Рациональное и эмоциональное воздействие. законы логики.
СМИ осуществляют свое воздействие на разум и чувства человека.
Рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В демократических государствах такая модель явно преобладает. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако и в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний.
Живое слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.
Логика выступает основой для взаимопонимания людей. Это связано с тем, что если все собеседники соблюдают законы логики в общении, то они всегда могут предугадать поведение друг друга, соответственно, и ситуация в которой можно получить ожидаемые реакции партнеров является более комфортной.
основные законы логики – это:
• закон тождества - во время беседы люди разговаривают об одном и том же. В противном случае получается беседа слепого с глухим. Особенно важно соблюдать этот закон в тех случаях, когда диалог идет вокруг сложных, многозначных понятий, и если стороны в одни и те же термины вкладывают различное содержание, то взаимопонимания добиться сложно. Для примера, вспомним любые переговоры между правительством и оппозицией – все хотят процветания и благоденствия, только понимают эти слова каждый по-своему.
• закон противоречия - ограничивает в беседе парадоксальные высказывания. Не рекомендуется говорить об одном и том же предмете диаметрально противоположные утверждения. Это сбивает с толку собеседника, который начинает испытывать затруднения, пытаясь угадать вашу позицию.
• закон достаточного основания- этот закон требует убедительной аргументации в разговоре. Все просто: хотите убедить кого-то – приводите аргументы.
• закон исключенного третьего - в случае столкновения двух взаимоисключающих точек зрения, одна из них должна оказаться истиной. Другими словами, в споре всегда кто-то прав.
ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ.
Ошибки аргументации можно разделить на три группы:
1) ошибки, касающиеся тезиса - подмена тезиса — случай, когда оратор в процессе рассуждения доказывает положение, отличное от того, которое было им предъявлено. Подобная ошибка может быть как умышленной, так и неумышленной.
2) ошибки, касающиеся аргументов - аргументы (посылки рассуждения) должны быть истинными, поскольку при помощи ложных посылок мы не можем обосновать тезиса. Поэтому использование ложных посылок является серьезной ошибкой.
3) ошибки, касающиеся демонстрации - оратор использует в качестве аргументов, оснований посылки, которые логически не связаны с тезисом. Рассуждения, в которых допущена подобная ошибка, доказательны лишь внешне, в действительности такие рассуждения не могут подтвердить истинности вывода.
ТИПЫ АРГУМЕНТАЦИИ.
Аргументация — это полное или частичное обоснование приемлемости или неприемлемости тезиса.
В зависимости от задачи — что обосновываем (приемлемость или неприемлемость тезиса) и насколько полно, можно выделить следующие виды аргументации (табл. 12.1):
• полное обоснование приемлемости тезиса — доказательство;
• полное обоснование его неприемлемости — опровержение;
• частичное обоснование приемлемости тезиса — подтверждение;
• частичное обоснование его неприемлемости — критика.
Таблица 12.1 Виды аргументации в зависимости от задач
Обоснование | Обоснование приемлемости тезиса | Обоснование неприемлемости тезиса |
Полное обоснование | Доказательство | Опровержение |
Частичное обоснование | Подтверждение | Критика |
В зависимости от того, на каких познавательных основаниях строится рассуждение, различают теоретическую и эмпирическую аргументацию.
Теоретическая аргументация опирается на рассуждение без непосредственного обращения к опыту. Она строится, как правило, путем дедукции — выведения логически необходимых следствий из ранее принятых положений. Но может осуществляться и иными способами, например, путем включения того или иного утверждения в уже сложившуюся и проверенную систему знаний (системная аргументация).
Эмпирическая аргументация опирается на фактические суждения с опорой на опыт. Это различие во многом относительно, как относительно и само разграничение теоретического и эмпирического уровней познания.
По степени логической достоверности (в смысле утверждения необходимых связей между мыслями) различают аргументацию доказательную и недоказательную.
Доказательная аргументация строится на основе достоверных высказываний с использованием демонстративных способов рассуждения. Здесь выполняется правило: "Мысли, из которых строится рассуждение, должны быть истинными по содержанию (а), а их связь правильной по форме (б)". Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, мы имеем дело с недоказательной аргументацией (табл. 12.2).
Таблица 12.2. Виды аргументации по степени логической достоверности
Характеристика | Доказательная аргументация | Недоказательная аргументация | ||
По содержанию аргументов | Достоверные высказывания | Достоверные высказывания | Недостоверные высказывания | Недостоверные высказывания |
По форме рассуждения | Демонстративные рассуждения | Недемонстративные рассуждения | Демонстративные рассуждения | Недемонстративные рассуждения |