Схема характеристики категории вида глагола
1. Указать вопрос, на который отвечает данная глагольная форма, назвать вид и общевидовую семантику (можно назвать также частное видовое значение).
2. Отметить возможные способы выражения данного вида (сочетаемость, состав парадигмы, строение глагольной основы).
3. Указать отношение к видовой паре (парный, одновидовый, двувидовый), обосновать свою позицию, определить способ образования видовой пары.
4. Охарактеризовать СД глагольного слова.
Образец характеристики категории вида глагола
Я уже иду в институт.
Иду – (что делаю?) глагол НСВ, т. к. в его содержании нет указания на внутренний предел действия, действие нецелостное, анализируемый глагол сочетается с фазовым глаголами (продолжаю идти); имеет форму настоящего и будущего сложного времени спрягаемого глагола, образует причастие настоящего времени (идущий). Видовая пар «иду – приду» (идти – прийти), это две формы, имеющие одно ЛЗ. Форма СВ образуется при помощи приставки (перфективация). Это моторный однонаправленный глагол (они обычно имеют видовую пару). Ср. не имеющий видовой пары разнонаправленный глагол «ходить».
Отговорила роща золотая … (С. Есенин).
Отговорила – (что сделала?) глагол СВ; в его содержании есть указание на предел действия (графически --1), действие целостное, анализируемый глагол не сочетается с фазовыми глаголами, отговарила имеет только 2 формы времени (прошедшее и будущее простое), не имеет формы причастия настоящего времени. Не имеет видовой пары, т.к. относится к финитивному способу действия.
Литература
Основная
1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч.II.
2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1989. (Категория вида).
3. Русская грамматика. М., 1980. Т. I. § 1386 – 1454.
4. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. С. 30 – 58.
5. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном литературном языке. М., 1971. С. 96 – 129.
6. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М., 1990.
Дополнительная
1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М.. 1976.
2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971.
3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.
4. Вопросы глагольного вида / Под ред. Ю.С. Маслова. М., 1962.
5. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1962.
6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Аспектология. Вид).
7. Ломов А.М. Очерк по русской аспектологии. Воронеж, 1977.
8. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. М., 1964.
9. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении: Семантика и стилистика видо-временных форм. М., 1982.
10. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. М., 1982.
11. Телин Н. Вид и способ действия в русском языке // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.
12. Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Л., 1987.
13. Цейтлин С.Н. Категория вида русского глагола в онтогенезе // Функциональный анализ грамматических форм и конструкций. Л., 1988.
14. Шелякин М.А. Категория вида и способы действия русского глагола (теоретические основы). Таллинн, 1983.
ЗАНЯТИЕ 4
ЗАЛОГИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель занятия: усвоить лексико-грамматические особенности переходных глаголов, установить связь переходности и залога, познакомиться с разными подходами к грамматической категории залога, рассмотреть семантику и структуру действительного и страдательного залогов, выявить причины выделения / невыделения возвратно-среднего залога как самостоятельной граммемы.
Содержание
1. Разные подходы к грамматической категории залога русского глагола. Достоинства и недостатки каждой концепции.
2. Переходные и непереходные глаголы. Переходность у многозначного глагола.
3. Залог как грамматическая категория: семантика, способы выражения, специфика активной и пассивной конструкции (по разным концепциям».
4. ЛГР возвратных глаголов. Вопрос о возвратно-среднем залоге.
Знания, умения, навыки: уметь отличать переходные глаголы от непереходных; определять отношение к залогу как отдельных глаголов, так и глагольных словоформ в высказывании; уметь разграничивать структурные группы возвратных глаголов, образованных от переходных и непереходных глаголов, а также не употребляющихся без постфикса –ся.
Задания
А. 1. Определите отношение глагольных словоформ к категории вида; выполните морфологический анализ выделенных слов по школьным схемам.
Мы кричаливсе сразу, нонам отвечали только волки. Тогда один из нас ушёл с компасом в мшары, - туда, где исчез Гайдар (К. Паустовский).
2. Определите, какие глаголы являются переходными, а какие – непереходными. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Пилить, переходить, петь, угрожать, рисовать, бежать, мешать, резать, знать, заботиться, загибать, сесть, думать, зарыдать, достигнуть, драпироваться, управлять.
2)
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал,
И кланялся непринуждённо…
Латынь из моды вышла нынче:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать о Ювенале,
В конце письма поставить «vale»
Да помнил, хоть не без греха,
Из «Энеиды» два стиха …
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились, отличить…
(А. Пушкин)
Как переходность / непереходность связана с отнесением дополнений к прямым и косвенным?
3. Определите переходность / непереходность глаголов. Поставьте пропущенные буквы и сформулируйте орфографическое правило.
