Семинар 13. Теория порождающей (генеративной) грамматики

Вопросы к семинарскому занятию

1. Из истории становления генеративизма

2.Строение порождающей грамматики

3.Глубинные и поверхностные структуры

4. Стандартная теория. Расширенная стандартная теория

5. Генеративная грамматика и русистика

Литература

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статьи: генеративная лингвистика, глубинная структура, интерпретирующая лингвистика, математическая лингвистика, непосредственно составляющих метод, падежная грамматика, поверхностная структура, порождающая семантика, трансформационный метод

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М.,2003.

Сусов И.П. Общее языкознание. Ч. 2. Европейское и американское языкознание 19-20 вв. Программно-справочное пособие. Тверь. 1997.

Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.

Хомский Н. Синтаксические структуры //Новое в лингвистике. Вып.2. М., 1962.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

***

Бейлин Дж. Генеративная грамматика // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кубрика, И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.

Бэбби Л. Глубинная структура прилагательных и причастий в русском языке //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Бэбби Л. К построению формальной теории «частей речи» //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Порождающая грамматика //Тетради новых терминов. В.23. М., 1979.

Демьянков В.З. Новые тенденции в американской лингвистике 1970-1980-х гг. //Изв. АН СССР Сер. лит. и яз. 1986.Т. 45. №3).

Исакадзе Н.В., Кобозева И.М. Генеративная грамматика и русистика: проблемы падежа и вида // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.

Казенин К.И.,Тестелец Я.Г. Исследование синтаксических ограничений в генеративной грамматике // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.

Комри Б. Номинализация в русском языке: словарно-задаваемые именные группы или трансформированные предложения? //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Кондрашова Н. Генеративная грамматика и проблема свободного порядка слов // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозевой, И.А.Секериной. М., 1997.

Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г. Падежная грамматика //Современные зарубежные грамматические теории. М.,1985.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М.,1978.

Проблемы порождающей грамматики и семантики. Реферативный сборник. М., 1976.

Ружичка Р. О полусвязочных (полузнаменательных) глаголах и подъеме подлежащего //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Трансформационно-генеративная грамматика в свете современной научной критики. М., 1980.

Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.10. М., 1981.

Чвани К. Грамматика слова должен: словарные статьи как функция теории. //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

Семинар № 14 Лондонская лингвистическая школа

Английская лингвистическая традиция. Предмет и задачи лингвистического описания. Проблема метода лингвистического описания . Философия языка в ЛЛШ. Проблема значения. Роль и место контекста в лингвистическом исследовании. Процедуры поуровневого описания. Вопросы грамматического анализа.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М.,2003.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов включает:

- подготовку к семинарским занятиям по плану (изучение учебного материала, представленного в электронном виде, чтение рекомендованной учебной и дополнительной литературы)

Вопросы для самостоятельно подготовки (см. Вопросы к экзаменам)

22. Социологическое направление. А. Мейе. Ж. Вандриес.

23. Теоретическое языкознание в СССР (1920-1950 гг.)

24. Концепция Л.С. Выготского

25. Концепция Л.В.Щербы

26. Женевская школа. Ш. Балли. С.О. Карцевский

27. Теория языка К. Бюлера

29. ПЛК. Проблемы фонологии. Н.С.Трубецкой

37. Основные положения концепции Э. Сепира

38. Гипотеза Сепира – Уорфа

39. Основные идеи концепции Н. Хомского

40. Концепция Э. Бенвениста

41. Основные положения концепции Ш. Балли

42. Основные положения концепции Л. Теньера

43. Основные положения концепции Р.О. Якобсона

44. Основные положения концепции А. Вежбицкой

Самостоятельная работа

Наши рекомендации