Игра «Собери елочные игрушки»
Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 8).
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (Снимают игрушки с елки.) «Куда они складывают елочные игрушки?» (В коробки.)
Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки. (Синяя коробка, красная коробка.) Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.
Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставьте условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».
Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания:
игрушки красного цвета — в синюю коробку;
игрушки синего цвета — в желтую коробку;
в каждую коробку — по одной игрушке каждого цвета.
Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.
Игра «Длинный — короткий»
Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).
Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).
Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы — короткие бусы, длинная цепочка — короткая цепочка, длинная гирлянда — короткая гирлянда).
Предложите малышу помочь Снегурочке — провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений — к низенькой елочке.
Игра «Что в мешке!»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные с предлогом «в»; соотносить числительное «один» и наречие «много» с количеством предметов.
Оснащение: игрушечный еж; красиво украшенный мешочек с подарками.
Ход игры: положите мешочек с новогодними подарками на спинку ежа. Возьмите игрушку и «ведите» ее по столу (или полу). Имитируйте мелкие шаги ежика (постукивайте игрушкой по столу или попу в быстром ритме). Можно сопровождать действия проговари-ванием звукоподражаний: «Уф-уф-уф». Прочтите рифмовку:
Еж колючий шел по лесу, Нес мешочек с интересом. Инте-, инте-, интерес, Кто в мешочек тот залез?
Предложите ребенку вытащить из мешочка все находящиеся в нем предметы. Попросите его разложить их на столе (или полу) и назвать каждый предмет.
Попросите ребенка помочь ежику сложить (обратно) в мешочек новые подарки.
Поиграйте с ребенком в игру «Угадайка» при помощи «Волшебного мешочка». Положите на столе перед ребенком два предмета-подарка. Например, конфету и бантик (для любимой сестры). Попросите малыша закрыть глаза. В это время спрячьте в мешочек один из предметов. Попросите ребенка открыть глаза и внимательно посмотреть на оставшийся предмет. Предложите ему вспомнить и сказать, что вы спрятали в мешочек.
Предоставьте ребенку возможность проверить правильность своего ответа: заглянуть; в мешочек, вытащить из него спрятанный предмет, назвать его и сказать, где он находился. 1 (В мешочке.)
Игру можно начать с двух предметов, постепенно увеличивая количество спрятанных, в мешке игрушек до пяти.
Игра «Накрываем праздничный стол»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные с предлогами:
«на», «в». •
Оснащение; сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).
Ход игры: заранее подготовьтесь к игре. Вырежьте нарисованные торт, конфеты, яблоки, апельсины. Положите их перед ребенком. Предложите ему назвать каждый предмет.;
Расскажите малышу о том, что в праздничные дни приходят гости. Хозяева им очень рады. Они предлагают гостям всевозможные угощения. Предложите ребенку помочь маме накрыть праздничный стол:
торт положить на блюдо;
конфеты высыпать в конфетницу;
яблоки выложить на поднос;
апельсины — на большую тарелку.
Игру можно усложнить за счет увеличения количества угощений. Вы можете их вырезать в любом рекламном каталоге.
Игра «Идем в лес за елкой»
Чему учится ребенок: соотносить числительные «один», «два», с соответствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ.
«Жил в одной деревне старый дед. Была у него одна внучка и два внука. Наступил канун новогоднего праздника. Решил дед сделать внукам подарок — принести из леса новогоднюю епку.
Пошел дед в лес. Идет по лесу — видит, бежит один заяц. Посмотрел дед по сторонам внимательно и увидел, что за елкой спрятались еще два зайца. Увидел дед на опушке елку, стоит она одна. Стройная, высокая, пушистая.
Стал он рубить елку. Рубил, рубил, а сил уж нет. Сел и заплакал.
Увидели зайцы, что дед плачет, выскочили и стали ему помогать. Елка одна, а зайцев ... (много). Срубили елку. Помогли деду. Дед пригласил зайцев на чай. Сидят все за столом, чай пьют».
Предложите ребенку сосчитать и назвать количество гостей за праздничным столом. Один дед, одна внучка, два внука, три зайца, одна елка.
Игра «Чей подарок!»
Чему учится ребенок: отвечать на вопросы дательного падежа; употреблять в речи слово «нужно».
Оснащение: игрушки (белка, медведь, зайка, дед-мороз) и предметы (шишка, морковка, бочонок с медом).
Ход игры: создайте игровую ситуацию. Разбросайте по столу предметы — шишку, морковку, бочонок с медом. Прочтите рифмовку:
белый снег в лесу идет. Скоро праздник — Новый год! Всех зверей подарок ждет. Ты скорой сюда беги Деду Морозу помоги!
Покажите ребенку игрушечного деда-мороза. Скажите, что он очень огорчен из-за разбросанных подарков и просит ребенка помочь ему собрать подарки и раздать их лесным обитателям. Когда подарки будут собраны, от имени Деда Мороза спросите у малыша:
«Шишку подарим кому?» (Белке.)
«Морковку подарим кому?» (Зайцу.)
«Бочонок с медом подарим кому?» (Медведю.)
Игру можно усложнить за счет введения новых персонажей и подарков для них.
Игра «Приказы Деда Мороза»
Чему учится ребенок: употреблять в речи предлоги «на», «с».
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).
Ход игры: расскажите ребенку о том, что Дед Мороз очень строгий: «Он не любит, чтобы в его ледяном доме был беспорядок. Однажды пришел Дед Мороз домой, а у него Почему-то все разбросано. Рассердился он, стукнул посохом по полу и приказал:
Повесь сосульки на окно!
Сдуй снежинки со стола!
Сложи снежки на поднос!»
Попросите ребенка выполнить поручения Деда Мороза — разложить вещи на свои места. Для этого ему нужно положить вырезанный предмет на сюжетную картинку. Попросите ребенка ответить на ваши вопросы:
«Где висит сосулька?» (На окне.)
«Где лежит снежинка?» (На столе.)
«Где лежит снежок?» (На подносе.)