Схема морфологического разбора инфинитива
1. Доказать, что данное слово принадлежит к знаменательной части речи.
2. Доказать, что слово является глаголом.
3. Охарактеризовать отношение данного слова к ГК:
а) вида,
б) залога.
4. Указать синтаксическую позицию инфинитива в данном предложении.
Образец морфологического разбора инфинитива
Я дам совет полезный Нине не доверять болтунам (М. Лермонтов).
Доверяться – 1. Это знаменательная часть речи, т.к. выполняет номинативную функцию, является самостоятельным членом предложения, имеет грамматические категории, морфемно членится.
2. Это глагол, т.к. имеет частеречное значение процессуальности и отвечает на вопрос «что делать?»; проявляет специфические для глагола ГК вида и залога. Это одна из неспрягаемых форм глагола, которая примыкает к другим словам и может выполнять роль любого члена предложения, как и существительное.
3. Глагол относится к НСВ, т.к. в его содержании нет указания на внутренний предел действия, он называет действие нецелостное, поэтому может сочетаться с фазовыми глаголами (продолжает доверяться), может образовывать формы настоящего времени (доверяется, доверяющийся), образует видовую пару «доверяться - довериться» (суффиксация) – глаголы по смыслу отличаются только видовой (грамматической) семантикой.
4. Глагол возвратный, образован от переходного. По теории В.В. Виноградова, имеет общевозвратное значение, проявляет возвратно-средний залог (субъект и объект действия слиты, совмещены), формальным показателем является постфикс –ся. По «Русской грамматике-80», это активный залог, т.к. называет активное действие субъекта; по теории Э.И. Королёва, глагол вне залога, т.к. постфикс –ся считается в данном случае не формообразующим, а словообразующим.
5. В данном предложении инфинитив примыкает к существительному совет и является несогласованным определением (отвечает на смысловой вопрос какой). Выступает в позиции зависимого объектного инфинитива (ср. субъектный инфинитив в предложении: Я не хотел доверяться этому человеку).
Литература
Основная
1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: в 3ч. М., 1987. Ч.2.
2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. §§ 1594 – 1595.
3. Виноградов В.В. русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972. § 1,2, 68.
4. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М., 1990.
5. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы. М., 1992.
Дополнительная
1. Богданов В.В. Семантико-грамматический статус инфинитива: Опыт типологического анализа // Исследования по семантике. Лексическая и грамматическая семантика. Уфа, 1980.
2. Бондаренко И.В. Синтаксические функции русского инфинитива // Вопросы грамматики русского языка. Иркутск, 1981.
3. Демиденко Л.П., Наумович А.Н. Современный русский язык: Глагол. Минск. 1982.
4. Золотова Г.А. О синтаксической природе русского инфинитива // Филологические науки. 1079. № 5.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Инфинитив.
6. Мещанинов И.И. Глагол. Л., 1982.
7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
8. Потебня А.А. Из заметок по русской грамматике. М., 1958. Т. 4.
9. Слово и грамматические закономерности языка: Глагол / Н.Ю. Шведова, В.В. Лопатин. М., 1990.
10. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1976. § 158.
11. Тимофеев К.А. Об основных типах инфинитивных предложений в современном русском языке // Вопросы синтаксиса современного русского языка. М., 1950.
12. Хабургаев Г.А. Очерки исторической морфологии русского языка. М., 1990.
13. Чеснокова Л.Д. Русский язык: Трудные случаи морфологического разбора. Л., 1991.
14. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. (Инфинитив).
ЗАНЯТИЕ 9
ПРИЧАСТИЕ КАК НЕСПРЯГАЕМЫЕ ФОРМА ГЛАГОЛА
Цель: определить статус причастия в современной морфологии, охарактеризовать его гибридную природу, включая признаки глагольности и атрибутивности; познакомиться с образованием действительных и страдательных причастий; выявить условия адъективации причастий (указать, как последнее связано с орфографией).
Содержание
1. Место причастия в системе неспрягаемых форм глагола. Морфологический статус причастия.
2. Признаки глагольного слова у причастия. Особенности проявления грамматических категорий залога и времени.
3. Признаки имени прилагательного у причастия.
4. Образование причастий.
5. Переход причастий в другие части речи.
Знания, умения, навыки: уметь выявлять в тексте причастия, отличая их от однокоренных прилагательных и деепричастий; видеть признаки лексико-грамматической гибридности причастия; характеризовать особенности проявления категорий залога (в соответствии с разными точками зрения) и времени; уметь образовывать причастия от разных глаголов, зная ограничения, связанные с переходностью и с категорией вида; уметь выполнять полный морфологический анализ причастия.
Задания
А. 1. Выделите причастия, установите их отличия от прилагательных, деепричастий, существительных.
Отвиснув, висячий, отвисший, отвислый; певучий, певчий, певший, напевая, певунья; мёрзлый, мороженое, замороженный, мерзнувший, замерзая, мерзляка, мороженный; играючи, игривый, играющий, игручий, игрок, сыгранный; умеющий, сумев, сумевший умелец, умелый; будущий, будучи, бывалый, бывший; лежалый, лежачий, залежавшись, залежавшийся.
