Модель обработки информации при психических расстройствах

Метакогнитивная терапия основана на модели обработки информации факторов, включающих этиологию и поддержание психических расстройств. Модель, названная Моделью саморегуляции исполнительских функций, изначально была предложена Уэллсом и Мэтьюсом (1994) и в дальнейшем тщательно разработана Уэллсом (Уэллс, 2000, 2009). Как видно из названия модели, она рассматривает психические расстройства “сверху вниз”, выделяя сознательные процессы и стратегии саморегуляции. Согласно модели, индивидуальный стиль мышления или стратегий совладания с мыслями, эмоциями и стрессом (копинг-стратегий) приводят к обратным результатам: к усилению и сохранению эмоционального дистресса. Модель проводит различия в когнитивной психологии между уровнями управления вниманием. Она предполагает, что психологические нарушения связаны преимущественно с искажениями в выборе и выполнении процессов оценивания и совладания с мыслями, угрозами и эмоциями. Индивидуальные стратегии мышления и саморегуляции в ответ на угрозы и проблемы могут продлить эмоциональные страдания или привести к более краткосрочным эмоциональным реакциям. Психическое расстройство развивается тогда, когда индивидуальный тип мышления и копинг-стратегий приводит к устойчивости и усилению эмоциональных реакций. Преимущественно, это происходит вследствие избыточного мышления, которое продлевает эмоциональные реакции. Конкретный паттерн мышления, называемый КАС (когнитивно-аттентивный синдром), выявлен как главная причина избыточного негативного мышления. В отличии от когнитивно-поведенческой теории, теория МКТ не связывает психологические проблемы с искажения в автоматической обработке или с содержанием схем, а считает их причиной индивидуальные сознательные стратегии. Например, искажение внимания, которое можно наблюдать в эмоциональном тесте Струпа, не соотносится с активацией схем или автоматической обработкой, но связано с индивидуальным выбором стратегии. Пациенты с психическими расстройствами имеют стратегию поддержания внимания на источнике угрозы или пытаются использовать беспокойство как копинг-стратегию. Задачи, связанные с фильтрацией информации, такие как тест Струпа, делают мысли чувствительными к стратегиям обработки информации.

Модель S-REF основывается на трёх уровнях познания. Первый - уровень рефлексов и автоматических процессов, который работает с минимальным участием сознания либо вообще без него. Эти процессы могут порождать навязчивые мысли, которые будут захватывать внимание. Следующий уровень представляет собой обработку информации в реальном времени, эта обработка сознательна и ограничена в объёме, отвечает за регуляцию и осуществление оценивания и действий. Последний уровень это хранилище знаний в долговременной памяти. Непосредственная активация обработки в реальном времени требует доступа к запомненным знаниям чтобы их активировать. Обработка в реальном времени управляется знаниями или убеждениями, являющимися метакогнитивными. Среди этих уровней важны две области познания: когнитивная и метакогнитивная. Эта структура или “архитектура” познания отличается от традиционной модели КПТ, т.к. она выделяет уровни познания и проводит различие мжеду содержанием мыслей и регуляцией мышления. Этого различия нет в традиционных подходах.

В КПТ отсутствуют уровни внимания с динамическим взаимодействием между ними; вместо этого есть элементы познания, между которыми проводятся различия: негативные автоматические мысли и убеждения или схемы. Схема в КПТ это структура памяти, которая соответствует таким идеям как “Я ничего не стою” или “Я схожу с ума”, которые, как принято считать, стоят за психическим расстройством. В этой концепции остаётся неясным как именно эти убеждения контролируют мышление. В МКТ убеждения, подобные вышеперечисленным, рассматриваются как результат обработки и, что важнее, стиля мышления и метакогнитивных процессов, которые продлевает и многократно повторяют воспроизведение этих мыслей.

Традиционная КПТ не делает различия между автоматической или произвольной обработкой и не учитывает факторы, которые могут привести к оцениванию или типу саморегуляции, которые наблюдаются при психических расстройствах. Например, в ней считается что расстройства вызываются короткими быстрыми автоматическими негативными мыслями, такими как “Я умираю” или “Я неудачник”. Метакогнитивная теория, напротив, рассматривает эти типы оценивания как вполне нормальное и быстро проходящее явление; они не являются причиной расстройства. Вместо этого, S-REF теория говорит о том, что тип реагирования индивида на такие явления определяет, разовьётся ли у человека психическое расстройство или нет.

Аналогично, в МКТ не считают, что убеждение или схема хранится в долговременной памяти. Убеждение или схема считается просто очередным экзмепляром мысли, которая возникла как реакция на что-либо и которая была оценена индивидом как правдивая. Убеждения в метакогнитивной теории являются просто возникшими в данный момент мыслями, которые оцениваются как правдивые; убеждения являются результатом обработки информации в реальном времени. Содержание мыслей может быть ошибочным, но человек ведёт себя так, как будто эти мысли являются точным отражением реальности. Это происходит из-за способа обработки, в котором происходит этот процесс. Таким образом, в МКТ важно не содержание мыслей, а способ, которым индивид реагирует на мысль и индивидуальный режим обработки информации. Мы вернёмся к концепции режимов позже (Глава 5).

Чтобы проиллюстрировать идею о том, что содержание мыслей или убеждений не играет особой роли в расстройствах, мы можем рассмотреть двух людей, имеющих один и тот же опыт и одну и ту же негативную автоматическую мысль или убеждение. Давайте представим двух студентов, не сумевших сдать экзамен, что вызвало у них мысль или убеждение “Я неудачник”. Первый погружается в депрессию, второй испытывает лишь кратковременное разочарование. Почему так происходит, если они имеют один и тот же опыт и одни и те же негативные автоматические мысли? Традиционная КПТ не может ответить на этот вопрос, т.к. она полностью сосредоточена на содержании негативных автоматических мыслей и убеждений. МКТ предлагает ответ на этот вопрос. Он заключается в том, что не мысль сама по себе, а реакция инидвида на эту мысль или на убеждение определяет эмоциональные и долгосрочные последствия применительно к психическому здоровью. Некоторые люди более устойчивы, чем другие, что, вероятно, обусловлено тем что они более гибки в их реакциях на негативные мысли и эмоции. Они сохраняют гибкий контроль над своими реакциями и не ограничены паттернами продолжительной обработки негативной информации, что продлевает эмоциональный дистресс. Такая гибкость включает в себя способность модулировать активность в структурах низкоуровневой обработки, таких как амигдала, заключающуюся в прерывании и переключении прерывать и переключаться из продолжительной или избыточной концептуальной обработки.

В модели S-REF специфичный стиль продолжительных и негибких реакций на мысли, эмоции и угрозы это причина продления и усиления страдания; этот стиль называется Когнитивно-Аттентивный Синдром (КАС).

Наши рекомендации