Схема характеристики категории наклонения
1. Указать, формой какого наклонения является анализируемое слово, отметить средства выражения этой формы.
2. Определить, семантику какого наклонения передаёт глагол в данном контексте.
3. Установить, в прямом или переносном употреблении функционирует анализируемая словоформа.
Образец характеристики наклонения
Вы молоды и успеете ещё нафилософствоваться (А. Чехов).
Успеете – глагол совершенного вида в форме будущего простого времени, формальный показатель – личное окончание –ете. Это форма изъявительного наклонения, которое не имеет своих собственных средств выражения, а выражается временными формами. Глагольная словоформа обозначает реальное действие, которое совершится в будущем. Итак, и по значению, и по форме этот глагол относится к изъявительному наклонению (прямое употребление).
О если б без слова сказаться душой было можно! (А. Фет)
Было б – глагол быть находится в одной из форм сослагательного (условного) наклонения: суффикс –л-, формообразующая частица б(бы), условный союз в роли частицы если; семантика этой формы - ‘желательность’, её выразить помогает также значение слова можно. Итак, и по форме (учтены и дополнительные средства контекста), и по смыслу глагольная словоформа проявляет сослагательное наклонение.
Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней (И. Крылов).
Не пожалей – глагол в форме повелительного наклонения: образована форма от основы настоящего-будущего времени при помощи нулевого окончания. Однако эта форма проявляет значение условного наклонения (возможно трансформация: «если бы лиса не пожалела»…). Здесь мы наблюдаем противоречие между формой и грамматическим значением: форма повелительного наклонения используется в значении сослагательного в экспрессивных целях (переносное употребление).
Литература
Основная
1. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1980. (Наклонение).
2. Русская грамматика. М., 1980. Т.1. С. 618 – 626.
3. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. С. 120 – 134.
4. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971. С. 157 – 177.
5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981. С. 325 – 327.
6. Русский язык: Учебник для 6 класса средней школы. М., 1992.
Дополнительная
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
2. Бердник Л.Ф. Предложения со значением желательности // Русская речь. 1988. № 6.
3. Бондаренко В.Н. О содержании категории наклонения в описательных грамматиках // Изв. АН СССР. Сер. литер. и языка. М., 1980. Т. 39. Вып. 6.
4. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В.В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975.
5. Зарецкая Е.И. Формы повелительного наклонения в русском языке // Филол. Науки. 1976. № 3.
6. Косилова М.В. К вопросу о побудительных предложениях // Вестник Московского ун-та. Сер. 7 1962. № 4.
7. Ломов А.М. О способах выражения волеизъявления в русском языке // Русский язык в школе. 1977. № 2.
8. Плоткин В.Я. О форме сослагательного наклонения в современном русском языке // Филол. науки. 1962. № 2.
9. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. СПб., 1990.
10. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1987.
11. Храковский В.С., Володина А.П. Семантика императива: Русский императив. Л., 1986.
12. Цейтлин С.Н. Некоторые типы модальных ситуаций в современном русском языке // Функциональный анализ грамматических аспектов высказывания. Л., 1985.
13. Шведова Н.Ю. О долженствовательном наклонении // Синтаксис и норма. М., 1074.
14. Шведова Н.Ю. Синтаксическое желательное наклонение // Современные проблемы литературоведения и языкознания: К 70-летию со дня рождения М. Б. Храпченко. М., 1974.
15. Шмелёв Д.Н. Внеимперативное употребление форм повелительного наклонения в современном русском языке // Русский язык в школе. 1961. № 3.
16. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.
ЗАНЯТИЕ 6
КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА
Цель занятия:расширить знания о семантическом разнообразии временных глагольных форм глагола в разных типах контекстов; познакомиться с функционально-семантическим полем темпоральности в русском языке.
Содержание
1. Общая характеристика категории времени: объективное и грамматическое время, связь категории времени и категории вида в диахронии и синхронии русского языка.
2. Настоящее время глагола (общее и частные значения, формы выражения, употребление).
3. Будущее время глагола (значение, формы, употребление).
4. Прошедшее время глагола (общее значение, частные значение форм СВ и НСВ, образование форм, употребление). Вопрос об особых формах прошедшего времени.
5. Время абсолютное и относительное.
6. Глагольное время и темпоральность.
Знания, умения, навыки:уметь определять общие и частные значения времён глагола, образовывать временные словоформы и разграничивать прямое и переносное употребление форм времени; знать функции переносного употребления форм времени; уметь различать абсолютное и относительное время, характеризовать отношение глагольной словоформы к категории времени.
Задания
А.1. Какие временные формы можно образовать от данных глаголов и почему? Какие из ЛЗ предопределяют частные значения настоящего и прошедшего времени?
Видеть, расположиться, дать, писать, располнеть, крикнуть, идти, поумнеть.
2. Охарактеризуйте значения и употребление форм настоящего времени.