2. Найдите действительные и страдательные причастия. В каком отношении к ним находятся возвратные причастия? Определите отношение причастий к ГК вида, залога, времени. Выполните морфологический анализ выделенных слов. Укажите морфологические особенности подчеркнутых слов. 1) Смоленск, ещё грозящий из огня, хвостатых пик сверкающие гряды и Платова летучие отряды, скрывающиеся за гранью дня, - я сними жил (П. Шубин). 2) Все ставни мелом забелены…(А. Пушкин). 3) Звенят под ногами поблекшие листья, высушенные крепкими утренниками (П. Шаповалов).4) Сашу, пробиравшуюся в этой шумной, радостно настроенной, ласково перебранивавшейся толпе, а тоже окликнули (С. Виноградская). 5) Привыкнув к маленьким удачам, сопровождавшим её всю дорогу с Енги, Поля молча покорилась чудесному вмешательству (Л. Леонов). 6) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотому фону размытых в сплошное поле конопушек была мелкая россыпь тёмныхточек, как будто его спрыснули дёгтем сквозь частое сито (Ю. Нагибин).
3. Образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов, указав ограничения в образовании. Заполните таблицу 8.
Щебетать, мыть, лаять, колыхать, задумать, лечить, грохотать, гнать, стлаться, хлопотать, бриться, ринуться, терпеть, прошептать, молоть.
Таблица 8
Начальная форма | Вид | Переходность | Действительные причастия | Страдательные причастия | ||
наст. времени | прош. времени | наст. времени | прош. времени | |||
4. Определите, от какой основы образованы причастия, назовите их суффикс и залоговое значение.
Яхта, плывущая вдали; стол, запёртый на ключ; собирающийся в дорогу путешественник; кем-то обиженный малыш; котлета, запечённая в тесте; улица, ведущая к парку; лошадка, тянувшая бричку; трепещущая по ветру осина; тропинка, зашедшая в тупик; тронутое загаром лицо; купающий мальчик; любовно посаженные цветы; зацветающий сад; обнимающиеся родственники; мелодия, слышанная однажды.
5. Вставьте пропущенные буквы; сформулируйте орфографические правила, которым подчиняется правописание причастий, распределите причастия на группы, соответствующие этим правилам. С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Бочка, выкач…нная на тротуар; кол…щийся шиповник; засе…нные земли; натруж…нные руки; обессил…вший человек; стел…щаяся яблоня; трава, колебл…мая ветром; на издали вид…мых горах; выкач…нная цистерна нефти человек, легко дыш…щий; подстрел…нная утка; стрел…ный воробей; обнаж…нный лес; чуть бреж…щий рассвет.
6. Раскройте скобки, определите синтаксическую роль причастий и отношение их к категории времени.
1) Трава ещё (не) скошена. 2) К дому вела (не) прорытая, а протоптанная дорожка. 3) За тёмной прядью перелесиц, в (не) колебимой синеве, ягнёночек-кудрявый месяц гуляет в голубой траве (С. Есенин). 4) Необычайны (не) иссякаемые лесные и охотничьи наши богатства (Д. Мамин-Сибиряк). 5) Как (не) иссякаемый родник, долговечна память народов (М. Шолохов).
7. Найдите в следующих предложениях адъективированные причастия. Обоснуйте свою точку зрения. Выполните полный морфологический анализ выделенных слов.
1) Любовь к животным… была выдающейся чертой этого странного человека (В. Короленко). 2) Поцеловав его наконец в покрасневшее от наклонённого положения и сияющее нежностью лицо, девочка разняла руки и хотела бежать назад (Л. Толстой). 3) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (А. Пушкин). 4) Вдохновение входитв нас как сияющее утро, только что сбросившеетуманы тихой ночи, забрызганные росой, с зарослями влажной листвы (К. Паустовский). 5) Рот его был приоткрыт, и с отвислых полей шляпы на промокшие плечи капала вода (К. Федин). 6) Её толстые косы были сплетены, увязаны и уложены вокруг головы так туго, что казалось, ей больно (Ю. Казаков). 7) О мой сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! (И. Тургенев) 8) Выражение его лица было сосредоточено и угрюмо (И. Тургенев). 8) Выражение его лица сосредоточено и угрюмо (И. Тургенев). 9) Иван Фёдорович, как воспитанный кавалер, подошёл сначала к старушкиной ручке, а после к ручкам обеих барышень (Н. Гоголь). 10) Любовь к книге была в нём воспитана с детства.
Б. 1. Спишите, заменяя заключённые в скобки глаголы причастиями. Выполните полный морфологический разбор одного из причастий. У остальных определите отношение к категориям вида и залога.
