Образцы морфологического анализа слова категории состояния
В полях было тихо, но тише в лесу и как будто светлей (Н. Некрасов).
1. Тише.
2. Слово категории состояния. Категориальное значение – нединамическое состояние. Вопрос – каково?
3. Тихо.
4. Соотносится с прилагательным и наречием в форме простой сравнительной степени.
5. Обозначает состояние природы.
6. В форме сравнительной степени. Показатель – суффикс -е.
7. Является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.
Встает ласкательно и дружно былое счастье и печаль, и лжет душа, что ей не нужно всего, чего глубоко жаль (А. Фет).
1. Жаль.
2. Слово категории состояния. Категориальное значение – нединамическое состояние. Вопрос – каково?
3. Не изменяется.
4. Не имеет корреляции (соотношения) с другими частями речи.
5. Обозначает эмоциональное состояние.
6. Форм степеней сравнения не имеет.
7. Является главным членом (сказуемым) в односоставном безличном предложении.
Морфологический анализ предлога
Трудности связаны с выделением производных (особенно составных производных) предлогов, так как возникает проблема их отграничения от знаменательных слов (вследствие, в отличие от, в соответствии с и др.).
Схема морфологического анализа предлога
1. Слово в предложении и в словосочетании.
2. Часть речи. Категориальное значение.
3. Значение.
4. Морфологические свойства.
5. Структура (простой/составной, первообразный/непервообразный).
6. С каким падежом употребляется.
7. Синтаксическая функция.
Образцы морфологического анализа предлога
Французы часто острятпо поводу своей неспособности петь хором (К. Паустовский).
1. По поводу; острят по поводу неспособности.
2. Предлог, выражает синтаксические отношения между действием и предметом.
3. Обнаруживает синкретизм объектного, причинного и целевого значений.
4. Не изменяется.
5. Составной, непервообразный (отыменный).
6. Употребляется с Р. п.
7. Образует предложно-падежную форму с сущ. неспособности, вместе с существительным является обстоятельственным дополнением, в предложении служит для связи существительного и глагола в словосочетание.
Люди целые недели осоловело бродили среди песчаных валов, накоторых возвышались деревянные улицы (Вс. Иванов).
1. На; возвышались на которых.
2. Предлог, выражает синтаксические отношения между действием и предметом.
3. Пространственное значение.
4. Не изменяется.
5. Простой, первообразный.
6. Употребляется с П. п.
7. Образует предложно-падежную форму с субстантивированным местоимением-прилагательным которых, вместе с ним является обстоятельством места, в предложении служит для связи субстантивированного местоимения-прилагательного и глагола в словосочетание.
Морфологический анализ союза
Пополнение количества союзов происходит за счет слов других частей речи — наречий, существительных, предлогов и т.д., поэтому союзы трудно отграничить от омонимичных им слов. Существует проблема разграничения союзов (отдельной служебной части речи) и союзных слов (относительных местоимений и наречий).
Схема морфологического анализа союза
1. Слово в тексте.
2. Часть речи. Категориальное значение.
3. Разряд.
4. Группа по значению.
5. Морфологические свойства.
6. Структура (простой/составной, первообразный/непервообразный).
7. Синтаксическая функция.
Образцы морфологического анализа союза
В сумеречном лесу уже насвистывали ранние птахи, но было тихо (В. Белов).
1. Но.
2. Союз, выражает синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения.
3. Сочинительный.
4. Сопоставительно-противительный.
5. Не изменяется.
6. Простой, первообразный.
7. Соединяет простые предложения в составе сложносочиненного предложения.
С тех пор как здесь живет профессор со своею супругой, жизнь выбилась из колеи (А. Чехов).
1. С тех пор как.
2. Союз, выражает синтаксические отношения между частями сложноподчиненного предложения.
3. Подчинительный.
4. Временной.
5. Не изменяется.
6. Составной, одноместный, нерасчленяемый; непервообразный (образован путем соединения местоимения, существительного с предлогом и союза).
7. Присоединяет придаточную часть к главной в сложноподчиненном предложении.
Морфологический анализ частицы
Специфических средств словообразования частицы не имеют, их класс пополняется за счет знаменательных частей речи, поэтому существует проблема разграничения частиц и их грамматических омонимов.