Распределение фонда учебного времени по семестрам
Вид работы | Кол-во часов (восьмой семестр) |
Всего часов на освоение учебного материала (по ГОС/ВПО и учебному плану) | |
Часов аудиторных занятий всего | |
Часов лекций с разбивкой по семестрам | |
Часов практических занятий с разбивкой по семестрам | |
Часов самостоятельной работы с разбивкой по семестрам | |
Число контрольных работ с разбивкой по семестрам (курсам) | |
Число экзаменов с разбивкой по семестрам |
Тематическое планирование по ГОС ВПО 2000 и 2005гг
№ | Тема | Кол-во лекц. часов | Самостоятельная работа |
1. | Проблемы языкознания в филологии древнего мира, .средних веков и эпохи Возрождения Грамматика Панини в древней Индии. Древнегреческие философы о природе названий и об аналогии в языке. Анализ языковых элементов в логике и поэтике Аристотеля. Александрийские грамматисты. Роль христианства в развитии средневековой филологии. Расширение лингвистического материала. Филологическое изучение языков. Многоязычные словари. Рационализм. "Всеобщая рациональная и универсальная грамматика" П. Арно и Ж. Лансло (1660). Нормативные грамматики. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова (1755). | ||
2. | Возникновение сравнительно-исторического, языкознания. Становление сравнительно-исторического метода. "Сравнительная грамматика" Ф. Боппа. Возникновение германистики (Р. Раск и Я. Гримм) и славистики (Й. Домбровский и А.Х. Востоков). Типологические классификации языков Ф. и А. Щлегелей и В Гумбольдта. Философия языка В. Гумбольдта. Принцип противоречий как метод описания сущности языка. Язык как деятельность и национальное сознание. Внутренняя и внешняя формы языка. | ||
3. | Языкознание XIX века. Лингвистическая концепция А. Шлейхера и дальнейшее развитие компаративистики. Логикограмматическое (К. Беккер и Ф.И. Буслаев) и психологическое (Г. Штейнталь и А.А. Потебня) направление в языкознании XIX в. Младограмматическая школа и ее принципы исследования языка. "Принципы истории языка" Г. Пауля. | ||
4. | Языкознание конца XIX - начала XX века. Неограмматическое направление как синтез социологических, психологических и формально-грамматических концепций. Основные школы этого направления. Казанская лингвистическая школа. Язык как социально-психологическое явление (И.А. Бодуэн де Куртэне, Н.В. Крушевский, В.А. Богородицкий). Московская лингвистическая школа. Формальная грамматика (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский). Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Женевская и французская социологические школы (Ш. Балли, А. Мейе). | ||
5. | Языкознание первой половины XX века. Возникновение и развитие структурализма. Пражский лингвистический кружок (школа функциональной лингвистики). Учение о фонологических оппозициях Н.С. Трубецкого. Учение В. Матезиуса о грамматике. Л. Блумфилд как основатель дескриптивной лингвистики. Этнолингвистика. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Глоссематика Л. Ельмслева. | ||
6. | Современная лингвистика. Ведущие направления конца XX- начала XXI века. Генеративная лингвистика (теория трансформационной порождающей грамматики), Н. Хомский. Когнитивная лингвистика. Теория речевых актов. Лингвистическая прашматика. Функционализм. Лингвистика текста. Анализ дискурса. | ||
7. | Язык и общество. Теория происхождения человека, общества, мышления и языка. Социальная обусловленность языковых явлений. Отражение в языке национального характера, условий жизни и истории народа. Язык и культура.Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Социальная дифференциация языка, ее основные формы (территориальные и социальные диалекты, возрастные подсистемы). Классовая и профессиональная дифференцированность. Стилистическое расслоение языка как особая форма социальной дифференциации. Индивидуальные особенности в речи носителя языка как форма социальной обусловленности речи. | ||
8. | Знаковая природа языка. Понятие о знаке. Структура знака. Знаковые системы и их типология. Семиотика как наука и ее методологические аспекты. Соотношение языковой единицы и знака. Знаковое свойства языка. Языковые знаки, их структура и классификация. Вопрос об универсальности языка. Язык и несловесные формы общения. | ||
9. | Система и структура языка. Понятие о системе. Системы материальные и идеальные, первичные и вторичные. Система и структура. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами. Стратификация языковой системы. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Понятие единицы языка. Имманентные свойства единиц языка; их системность и структурность. Промежуточные ярусы языковой системы. К вопросу о ярусе дифференциальных признаков фонем. Место морфологии и словообразования в системе языка. | ||
10. | Язык и мышление. Основные точки зрения на соотношение языка и мышления. Языковые единицы и логические формы мышления. Понятие о нейролингвистике. Язык и психика человека. Понятие о психолингвистике. Психолингвистическая теория слова. Особенности внутренней речи как речевого механизма мышления. Влияние развития на язык. Вопрос о воздействии языка на мышление. Критика гипотезы Сепира-Уорфа. Разграничение содержания и техники мышления. "Языковая картина" мира и ее соотношение с логической моделью действительности. | ||
