Языковая семантика как отражение в языке объективной действительности. Характер отражения реальности в единицах разных уровней языка. Искажение реальности в семантической системе языка.

Функции языка, связанные с информацией – коммуникативная, познавательная. Большая часть информации хранится в текстах, но информация хранится и в самой системе языка (в словарях). Наиболее важная информация хранится в грамматических значениях (т.к. грамматика закрепляет опыт восприятия действительности: опыт восприятия времени – в грамматической категории времени, опыт восприятия пространства – в категории падежа, интенсивности – в категории сравнения). В грамматических значениях отражены отношения между предметами и явлениями; синтаксические конструкции отражают причинно-следственные связи. Словообразовательное значение тоже отражает внеязыковую действительность (словообразовательное значение может поменять семантику в зависимости от адресата и субъекта).

Грамматическая семантика в силу обязательности передает информацию, которой невозможно избежать.

Языковая семантика не просто отражает действительность, но может и искажать ее: грамматическое значение единственного числа может изображать реальное множество (толпа, экипаж, лес – собирательные существительные), но собирательные существительные имеют также формы множественного числа (толпы и др.). Природа собирательных существительных двойственна: они обозначают логическое множество, но по признаку общности они обозначают логическую единичность, поэтому и имеют форму множественного числа. Значит, собирательные существительные обозначают ряд предметов, которые можно пересчитать.

В результате несоответствия грамматических и логических категорий может нарушаться взаимное согласование (координация) подлежащего и сказуемого (Лес стоит, а не стоят).

В грамматической категории рода наблюдается полное несоответствие реальности для неодушевленных существительных (потолок – м.р., но не живое существо).

Грамматическая категория времени: грамматическое время может не совпадать со временем реальным (Ну, я пошла! – грамм. время прошедшее, реальное - будущее); наблюдается несоответствие, когда граммат. форма настоящего времени может употребляться в панхроническом времени (Человек смертен: глагол есть в панхроническом времени – человек был, есть и будет смертен).

В категории лица есть несоответствие реальности и грамматической семантики (Мы, Николай II; дети говорят о себе в 3-ем лице: «Петя не хочет яблоко» о себе).

Причиной абсурдности высказывания часто становится полисемия (несоответствие реальности и лексического значения).

Таким образом, обычно языковая семантика соответствует реальности, но иногда ее искажает.

30. Грамматическое значение, лексическое значение, словообразовательное значение. Основные признаки, различающие эти виды значений.

Грамматическое значение Лексическое значение Словообразовательное значение
Обязательно Необязательно Необязательно (можно 100 производных слов назвать)
Несамостоятельно  Самостоятельно Несамостоятельно (сопровождает л..з. и привносит дополнительную семантику)
Неиндивидуально Индивидуально Неиндивидуально (по 1 словообразовательной модели)
Регулярно (выражается повторяющимися формами) Нерегулярно < регулярно, чем г.з.
Абстрактно (Абстрактно то, что в > степени отвлечено от реальности и что распространяется на большие классы явлений) (Оно абстрактно ввиду неиндивидуальности) Конкретно (т.к. привязано в большей степени к внеязыковым реалиям) > конретно, чем г.з, < конкретно, чем л.з.
Немногочисленно (от 100 до 500) Многочисленно Немногочисленно

Грамматическое значение словаэто обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение.

Грамматическое значение словаформируется на основе парадигматических отношений, объединяющих формы слова, и синтагматических отношений, связывающих слова в предложении. Важно отметить, что понятия, лежащие в основе грамматического значения, не обязательно соотносятся с внеязыковым референтом – они могут иметь и внутриязыковую природу. Грамматическое значение в целом значительно слабее, чем лексическое, связано с системой объективной действительности и в значительно большей степени замыкается на системе самого языка. Таким образом, грамматическое значение в противопоставление лексическому характеризуется внутриязыковой природой.

