А.М.Пешковский. Л.В.Щерба. Е.Д.Поливанов.

Отечественное языкознание 20-50-х годов.Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.Учение Л.С.Выготского о внутренней речи.А.М.Пешковский (1878-1933). Объективная и нормативная точки зрения на язык. Л.В.Щерба (1880-1944). Учение о фонеме. Классификация слов по частям речи как классификация, навязываемая самой языковой системой. Троякий аспект языковых явлений. Языковой материал. Извлечение языковой системы из языкового материала. Эксперимент в языкознании. Е.Д.Поливанов (1891-1938). О теории языкового развития. Л.П.Якубинский о диалогической речи.

Тема 10. Основные направления лингвистического структурализма.

Пражский лингвистический кружок

Зарождение структурализма. Системный подход. Понимание структуры.

Функциональный структурализм как разновидность лингвистического структурализма. Понимание функции. Широкое понимание объекта лингвистики. Выделение поэтической функции языка. Учение о литературном языке. “Основы фонологии” Н.С. Трубецкого. Понятие фонемы, оппозиции.

Тема 11. Глоссематика /Датский, Копенгагенский структурализм/

Философская база датского структурализма. Проблема языка и речи в концепции Л. Ельмслева. Схема – норма – узус. Язык как форма. Форма выражения и форма содержания. Язык как сеть функций. Функтивы. Константы и переменные. Типы функций. Фигуры плана выражения и фигуры плана содержания. Процедура анализа текста. Принцип эмпиризма

Тема 12. Дескриптивная лингвистика

/Американский структурализм/

Структурная лингвистика в США. Л.Блумфилд (1887-1949). Бихевиоризм. Механистический подход Анализ формы. Процедура сегментации и анализ дистрибуции. Г.Глисон “Введение а дескриптивную лингвистику”. Два течения в постблумфилдовском дескриптивизме. З.Харрис. Изучение регулярностей в речи. Отождествление элементов на основе учета дистрибуции. Метод НС. Трансформационный метод.

Тема 13. Теория порождающей (генеративной) грамматики

Из истории становления генеративизма. Строение порождающей грамматики. Глубинные и поверхностные структуры. Стандартная теория. Расширенная стандартная теория. Генеративная грамматика и русистика

Тема 14. Лондонская лингвистическая школа

Английская лингвистическая традиция. Предмет и задачи лингвистического описания. Проблема метода лингвистического описания . Философия языка в ЛЛШ. Проблема значения. Роль и место контекста в лингвистическом исследовании. Процедуры поуровневого описания. Вопросы грамматического анализа.

Тема 15. Французская лингвистика

Социологическое языкознание

Французская лингвистика 40-60 гг. Ш. Балли, Л.Теньер. Э.Бенвенист. Г.Гийом

Социологическое направление в языкознании. Французская социологическая школа. Концепция А.Мейе, Ж.Вандриеса.

Французская лингвистика 40-60-х годов. Л.Теньер “Основы структурного синтаксиса”. Структурный и линейный порядок в предложении. Стеммы Теньера. Глагольный узел как центр предложения. Понятие актантов и сирконстантов. Э. Бенвенист (1902-1976) “Общая лингвистика”. Категории мысли и категории языка. Уровни лингвистического анализа. Ш.Балли. Вопросы стилистики. Модус и диктум. Актуализация.

Концепция Г.Гийома. Язык и речь. Психосистематика.

Тема 16. Концепция Э.Сепира

Тема 17. Современная научная парадигма

Коммуникативная лингвистика

Предмет прагмалингвистики. Основные понятия теории речевых актов. Факторы коммуникативного пространства: адресант, адресат, место, время и др. Коммуникативные стратегии и тактики. Принципы кооперации (сотрудничества, вежливости, иронии и др.) Связи прагмалингвистики со стилистикой и риторикой. Язык и личность.

Тема 18. Когнитивная лингвистика

Зарождение когнитивной лингвистики. Предмет когнитивной лингвистики. Язык и картина мира. Структуры представления знаний. Когнитивная семантика. Когнитивная грамматика

Тема 19. Лингвистика текста. Анализ дискурса

Понятие текста. Особенности текста как целостного образования. Типы текстов. Семантика текста. Денотативный и информативный пласты в семантике микротекста. Соотношение в тексте формальных и содержательных аспектов. Синтаксис и прагматика текста. Текст и дискурс. Стратегии понимания текста

Рабочая учебная программа

Наименование разделов и тем   Всего Аудиторные занятия
Семинарск. зан. Самост. работа
1.Научные парадигмы в истории лингвистики   2. Основные лингвистические традиции   3. Теория языка в средние века   4.Сравнительно-историческое языкознание   5. Концепция В. фон Гумбольдта   6. Концепция А.А.Потебни   7. Концепция И.А.Бодуэна де Куртенэ   8.Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра   9. Отечественная лингвистика начала XX в.   10.Основные направления структурализма. Пражский структурализм   11. Глоссематика   12. Дескриптивная лингвистика Концепция Л.Блумфилда   13. Порождающая грамматика Концепция Н.Хомского   14. Лондонская лингвистическая школа   15 Концепции ученых: Л.В.Щербы, Л.С.Выготского, А.Мейе, Ж.Вандриеса, Э.Сепира, Ш.Балли, С.О.Карцевского, Н.С.Трубецкого, Э.Бенвениста, Л.Теньера, Р.О.Якобсона, К.Бюлера, А.Вежбицкой,   17. 4 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.   5 ч.     5 ч.   5 ч.     5 ч.     5 ч.     12 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч.   2 ч   2 ч.     2 ч.   2 ч.     2 ч.     2 ч.   .   .     2 ч.   3ч.   3 ч.   3 ч.   3 ч.   3 ч.   3 ч.   3 ч.   3 ч   3 ч.     3 ч.   3 ч.     3 ч.     3 ч.     .12 ч.    
Итого 81 ч . 28 ч. .53 ч.

Планы семинаров



Наши рекомендации