Распределение фонда учебного времени по семестрам

Вид работы Кол-во часов (восьмой семестр)
Всего часов на освоение учебного материала (по ГОС/ВПО и учебному плану)
Часов аудиторных занятий всего
Часов лекций с разбивкой по семестрам
Часов практических занятий с разбивкой по семестрам
Часов самостоятельной работы с разбивкой по семестрам
Число контрольных работ с разбивкой по семестрам (курсам)
Число экзаменов с разбивкой по семестрам

Тематическое планирование по ГОС ВПО 2000 и 2005гг

Тема Кол-во лекц. часов Самостоятельная работа
1. Проблемы языкознания в филологии древнего мира, .средних веков и эпохи Возрождения Грамматика Панини в древней Индии. Древнегреческие философы о природе названий и об аналогии в языке. Анализ языковых элементов в логике и поэтике Аристотеля. Александрийские грамматисты. Роль христианства в развитии средневековой филологии. Расширение лингвистического материала. Филологическое изучение языков. Многоязычные словари. Рационализм. "Всеобщая рациональная и универсальная грамматика" П. Арно и Ж. Лансло (1660). Нормативные грамматики. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова (1755).  
2. Возникновение сравнительно-исторического, языкознания. Становление сравнительно-исторического метода. "Сравнительная грамматика" Ф. Боппа. Возникновение германистики (Р. Раск и Я. Гримм) и славистики (Й. Домбровский и А.Х. Востоков). Типологические классификации языков Ф. и А. Щлегелей и В Гумбольдта. Философия языка В. Гумбольдта. Принцип противоречий как метод описания сущности языка. Язык как деятельность и национальное сознание. Внутренняя и внешняя формы языка.  
3. Языкознание XIX века. Лингвистическая концепция А. Шлейхера и дальнейшее развитие компаративистики. Логикограмматическое (К. Беккер и Ф.И. Буслаев) и психологическое (Г. Штейнталь и А.А. Потебня) направление в языкознании XIX в. Младограмматическая школа и ее принципы исследования языка. "Принципы истории языка" Г. Пауля.  
4. Языкознание конца XIX - начала XX века. Неограмматическое направление как синтез социологических, психологических и формально-грамматических концепций. Основные школы этого направления. Казанская лингвистическая школа. Язык как социально-психологическое явление (И.А. Бодуэн де Куртэне, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий). Московская лингвистическая школа. Формальная грамматика (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Женевская и французская социологические школы (Ш. Балли, А. Мейе).  
5. Языкознание первой половины XX века. Возникновение и развитие структурализма. Пражский лингвистический кружок (школа функциональной лингвистики). Учение о фонологических оппозициях Н.С. Трубецкого. Учение В. Матезиуса о грамматике. Л. Блумфилд как основатель дескриптивной лингвистики. Этнолингвистика. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Глоссематика Л. Ельмслева.  
6. Современная лингвистика. Ведущие направления конца XX- начала XXI века. Генеративная лингвистика (теория трансформационной порождающей грамматики), Н. Хомский. Когнитивная лингвистика. Теория речевых актов. Лингвистическая прашматика. Функционализм. Лингвистика текста. Анализ дискурса.  
7. Язык и общество. Теория происхождения человека, общества, мышления и языка. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи.  
8. Знаковая природа языка. Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковое свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения.  
9. Система и структура языка. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка.  
10. Язык и мышление. Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение с логической моделью действительности.  
11. Язык и речь, речевая деятельность. Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой. Свойства речи в сопоставлении языком как специфической функционирующей структуры.  
12. Методы лингвистического анализа. Философские и специальные методы. Понятие о методе, методике и приеме. Сущность, цели, задачи и исследовательские возможности описательного метода. Методика лингвистического эксперимента. Структурные методы. Метод анализа по непосредственно составляющим. Метод дистрибуций. Методики таксономического метода (компонентный анализ, коммутационная проверка, дистрибутивный и валентностный анализ и т.п.). Лингвогенетические методы и их сущность. Сходство и различие исторического и сравнительного методов. Методика внутренней реконструкции. Методика относительной хронологии и глоттохронологии. Приемы и принципы этимологического анализа. Типологический (сопоставительный) метод. Сущность типологического метода. Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии.  
  Итого:

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ





Тема Кол-во часов
1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
2. Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
3. Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания.
4. Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов.
5. Система и структура языка.
6. Стратификация языковой системы.
7. Языковая система, норма, узус.
8. Языковая ситуация.
  Итого:

Планы семинарских занятий:

Занятие 1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Учение о фонеме и фонетических альтернациях.

2. Понятие морфемы и морфологических процессов.

3. Язык как социально-психическое явление. Статистика и динамика.

4. Основные разделы науки о языке.

5. Типологическое сравнение языков.

Занятие 2. Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. История языка и история народа.

2. Учение о форме слова; формы словоизменения и словообразования.

3. Учение о грамматических категориях. Категории объективные и субъективные.

4. Формы словосочетания.

5. Учение о предложении и фразе.

Занятие 3. Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понимание языка как иерархической системы и функционального образования.

2. Стили языка и культура речи.

3. Дифференциальные признаки фонем и фонологические оппозиции. Роль в фонологической методике одномерных привативных оппозиций.

4. Актуальное членение предложений.

Занятие 4. Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы.

2.Типологическая концепция И.И. Мещанинова.

3.Грамматическое учение о слове, семантическая теория, учение о стилях языка и языке художественной литературы В.В. Виноградова.

Занятие 5. Система и структура языка.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие о системе.

2. Система и структура.

3. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами.

4. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и асистемности в языке.

Занятие 6. Стратификация языковой системы.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы.

2. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Их специфика.

3. Понятие единицы языка.

4. Промежуточные ярусы языковой системы.

Занятие 7. Языковая система, норма, узус.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Определение понятий нормы, узуса, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние.

2. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка.

3. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.

Занятие 8. Языковая ситуация.

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Эндо - и экзоглоссные языковые ситуации.

2. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации.

3. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.

4. Языковые ситуации в бывшем СССР; социолингвистические проблемы и этноязыковые конфликты России и ближнего зарубежья.

Темы для самостоятельного изучения

1. Основные функции языка. Язык и другие средства общения.

2. Язык и общество. Связь развития языка с историей общества. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка.

3. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.).

4. Грамматические категории разных языков.

5. Применение математических методов в языкознании. Статистический подход к языку и частотные словари. Другие приемы формально-количественного анализа.

Форма отчетности самостоятельной работы студентов: проведение индивидуальных консультаций и коллоквиумов со студентами.


Наши рекомендации