Языковая семантика как отражение в языке объективной действительности. Характер отражения реальности в единицах разных уровней языка. Искажение реальности в семантической системе языка.
Функции языка, связанные с информацией – коммуникативная, познавательная. Большая часть информации хранится в текстах, но информация хранится и в самой системе языка (в словарях). Наиболее важная информация хранится в грамматических значениях (т.к. грамматика закрепляет опыт восприятия действительности: опыт восприятия времени – в грамматической категории времени, опыт восприятия пространства – в категории падежа, интенсивности – в категории сравнения). В грамматических значениях отражены отношения между предметами и явлениями; синтаксические конструкции отражают причинно-следственные связи. Словообразовательное значение тоже отражает внеязыковую действительность (словообразовательное значение может поменять семантику в зависимости от адресата и субъекта).
Грамматическая семантика в силу обязательности передает информацию, которой невозможно избежать.
Языковая семантика не просто отражает действительность, но может и искажать ее: грамматическое значение единственного числа может изображать реальное множество (толпа, экипаж, лес – собирательные существительные), но собирательные существительные имеют также формы множественного числа (толпы и др.). Природа собирательных существительных двойственна: они обозначают логическое множество, но по признаку общности они обозначают логическую единичность, поэтому и имеют форму множественного числа. Значит, собирательные существительные обозначают ряд предметов, которые можно пересчитать.
В результате несоответствия грамматических и логических категорий может нарушаться взаимное согласование (координация) подлежащего и сказуемого (Лес стоит, а не стоят).
В грамматической категории рода наблюдается полное несоответствие реальности для неодушевленных существительных (потолок – м.р., но не живое существо).
Грамматическая категория времени: грамматическое время может не совпадать со временем реальным (Ну, я пошла! – грамм. время прошедшее, реальное - будущее); наблюдается несоответствие, когда граммат. форма настоящего времени может употребляться в панхроническом времени (Человек смертен: глагол есть в панхроническом времени – человек был, есть и будет смертен).
В категории лица есть несоответствие реальности и грамматической семантики (Мы, Николай II; дети говорят о себе в 3-ем лице: «Петя не хочет яблоко» о себе).
Причиной абсурдности высказывания часто становится полисемия (несоответствие реальности и лексического значения).
Таким образом, обычно языковая семантика соответствует реальности, но иногда ее искажает.
30. Грамматическое значение, лексическое значение, словообразовательное значение. Основные признаки, различающие эти виды значений.
…
Грамматическое значение | Лексическое значение | Словообразовательное значение |
Обязательно | Необязательно | Необязательно (можно 100 производных слов назвать) |
Несамостоятельно | Самостоятельно | Несамостоятельно (сопровождает л..з. и привносит дополнительную семантику) |
Неиндивидуально | Индивидуально | Неиндивидуально (по 1 словообразовательной модели) |
Регулярно (выражается повторяющимися формами) | Нерегулярно | < регулярно, чем г.з. |
Абстрактно (Абстрактно то, что в > степени отвлечено от реальности и что распространяется на большие классы явлений) (Оно абстрактно ввиду неиндивидуальности) | Конкретно (т.к. привязано в большей степени к внеязыковым реалиям) | > конретно, чем г.з, < конкретно, чем л.з. |
Немногочисленно (от 100 до 500) | Многочисленно | Немногочисленно |
Грамматическое значение слова –это обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.
Грамматическое значение словаформируется на основе парадигматических отношений, объединяющих формы слова, и синтагматических отношений, связывающих слова в предложении. Важно отметить, что понятия, лежащие в основе грамматического значения, не обязательно соотносятся с внеязыковым референтом – они могут иметь и внутриязыковую природу. Грамматическое значение в целом значительно слабее, чем лексическое, связано с системой объективной действительности и в значительно большей степени замыкается на системе самого языка. Таким образом, грамматическое значение в противопоставление лексическому характеризуется внутриязыковой природой.