1) — Светает. Ах, как скоро ночь минула! (А. Грибоедов). 2) Леса украшают землю (А. Чехов. 3) Но если ты теперь Со мной хитришь, - то головою сына Клянусь – тебя постигнет злая казнь! (А. Пушкин). 4) Я давно уже живу не сердцем, а головою (М. Лермонтов). 5) Туман рассеивается. Изумлённый Руслан видит грозную голову великана (либретто). 6) Я, почесть, никогда не сплю, - ответил Аверкий (И. Бунин). 7) Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит (А. Чехов). 8) Итак, я еду учиться в Московский университет (М. Горький).
3. Охарактеризуйте в данных предложениях значения и употребление форм будущего времени.
1) Собачка вдруг начала пить с жадностью, трясясь и захлёбываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг (И. Тургенев). 2) Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой как чёрт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ (М. Шолохов). 3) Решетом воды не наносишь (посл.). 4) Тишина, не шевельнётся ни один лист (А. Чехов). 5) Теперь каждую неделю буду писать тебе (В. Лидин). 6) Я знал, что через минуту увижу его: он будет идти по двору, а потом по переулку и до тех пор, пока не перейдёт на другую сторону мостовой (В. Амлинский). 7) Сейчас хозяин придёт, ужинать будем (В. Панова).
4. Охарактеризуйте значения и употребление форм прошедшего времени в следующих высказываниях.
1) Девочка улыбнулась, прижала к себе куклу и успокоилась (В. Короленко). 2) Насчёт сироток-то говорили ли вы ему, Андрей Осипыч? (Салтыков-Щедрин). 3) Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову (А. Чехов). 4) К хозяйке дама приближалась, За нею важный генерал (А. Пушкин). 5) Левей, левей, и с возом – бух в канаву (И. Крылов). 6) — Тише, молчать, - отвечал учитель… - молчать, или вы пропали (А. Пушкин). 7) Я каждый день приносил его сюда в кармане (К. Симонов). 8) И голос твой мне слышался впотьмах, исполненный мелодии и ласки, которым ты мне сказывала сказки (Н. Некрасов).
5. Разграничьте абсолютное и относительное значения форм времени. Укажите случаи, когда глаголы, имеющие абсолютное время, характеризуются дополнительной временной ориентацией. В каких синтаксических конструкциях наиболее часто употребляется относительное время?
1) Идёт, кажется. Ты слышишь, как платье шумит? (А. Толстой) 2) Татьяна Ивановна уронила иглу, Дядя вскочил, поднял иглу и с поклоном подал её Татьяне Ивановне (А. Чехов). 3) Всё же они думали, что Кутузов доживёт до рассвета (Н. Никитин). 4) Я всё время видел и понимал, что около меня делали (К. Аксаков). 5) Завтра, завтра солнце встанет, побегут в ручьях снега, и весна с улыбкой взглянет на бессильного врага! (В. Брюсов). 6) Евдоким слушал, как Евдокия ходит в кухне (В. Панова). 7) Митя думает, что я до вечера ушёл в степь (А.Н. Толстой). 8) Пока ели, шёл общий разговор (А. Чехов).
6. Определите спряжение, класс глаголов, их отношение к категориям вида, наклонения, времени. Укажите, в чём заключается морфологическая специфика подчёркнутых слов.
1) Наполеон думал, что русские будут наступать (Л. Толстой). 2) Добро бы охотились, а то ведь ездите только затем, чтобы спорить (А. Чехов). 3) Заходили бы в орешник: орехи, ягоды поспели… 4) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь (И. Крылов). 5) С утра жара. Но отведи кусты, и грузный полдень разом С размаху хряснет позади (Б. Пастернак). 6) Кто-нибудь в гулевое время выйдет, бывало, на крылечко казармы, сядет, задумается, подопрёт щеку рукой и затянет песню (Ф. Достоевский).
Б. 1. Объясните особенности образования форм прошедшего времени от глаголов типа высохнуть, лечь, стереть. При образовании каких форм времени используются нулевые аффиксы? Найдите формы, в которых встречается два нулевых аффикса. Какие это аффиксы?
2. Охарактеризуйте категории наклонения и времени глагольных словоформ.
1) Бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев (А. Пушкин). 2) Не дашь ты револьвера, так другой даст, а уж мне не быть в живых (А. Чехов). 3) — Ну, если бы мне было лет сорок или хотя тридцать. А то ей тринадцать, мне восемнадцать, и поэтому она меня не слушается (А. Гайдар).
3. Определите семантические разновидности глагольных форм прошедшего времени.
1) Давно наступили весенние сумерки, тёмные от дождевых туч (И. Бунин). 2) По лицу молодого человека выступила краска; веки шевельнулись, ноздри вздрогнули (И. Тургенев). 3) …Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед (А. Пушкин). 4) Я оробел и ждал графа с каким-то трепетом, как проситель из провинции ждёт выхода министра (А. Пушкин). 5) И грянул бой, Полтавский бой…(А. Пушкин). 6) …Гусей крикливых караван тянулся к югу, Приближалась довольно скучная пора (А. Пушкин). 7) Дуняша, болтая косичками, пронеслась по базу (М. Шолохов).