Свойства грамматического значения:

неиндивидуальность– т.е. грамматическое значение свойственно не одному слову, а распределяется на целые группы слов; это приводит к тому, что грамматическое значение сохраняется тем лучше, чем на большее число слов оно распространяется; !!!

обязательность – самое важное свойство грамматического значения – т.е. слово обязательно относится к определенной части речи и обязательно имеет набор частных грамматических категорий этой части речи (например, глагол имеет следующие грамматические категории – лицо, число, время, залог, наклонение / род, число, падеж у прилагательных – все эти значения никак не соотносятся с объективной действительностью). Значения рода, числа и падежа соотносятся с объективной действительностью благодаря внутриязыковым факторам, т.е. в данном случае необходимо формально выразить связь прилагательного с соответствующим существительным: сложный вопрос, сложная задача, правильный ответ; или указание на определенность/неопределенность предмета – a table, a girl/the table, the girl etc.

несамостоятельность – грамматическое значение не существует отдельно – оно всегда сопровождает лексическое значение, однако, если грамматическая морфема начинает употребляться самостоятельно, то она сразу превращается в отдельную лексему;

абстрактность грамматического значения (абстрактным считается то, что в большей степени отвлечено от реальности, то, что распределяется на большие классы явлений) – грамматическое значение более абстрактно из-за своей неиндивидуальности, оно в большей степени отвлечено от действительности. Существуют даже внутриязыковые грамматические значения, которые абсолютно ничего не обозначают в реальности.

регулярность – грамматическое значение выражается повторяющимися формами (для выражения одного и того же грамматического значения в разных словах используется ограниченное число грамматических форм);

немногочисленность– грамматических значений немного (по языкам мира их насчитывают от 100 до 500, в то время как лексических значений насчитывают гораздо больше).

Лексическое значение слова –содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т.д.

Лексическое значение словаэто продукт мыслительной деятельности человека. Оно связано с редукцией информации человеческим сознанием и с такими видами мыслительных процессов как сравнение, классификация и обобщение. Лексическое значение слова носит обобщенный и обобщающий характер.

Формирование лексического значения слова играет первостепенную роль в познавательной деятельности человека.

Свойства лексического значения:

индивидуальность – т.е. каждое слово имеет свое собственное значение (в силу значимости нет тождественных лексических значений);

необязательность – т.е. слово необязательно относится к определенной части речи, а это отношение к той или иной части речи может варьироваться при переходе слова из одной части речи в другую;

самостоятельность – лексическое значение более самостоятельно, чем грамматическое значение;

конкретность – т.е. в большей степени привязано к неязыковым явлениям (самое абстрактное лексическое значение более конкретно, чем грамматическое значение);

нерегулярность - т.е. каждое лексическое значение выражается новой корневой морфемой;

многочисленность – в силу свойства индивидуальности, лексических значений намного больше, чем грамматических.

Словообразовательное значение слова.

Словообразовательное значениеносит промежуточный характер между лексическим и грамматическим значениями. Словообразовательные значения присущи целым группам лексем и имеют свое формальное (внутрисловное) выражение.

Свойства словообразовательного значения:

неиндивидуальность – т.к. оно свойственно целой группе производных слов, потому что образовано по одной и той же словообразовательной модели (бегун – тот, кто бегает;пловец – тот, кто плавает);

необязательность – т.к. оно существует только в производных словах;

несамостоятельность – т.е. словообразовательное значение не существует отдельно от значения всего слова;

словообразовательное значение более конкретно, чем грамматическое значение, и менее конкретно, чем лексическое значение;

регулярность/нерегулярность - словообразовательное значение менее регулярно, чем грамматическое значение (даже слова, образованные по тождественной словообразовательной модели, могут быть совершенно разными);

немногочисленность – словообразовательных значений меньше, чем лексических значений, но гораздо больше, чем грамматических значений;

словообразовательное значение сопровождает лексическое значение и привносит в него дополнительную семантику. Иногда изменение словообразовательной морфемы приводит к изменению грамматических признаков слова. А иногда одна и та же морфема является и словообразовательной и грамматической.

Наши рекомендации