Свойства грамматического значения:
неиндивидуальность– т.е. грамматическое значение свойственно не одному слову, а распределяется на целые группы слов; это приводит к тому, что грамматическое значение сохраняется тем лучше, чем на большее число слов оно распространяется; !!!
обязательность – самое важное свойство грамматического значения – т.е. слово обязательно относится к определенной части речи и обязательно имеет набор частных грамматических категорий этой части речи (например, глагол имеет следующие грамматические категории – лицо, число, время, залог, наклонение / род, число, падеж у прилагательных – все эти значения никак не соотносятся с объективной действительностью). Значения рода, числа и падежа соотносятся с объективной действительностью благодаря внутриязыковым факторам, т.е. в данном случае необходимо формально выразить связь прилагательного с соответствующим существительным: сложный вопрос, сложная задача, правильный ответ; или указание на определенность/неопределенность предмета – a table, a girl/the table, the girl etc.
несамостоятельность – грамматическое значение не существует отдельно – оно всегда сопровождает лексическое значение, однако, если грамматическая морфема начинает употребляться самостоятельно, то она сразу превращается в отдельную лексему;
абстрактность грамматического значения (абстрактным считается то, что в большей степени отвлечено от реальности, то, что распределяется на большие классы явлений) – грамматическое значение более абстрактно из-за своей неиндивидуальности, оно в большей степени отвлечено от действительности. Существуют даже внутриязыковые грамматические значения, которые абсолютно ничего не обозначают в реальности.
регулярность – грамматическое значение выражается повторяющимися формами (для выражения одного и того же грамматического значения в разных словах используется ограниченное число грамматических форм);
немногочисленность– грамматических значений немного (по языкам мира их насчитывают от 100 до 500, в то время как лексических значений насчитывают гораздо больше).
Лексическое значение слова –содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д.
Лексическое значение слова – это продукт мыслительной деятельности человека. Оно связано с редукцией информации человеческим сознанием и с такими видами мыслительных процессов как сравнение, классификация и обобщение. Лексическое значение слова носит обобщенный и обобщающий характер.
Формирование лексического значения слова играет первостепенную роль в познавательной деятельности человека.
Свойства лексического значения:
индивидуальность – т.е. каждое слово имеет свое собственное значение (в силу значимости нет тождественных лексических значений);
необязательность – т.е. слово необязательно относится к определенной части речи, а это отношение к той или иной части речи может варьироваться при переходе слова из одной части речи в другую;
самостоятельность – лексическое значение более самостоятельно, чем грамматическое значение;
конкретность – т.е. в большей степени привязано к неязыковым явлениям (самое абстрактное лексическое значение более конкретно, чем грамматическое значение);
нерегулярность - т.е. каждое лексическое значение выражается новой корневой морфемой;
многочисленность – в силу свойства индивидуальности, лексических значений намного больше, чем грамматических.
Словообразовательное значение слова.
Словообразовательное значениеносит промежуточный характер между лексическим и грамматическим значениями. Словообразовательные значения присущи целым группам лексем и имеют свое формальное (внутрисловное) выражение.
Свойства словообразовательного значения:
неиндивидуальность – т.к. оно свойственно целой группе производных слов, потому что образовано по одной и той же словообразовательной модели (бегун – тот, кто бегает;пловец – тот, кто плавает);
необязательность – т.к. оно существует только в производных словах;
несамостоятельность – т.е. словообразовательное значение не существует отдельно от значения всего слова;
словообразовательное значение более конкретно, чем грамматическое значение, и менее конкретно, чем лексическое значение;
регулярность/нерегулярность - словообразовательное значение менее регулярно, чем грамматическое значение (даже слова, образованные по тождественной словообразовательной модели, могут быть совершенно разными);
немногочисленность – словообразовательных значений меньше, чем лексических значений, но гораздо больше, чем грамматических значений;
словообразовательное значение сопровождает лексическое значение и привносит в него дополнительную семантику. Иногда изменение словообразовательной морфемы приводит к изменению грамматических признаков слова. А иногда одна и та же морфема является и словообразовательной и грамматической.