любоваться, мяться, радоваться, искупаться, ругаться, стремиться, лечиться, строиться.
2. Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак,
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
(А.С. Пушкин)
Синея, блещут небеса…
(А.С. Пушкин)
Вариант 5
1. От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий (с объяснением): стелиться, купить, вести, петь.
2. Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.
(И. Бунин)
Огород будет очищен от сорняков.
Вариант 6
1. Определите способ глагольного действия, укажите его формальный показатель. Подчеркните глаголы, которые могут иметь видовую пару: зацветать, стукнуть, говаривать, от царствовать, поохать, настрадаться, полететь, рассказывать, нажарить, бегать, бежать.
2. На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая,
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит.
(А.С. Пушкин)
Вариант 7
1. Назовите (с примерами) причины адъективации причастий.
2. Поле покрылось солдатами, как зелёной саранчой (Л. Толстой). Лицо степи, неоглядно желтея, то засмеётся, залитое солнцем, то потемнеет бегущею тенью (Серафимович).
Вариант 8
1. Определите отношение к видовой паре (с доказательством, указав способ образования ВП) следующих глаголов: мешать кашу; мешать бумаги; мешать брату; Снег летит в окно; Лепить марку, лепить статую.
2. …И лапу с острыми когтями
Ей протянул; Она скрепясь,
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей.
(А.С. Пушкин)
ЗАНЯТИЕ 11 (обобщающее)