1) (Бледнеть) высь зазвенела песнями. Красиво алеет заря, разливаясь по волнистой, ещё (пениться) шири океана, (рдеть) красками (А. Новиков-Прибой). 2) Потом голос (падать) воды позвал мальчиков вниз (Л. Леонов). 3) Андрий поднял глаза и увидел (стоять) у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, (озарить) утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал (сверкать) силу её ослепительной красоте (Н.Гоголь).
2. Определите тип (действительное или страдательное) каждого причастия, укажите глагол, от которого это причастие образовано. Какие ещё причастия можно образовывать от этого глагола?
Спящий, обиженный, сидевший, отправляемый, слышимый, занимающийся.
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание причастий.
Улыба…щ…еся лицо, при колыш…щ…мся пламени свечи, о низко стел…щ…мся ковыле, одева…щ…еся по моде студентки, с покач…ва…щимися движениями, аккуратно бре…щ…муся юноше, о люб…щ…м взгляде, о кле…щей коробочку дочке, постоянно хмур…щий брови мальчик.
4. Выявите слова с признаковой семантикой, определите их частеречную принадлежность. Найдите причастия, объясните как они образованы, какие глагольные грамматические категории проявляют, какова их текстообразующая роль.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо было усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом (А. Чехов).
5. Укажите морфологические особенности подчёркнутых слов. Выявите переносное употребление временных глагольных форм. Какую роль играют в тексте причастия? Чем можно объяснить их обилие в этом тексте? Определите их отношение к ГК залога и времени.
1240: Князь Александр Ярославич поражает шведов и отнимает тем самым охоту навязать русским католичество. Особую храбрость проявили «6 мужь храбрых»: Гаврило Олексин – дружинник, Сбыслов Укунович, имевший в руках один топор, ловчий князя Яков Полочанин, новгородец Миша, от «молодых» некто Савва, пробившийся в центр шведского лагеря и порубивший шатёр Биргера, шестой – слуга Ратмир, сражавшийся пешим и весь израненный окружившими его шведами, умер на поле битвы. За одержанную победу Александр впоследствии получил название Невского и прославлен Православной церковью (Русский календарь).
6. Найдите в тексте причастия, перешедшие в прилагательные и существительные. Укажите причины и условия адъективации.
Среди множества ремёсел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она всё может. Я утверждаю: она сильнее атомной бомбы – разрушающее и творящее слово, пропитанное кровью сердца, светом ищущего духа, окрылённое великой идеей. Нет подчинения более добровольного и более неодолимого, чем подчинение поэзии. Нет любви более вознаграждаемой, чем любовь к поэзии: любящий поэзию – дважды поэт. Нет доверия более простого и обогащающего, чем доверие к поэзии… она готова отдать тебе всю неисчерпаемость, весь сумрак свой и все дневные звёзды – твои и чужие, горящие и зримые только в её глубинах. Доверяющий поэзии одарён судьбой, как говорили в старину – блажен. Снова и снова повторяю: я счастлива, что с самого раннего детства награждена даром безоговорочного доверия к поэзии (О. Бергольц).
7. Укажите морфологические особенности причастий.
1) От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви (Н. Некрасов). 2) Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями…(А. Пушкин). 3) Но и в книгах кавалеры влюблены, но не в меня… (Н. Гумелёв). 4) Не стал бы я скрываться, Я, напротив, старался быть везде замечен вами (А. Пушкин).
Контрольные вопросы
1. Какие мнения языковедов с частеречной принадлежности причастия вам известны?
2. Как причастие рассматривается в школьном учебном? Соответствует ли название параграфа школьного учебника «Причастие как особая форма глагола» предлагаемой схеме морфологического разбора причастия?
3. В чём заключается гибридность причастия? Как гибридность причастия влияет на его статус в морфологии?
4. *Почему причастие названо именно так?
5. Чем по смыслу отличаются действительные причастия от страдательных? Можно ли в это семантическое противопоставление добавить возвратные причастия?
6. Как выражается залог причастий в соответствии с теорией Э.И. Королёва; В.В. Виноградова?
7. * Как проявляется категория времени у полных действительных и страдательных причастий. Можно ли говорить, полное причастие всегда выражает в предложении относительное время?
8. В чём особенности проявления категории времени у кратких страдательных причастий?
9. От каких грамматических признаков глагола зависит образование причастий и количество их возможных форм?
10. Что вам известно о синтаксических функциях причастий?
11. * В чём особенность употребления Кратного причастия в конструкциях типа «Здесь не убрано»; «Везде натоптано»?
12. Каковы условия адъективации причастий? Какие группы причастий особенно активно переходят в прилагательные?
13. Какую роль в адъективации или в её отсутствии играет лексическое значение исходного глагола (конкретное / отвлечённое, прямое / переносное)?
14. На какие орфограммы следует обратить внимание при изучении темы «Адъективации причастий»?
15. Почему у страдательных причастий не может быть постфикса –ся?
16. Как влияет наличие в причастии постфикса –ся на возможность его адъективации?
17. Почему возможно взаимодействия глагола и прилагательного, ведущее к образованию причастия?
18. Какие упражнения школьного учебника по теме «Причастие» вы считаете наиболее интересными? Почему?