11. | Язык и речь, речевая деятельность. Понятие "язык" и "речь" в истории языкознания. Концепция языковой деятельности Л.В. Щербы. Современные представления о соотношении языка и речи. Актуальность решения проблемы языка и речи для методики преподавания языка. Лингво-психологическая характеристика иллокуции в языке. Понятие адресанта и адресата. Речь как реализация языка. Речевая деятельность в соотношении с языковой системой, узусом и нормой. Свойства речи в сопоставлении языком как специфической функционирующей структуры. | ||
12. | Методы лингвистического анализа. Философские и специальные методы. Понятие о методе, методике и приеме. Сущность, цели, задачи и исследовательские возможности описательного метода. Методика лингвистического эксперимента. Структурные методы. Метод анализа по непосредственно составляющим. Метод дистрибуций. Методики таксономического метода (компонентный анализ, коммутационная проверка, дистрибутивный и валентностный анализ и т.п.). Лингвогенетические методы и их сущность. Сходство и различие исторического и сравнительного методов. Методика внутренней реконструкции. Методика относительной хронологии и глоттохронологии. Приемы и принципы этимологического анализа. Типологический (сопоставительный) метод. Сущность типологического метода. Вопросы типологической классификации языков. Языковые универсалии. | ||
Итого: |
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания. | |
2. | Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания. | |
3. | Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания. | |
4. | Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов. | |
5. | Система и структура языка. | |
6. | Стратификация языковой системы. | |
7. | Языковая система, норма, узус. | |
8. | Языковая ситуация. | |
Итого: |
Планы семинарских занятий:
Занятие 1. Казанская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Учение о фонеме и фонетических альтернациях.
2. Понятие морфемы и морфологических процессов.
3. Язык как социально-психическое явление. Статистика и динамика.
4. Основные разделы науки о языке.
5. Типологическое сравнение языков.
Занятие 2. Московская лингвистическая школа, ее место в истории русского и европейского языкознания.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. История языка и история народа.
2. Учение о форме слова; формы словоизменения и словообразования.
3. Учение о грамматических категориях. Категории объективные и субъективные.
4. Формы словосочетания.
5. Учение о предложении и фразе.
Занятие 3. Пражская лингвистическая школа, ее место в истории европейского языкознания.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понимание языка как иерархической системы и функционального образования.
2. Стили языка и культура речи.
3. Дифференциальные признаки фонем и фонологические оппозиции. Роль в фонологической методике одномерных привативных оппозиций.
4. Актуальное членение предложений.
Занятие 4. Общеязыковедческие и фонологические взгляды отечественных лингвистов
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Общеязыковедческие и фонологические взгляды Л.В. Щербы.
2.Типологическая концепция И.И. Мещанинова.
3.Грамматическое учение о слове, семантическая теория, учение о стилях языка и языке художественной литературы В.В. Виноградова.
Занятие 5. Система и структура языка.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие о системе.
2. Система и структура.
3. Парадигматические, иерархические и синтагматические отношения между языковыми единицами.
4. Своеобразие системности языка. Соотношение системности и асистемности в языке.
Занятие 6. Стратификация языковой системы.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Понятие о ярусах языковой системы и их основные типы.
2. Фонетический, морфологический, лексический и синтаксический ярусы. Их специфика.
3. Понятие единицы языка.
4. Промежуточные ярусы языковой системы.
Занятие 7. Языковая система, норма, узус.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Определение понятий нормы, узуса, инновации в системе языковых отношений; их взаимодействие и взаимовлияние.
2. Роль узуса в формировании системе языка. Стабильность и изменчивость нормы - источник развития и условие функционирования языка.
3. Приоритет стабильности нормы для функционирования языковой системы.
Занятие 8. Языковая ситуация.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:
1. Эндо - и экзоглоссные языковые ситуации.
2. Сбалансированные и несбалансированные языковые ситуации.
3. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.
4. Языковые ситуации в бывшем СССР; социолингвистические проблемы и этноязыковые конфликты России и ближнего зарубежья.
Темы для самостоятельного изучения
1. Основные функции языка. Язык и другие средства общения.
2. Язык и общество. Связь развития языка с историей общества. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка.
3. Понятие об искусственных языках (эсперанто и др.).
4. Грамматические категории разных языков.
5. Применение математических методов в языкознании. Статистический подход к языку и частотные словари. Другие приемы формально-количественного анализа.
Форма отчетности самостоятельной работы студентов: проведение индивидуальных консультаций и коллоквиумов со студентами.