Связь свойств иконичности, индексивности, символичности в языке. Причины и следствия преобладания знаков-символов в языке.

Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С.Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение. Индексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки. По-видимому, точнее было бы говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей. Наконец, символами (или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак сложения «+» никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла.

Среди языковых знаков подавляющее большинство относится к символам. Это и позволило Ф. де Соссюру говорить о произвольности языкового знака. Между означающими русского, английского и немецкого языков стол, table и Tisch мало общего, хотя все они обозначают одно и то же: 'стол'. Произвольность означает, однако, не свободу выбора формы знака вообще, так как в рамках одной знаковой системы этот выбор ограничен: например, по-английски соответствующий смысл выражается словом table и никаким другим. Произвольна сама связь между означаемым и означающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвенцией, а не какими-то естественными причинами.

Преобладание в естественных языках знаков-символов означа­ет, что в целом языковой знак имеет конвенциональную природу. Конвенциональное отношение к знаку и в филогенезе, и в онто­генезе — это черта зрелого, взрослого языкового сознания. На­блюдения над детской речью, а также памятники и реликты до­логического, мифопоэтического сознания подводят к мысли, что исторически первое отношение человека к языковому знаку было неконвенциональным. Название воспринималось не как ус­ловное обозначение предмета, а как его необходимая часть, по­этому верили, что, например, произнесение ритуального имени может вызвать присутствие того, кто им назван, а ошибиться в словесном ритуале — это обидеть, прогневать высшие силы или навредить им.'

В наши дни неконвенциональное отношение к знаку можно наблюдать у дошкольников. Оно выражается, например, в нераз­личении слов и предметов: ребенок может считать поезд длинным словом, слон — большим, слово бабочка — коротким, а слово дождь — мокрым. Дети только на десятом году жизни осознают, что связь между именем и предметом про­извольна, условна. До этого они убеждены, что названия предметов объясняются их свойствами.

Внутри 3 классов знаков разные знаки могут различаться по степени знаковости, т.е. условности. Например, мимика и интонация (это, как и междометие, знаки-индексы) в большей степени зависимы от состояния человека, чаще выражают это состояние, чем междометие. У междометий степень условности выше, чем у паралингвистических средств общения. В кругу иконических знаков фотоснимок более иконичен, чем карандашный портрет, а реалистический портрет более иконичен, чем кубистическое изображение. Преобладание условности в форме по отношению к содержанию знака делает его знаком-символом.

Оппозиция знаков-индексов, знаков-икон, знаков-символов носит градуальный характер по степени знаковости (т.е. условности, конвенциональности): это градация от знаков с относительно невысокой степенью условности (индексов) , к более условным знакам (иконам), от них к символам.

В основе разделения знаков на иконические знаки, индексы и символы лежит не наличие или отсутствие подобия или смежности между означаемым и означающим, привычный характер связи между состовляющими, а лишь преобладание одного из этих факторов.

Символы увеличиваются числом. Они развиваются из других знаков, в особенности иконических, или смешанных знаков.

Знаки-индексы и знаки-символы составляют полярную противоположность с точки зрения своих возможностей обозначить конкретное и абстрактное, общее и единичное. Индексы привязаны к конкретному и единичному, символ не может указать на какую-либо конкретную вещь.Символы дают нам средство мыслить о мыслях, они позволяют нам создавать абстракции, вести счет. Символы – подоснова нашего разума.

Говоря о разной роли в познании3 типов знаков, Пирсуказал на их связь с разными временными планами: индексам соответствует план актуального настоящего, иконическим знакам – прошлое, символам – будущее.

Бытие иконического знака принадлежит прошлому опыту. Он существует только как образ в памяти. Индекс существует в настоящем опыте. Бытие символа состоит в том реальном факте, что нечто определенно будет воспринято. Ценность символа в том, что он служит для придания рациональности мысли и поведению и позволяет нам предсказывать будущее.

В коммуникации животных имеет место единственный хронотоп – «здесь и сейчас», и это соответствует подавляющему преобладанию в языках животных знаков-индексов.

В искусствах преобладают знаки иконического характера, и этому соответствует обращенность произведений искусств в прошлое, т.е. в пережитое (человечески интересное, волнующее, поучительное) – в то, о чем художник рассказывает не ради «вмешательства в ход событий», а ради волнения и катарсиса.

В естественных (этнических ) языках преобладают знаки-символы, и это соответствует, с одной стороны, регулятивно-побудительной и планирующей функциям языка, с другой – тесной связи языка\ речи с мышлением и познанием.

В рекламе используется все виды знаков, однако рекламные технологи советуют видеть разные коммуникативные возможности икон, индексов, символов.

Иконы и индексы очень легки в восприятии. Они быстро создают в сознании потребителя определенный образ, позволяя соотнести его с референтом без особого умственного усилия. Символические знаки сложнее для интерпритации, зато они создают устойчивые ассоциации между видимым и читаемым, слышимым в рекламном тексте и ценностными представлениями людей и мотивами их поведения. Поэтому символы способны приписывать рекламируемым товарам вымышленные, «кажущиеся» черты.

Наши рекомендации