1) Вы замуч…ли, обезлич…ли мать (А. Чехов). 2) Сперва мы с жадностью набросились на рыбу, но вскоре она приелась и опротив…ла (В. Арсентьев). 3) Сосед мой, ткач, продал полторы десятины за 480 целковых, сына обездол…л (М. Горький).4) Смейтесь надо мною, я не сержусь, я этогозаслуж…ваю (Н. Островский). 5) Ты зат…ваешь что-то необычное. 6) Село было громадное, дворов в пятьсот, но в страду оно обезлюд…ло (Д. Мамин-Сибиряк). 7) Твои же сабельки нашу Украину обезлюд…ли (С. Бородин). 8) Переходя над горами, они (тучи) отяжелели и обессил…ли (В. Корленко).
4. Найдите глаголы действительного и страдательного залогов, определите семантику и способ выражения залога. Пассивные конструкции трансформируйте в активные.
1) Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 2) Встреча наша долгое время откладывалось (Г. Горишин). 3) Рассыпаются цветы прахом, и никакими средствами остановить это не возможно (М. Горький). 4) Ровным, бесцветным голосом он скучно рассказывал историю и несколько оживлялся только тогда, когда оправдывал жестокость царей (М. Горький). 5) В глаза не хвали, за глаза не кори (посл.) 6) Зима не даром злится: прошла её пора, весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев). 7) Дорожный чайник без ручки очень жегся (М. Пришвин) 8) Нами ты была любима и для милого хранима…(А. Пушкин). 9) Пес поднялся на задние лапы, а передние опустил на плечи своего хозяина, так что едва не повалил на пол, лизнул его в щеку (М. Булгаков).
5. Определите, к какой из структурных групп (собственно-возвратные, взаимно-возвратные, общевозвратные, косвенно-возвратные, безвозвратно-возвратные) относятся данные глаголы. Какие из них могут участвовать в выражении залоговых отношений? Составьте с ними предложения.
Строиться, обниматься, кусаться, высаживаться, улыбнуться, ринуться, броситься, заливаться, мыться, мяться, смеркаться.
Б. 1. Составьте предложения с данными глаголами. Определите зависимость видообразования от употребления глаголов в переходном и непереходном значениях.
Говорить, стряпать, рисовать, шить, петь, думать, вышивать, танцевать, пить, читать, переводить.
2. Охарактеризуйте отношение подчеркнутых глагольных словоформ к грамматической категории залога. Определите семантическую группу возвратных глаголов.
1) Эта речь, сказанная с большим чувством, так взволновала его, что он даже не нашёл силы окончить её (М. Горький). 2) И с летней зеленью проститься Летит зимы глашатай – птица, Где тонкой шалью золотой Одет откос крутой (В. Хлебников). 3) Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба говорила(А. Пушкин). 4) Гости отправились в комнаты, для них отведённые, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание скоро увидеться (А. Пушкин).
3. Обозначьте формообразующие аффиксы в следующих глагольных формах: обрадовался, защищайтесь, занес, перебелили, состязался, потолстеть, остриг, выстиралось, лег.
4. Определите возможность проявления залогового значения у следующих глаголов, заполнив таблицу 4.
Смеяться, разбежаться, целоваться, одеваться, нахвалиться, рисоваться, нестись сломя голову, стучаться, валяться, умыться, качаться, ломаться.
Таблица 4
Возвратные глаголы | ||||
не употребляющиеся без -ся | образованные от непереходных | образованные суффиксально-префиксальным способом | образованные от переходных с изменением лексического значения | образованные от переходных без изменения лексического значения |
5. Найдите в тексте ненормативную глагольную форму, укажите причины её ненормативности. С какой целью употребляет её Л. Толстой?
Каким образом в тексте достигается контраст «состояние-действие»? Какие глаголы – с учетом лексической и грамматической семантики – передают значения отношения? Состояния? Действия?
Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван и, как отрубленная рука, торчал остаток ветви. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик переехан колесом и уже поднялся и поэтому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но все-таки он стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.
Какова роль числительных в организации данного текста? В функции какой части речи выступает здесь числительное один?
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются лексико-грамматические особенности переходных глаголов?
2. * В сочетании с глаголами каких ЛСГ значение объекта действия проявляется более отчётливо? В каком случае объектное значение прямого дополнения ослабляется? (См.: Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. С. 156 - 157).
3. Как связана переходность/непереходность с категорией залога и возвратностью?
4. Почему изучаемая глагольная категория называется «залогом»? Является ли эта грамматическая категория «сквозной»?
5. Какова общая семантика грамматической категорией залога?
6. * Почему категория называется лексико-грамматической?
7. В каких случаях залог выражается двучленной, а в каких – одночленной конструкцией?
8. * Как формы страдательного залога зависят от видовой принадлежности глагольного слова?
9. В чём заключается семантико-стилистические различия между действительным и страдательным залогами?
10. Какие семантические группы возвратных глаголов вам известны? Охарактеризуйте значение постфикса –ся в каждой из групп.
11. Почему спорным является выделение возвратно-среднего залога?
12. Какие концепции залога вам известны? В чём их сходство и различие? В чём заключаются сильные и слабые стороны каждой концепции?
13. Рассматривается ли в школьном учебнике семантика действительного и страдательного залогов? В каком разделе? Какие упражнения с этим связаны?