4. Составьте предложения с формами настоящего и формами прошедшего времени (с разными частными значениями).
5. Опишите своё возвращение домой, используя глаголы движения в причастных и деепричастных оборотах, а также придаточные времени, и объясните проявление относительного глагольного времени.
6. Охарактеризуйте категорию времени подчёркнутых глаголов.
1) Встаёт заря во мгле холодной, на нивах шум работ умолк… (А. Пушкин). 2) У нас по воскресеньям пекут пирожки мясные и капустные. 3) Фиалка весь год цветёт, если окна, где стоят цветочные горшки, смотрят на восток.
4) – Пантолеоне! – шепнул Санин старику, - если меня убьют – всё может случиться, - достанете из моего кармана бумажку – в ней завёрнут цветок – и отдадите эту бумажку синьорине Джемме (И. Тургенев). 5) …И кого не спросит он, всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, кто скорее отвернется…(А. Пушкин).
7. В следующих высказываниях найдите различные средства выражения темпоральности. Укажите их отнесённость к центру ФСП, ближней и дальней перифериии.
1) Около строящейся купальни барахтается в воде плотник Герасим (И. Тургенев). 2) Поглядите вы на эту книгу: она давно уже прочтена, заскорузла, растрёпана, валяется в пыли (А. Чехов). 3) Вчера, утомлённый ходьбой по болоту, забрёл в сарай… (Н. Некрасов). 4) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство (А. Чехов). 5) Дров ворчанье, треск сучков, не обращай вниманья, я здоров (К. Симонов). 6) Что, пусто? – Пусто, - уставшим голосом подтвердила женщина (В. Быков). 7) Скоро тебе ехать (В. Распутин). 8) При благоприятных условиях мы закончили бы эту работу завтра. 9) На лице его показалась какая-то мучительная складка; верю теперь, что у него болела тогда голова (Ф. Достоевский). 10) Что ты, он завтра, как идти на покос, обязательно будет сидеть перед домом на лавочке (В. Солоухин). 11) Вот папа скоро вернётся, я ему расскажу, как ты ко мне хорошо относилась, Сима (Л. Кассиль). 12) Я как сейчас вас вижу тогдашнего, цветущего и красивого (Ф. Достоевский).
8. Проанализируйте темпоральные планы в стихотворении М. Рильке (в переводе Б. Пастернака) «За книгой».
Я зачитался. Я читал давно.
С тех пор, как дождь пошёл хлестать в окно.
Весь с головою в чтение уйдя,
Не слышал я дождя.
Я вглядывался в строки, как в морщины
Задумчивости, и часы подряд
Стояло время или шло назад.
Как вдруг я вижу – краскою карминной
В них набрано: закат, закат, закат.
Как нитки ожерелья, строки рвутся,
И буквы катятся, куда хотят.
Я знаю, солнце, покидая сад,
Должно ещё раз было оглянуться
Из-за захваченных зарёй оград.
А вот как будто ночь, по всем приметам,
Деревья жмутся по краям дорог,
И люди собираются в кружок
И тихо рассуждают, каждый слог
Дороже золота ценя при этом,
И если я от книги подыму
Глаза и за окно уставлюсь взглядом,
Как будет близко всё, как станет рядом,
Сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полутьму,
И глаз приноровить к ночным громадам,
И я увижу, что земля мала.
Околица, она переросла
Себя и стала больше небосвода
А крайняя звезда в конце села –
Как свет в последнем домике прихода.
Контрольные вопросы
1. Что обозначает категория времени? Является ли категория времени сквозной (как, например, категория вида)?
2. С какой категорией глагола наиболее тесно связана категория времени? Почему?
3. В чём заключается историческая связь категории времени и категории вида?
4. * Отражает ли грамматическое время время объективное?
5. Почему глаголы СВ не имеют форм настоящего времени?
6. * Почему В.В. Виноградов называл прошедшее время «сильной грамматической категорией в системе времён глагола»?
7. Какие случаи относят к «особым формам прошедшего времени»? Все ли учёные согласны с такой трактовкой?
8. Что сближает (и что разделяет) формы настоящего и будущего времён? Назовите (с примерами) 4 семантические разновидности настоящего времени?
9. Что понимают под вневременным значением?
10. * Какие есть основания для существования в 19 веке «Теории вневременности русского глагола» (Н. Некрасов)?
11. Какие переносные употребления форм времени вы знаете? О каком переносном употреблении подробно говорится в школьном учебнике?
12. Какие существуют в лингвистике подходы к понятию «относительное время» (ср. точки зрения Н. Поспелова и А.В. Бондарко)?
13. Как принято называть значения относительного времени? Почему?
14. Какие языковые элементы включаются в ФСП темпоральности? Что является ядром этого поля?