Рациональное и эмоциональное воздействие. законы логики.

СМИ осуществляют свое воздействие на разум и чувства человека.

Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В демократических государствах такая модель явно преобладает. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.

Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.

Логика выступает основой для взаимопонимания людей. Это связано с тем, что если все собеседники соблюдают законы логики в общении, то они всегда могут предугадать поведение друг друга, соответственно, и ситуация в которой можно получить ожидаемые реакции партнеров является более комфортной.

основные законы логики – это:

• закон тождества - во время беседы люди разговаривают об одном и том же. В противном случае получается беседа слепого с глухим. Особенно важно соблюдать этот закон в тех случаях, когда диалог идет вокруг сложных, многозначных понятий, и если стороны в одни и те же термины вкладывают различное содержание, то взаимопонимания добиться сложно. Для примера, вспомним любые переговоры между правительством и оппозицией – все хотят процветания и благоденствия, только понимают эти слова каждый по-своему.

• закон противоречия - ограничивает в беседе парадоксальные высказывания. Не рекомендуется говорить об одном и том же предмете диаметрально противоположные утверждения. Это сбивает с толку собеседника, который начинает испытывать затруднения, пытаясь угадать вашу позицию.

• закон достаточного основания- этот закон требует убедительной аргументации в разговоре. Все просто: хотите убедить кого-то – приводите аргументы.

• закон исключенного третьего - в случае столкновения двух взаимоисключающих точек зрения, одна из них должна оказаться истиной. Другими словами, в споре всегда кто-то прав.

ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ.

Ошибки аргументации можно разделить на три группы:

1) ошибки, касающиеся тезиса - подмена тезиса — случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, которое было им предъявлено. Подобная ошибка может быть как умышленной, так и неумышленной.

2) ошибки, касающиеся аргументов - аргументы (посылки рассуждения) должны быть истинными, поскольку при помощи ложных посылок мы не можем обосновать тезиса. Поэтому использование ложных посылок является серьезной ошибкой.

3) ошибки, касающиеся демонстрации - оратор использует в качестве аргументов, оснований посылки, которые логически не связаны с тезисом. Рассуждения, в которых допущена подобная ошибка, доказательны лишь внешне, в действительности такие рассуждения не могут подтвердить истинности вывода.

ТИПЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Аргументация — это полное или частичное обоснование приемлемости или неприемлемости тезиса.

В зависимости от задачи — что обосновываем (приемлемость или неприемлемость тезиса) и насколько полно, можно выделить следующие виды аргументации (табл. 12.1):

• полное обоснование приемлемости тезиса — доказательство;

• полное обоснование его неприемлемости — опровержение;

• частичное обоснование приемлемости тезиса — подтверждение;

• частичное обоснование его неприемлемости — критика.

Таблица 12.1 Виды аргументации в зависимости от задач

Обоснование Обоснование приемлемости тезиса Обоснование неприемлемости тезиса
Полное обоснование Доказательство Опровержение
Частичное обоснование Подтверждение Критика

В зависимости от того, на каких познавательных основаниях строится рассуждение, различают теоретическую и эмпирическую аргументацию.

Теоретическая аргументация опирается на рассуждение без непосредственного обращения к опыту. Она строится, как правило, путем дедукции — выведения логически необходимых следствий из ранее принятых положений. Но может осуществляться и иными способами, например, путем включения того или иного утверждения в уже сложившуюся и проверенную систему знаний (системная аргументация).

Эмпирическая аргументация опирается на фактические суждения с опорой на опыт. Это различие во многом относительно, как относительно и само разграничение теоретического и эмпирического уровней познания.

По степени логической достоверности (в смысле утверждения необходимых связей между мыслями) различают аргументацию доказательную и недоказательную.

Доказательная аргументация строится на основе достоверных высказываний с использованием демонстративных способов рассуждения. Здесь выполняется правило: "Мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию (а), а их связь правильной по форме (б)". Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, мы имеем дело с недоказательной аргументацией (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Виды аргументации по степени логической достоверности

Характеристика Доказательная аргументация Недоказательная аргументация
По содержанию аргументов Достоверные высказывания Достоверные высказывания Недостоверные высказывания Недостоверные высказывания
По форме рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения Демонстративные рассуждения Недемонстративные рассуждения

Наши рекомендации