Условия формирования орфографического навыка

В области орфографии школьники овладевают умениями и на­выками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе много­кратных однообразных повторений. Такие навыки в подавляющем большинстве случаев представляют собой физические действия: ско­ропись, бег, метание и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основа­нии может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду пись­менная речь).

С учетом характера орфограммы орфографические навыки мож­но разделить на две крупные группы:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной
основе (правописание корней, приставок и суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как:

—навык письма;

—умение анализировать слово с фонетической стороны;

—умение устанавливать морфемный состав слова;

—умение вычленять из слова орфограмму, требующую про­верки;

—умение подвести орфограмму под соответствующее ей пра­вило;

— умение подобрать проверочные слова и др.

Каждое из указанных умений само по себе создает только пред­посылку для формирования орфографического навыка. Важно вза­имодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит не­сколько ступеней.

1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность про­верить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по наме­ченному плану — поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и в вариантах, с посте­пенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепен­ный отказ от правила.

Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его отно­сительное завершение относится к окончанию средней школы. Пись­мо — это вид речи, цель письма состоит в передаче мыслей пишу­щего. Необходимость сосредоточить все усилия на правописании мешает обдумыванию содержания текста, выбору наиболее удачных слов, построению предложений. Но и на высших ступенях автома­тизма контроль сознания не исключается: взрослый человек, даже пишущий практически без ошибок, всегда контролирует свое пись­мо, в нужных случаях проверяя себя по словарю, по правилу или по смыслу.

Для успешного формирования орфографического навыка не­обходимы определенные условия:

1) развитие речевого (фонематического) слуха;

2) развитие орфографической зоркости;

3) понимание языковых значений;

4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;

5) умение выбрать способ выполнения орфографического дей­ствия и составить алгоритм его выполнения;

6) выполнение достаточного количества практических упраж­нений;

7) систематическая работа над ошибками.
Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме онематического слуха появляются новый ас­пект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе ана­логии, т.е. в родственных словах.

Фонематический слух возникает в процессе речевой деятель­ности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений, таких, как:

1) аналитические упражнения на фонетическом, словообразо­вательном, лексическом и морфологическом уровнях;

2) синтетические упражнения на этих же уровнях;

3) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, уп­ражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;

4) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;

5) условия формирования орфографического навыка - student2.ru условия формирования орфографического навыка - student2.ru специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

6) выразительное чтение, декламация;

7) специальные упражнения в проговаривании;

8) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие ме­ханизмов образования морфологических форм, построение синтак­сических конструкций и т.п.

Проговаривание — это упражнение, которое положительно ска­зывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание мо­жет быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфогра­фическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфогра­фия не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале ор­фоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произнесением букв (ммм-ооо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделе­нием орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному со­ставу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует возникно­вению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфог­рафическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость — это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предпола­гает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено задани­ями, и в других упражнениях. При систематической отработке зор­кость автоматизируется и становится компонентом орфографическо­го навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопро­верки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допу­щенные ошибки. Стимулированием самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к сни­жению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обес­печивает понимание языковых значений. В данном случае под язы­ковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных мор­фем в составе слова, а также грамматическое значение слов, слово­форм и морфем.

Точное и ясное понимание значения слова необходимо для вы­деления в нем корня и других морфем, для подбора проверочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложении. А понимание значе­ния словосочетаний и предложений нужно для более точного уяс­нения значения слов и для характеристики форм частей речи.

В современной методике обучения правописанию главным, ре­шающим фактором признается фактор сознательной работы уча­щихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом

учитываются:

1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, мор­фемы;

2)грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

3) словообразовательная структура слова, его морфемный со­став, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;

4) законы фонетики и графики;

5) правила орфографии и традиция.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значи­тельную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание — один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно при­мыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, опре­деление положения тела, тетради, умение придерживаться стро­ки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «опис­ки»).

Определенную роль в формировании орфографического на­выка играет и. слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия соб­ственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практикуется орфоэпичес­кое и вслед за ним орфографическое (буквенное) проговарива­ние, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное проговаривание, но и оба варианта вместе, так как двойное произнесение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мыс­ленно, про себя, что приближает ученика к естественным усло­виям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отметим еще раз важность осознанности всей деятельности учащихся, объясне­ния несовпадений звучания и письма, способов проверки орфог­рамм, словообразовательного анализа.

Работа над ошибками — это актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных. Оправдала себя следующая «программа» работы над ошибками, предлагаемая учащимся (воз­можный вариант).

Памятка

Как работать над ошибками

1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напи­ши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, кото­рую пропустил, обозначь ударение.

2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой час­ти слова она находится. Для этого разбери слово по составу.

3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши про­верочное правило, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суф­фикс.

6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с су­ществительным в этом падеже.

7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прила­гательное вместе с существительным, по роду и падежу существи­тельного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Про­верь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же гла­голом в другом лице.

Наши рекомендации